Слушание в Конгрессе США по теме «Сирия после Женевы: последующие шаги для американской политики»

26 марта Комитет по международным делам Конгресса США[i] обсуждал сирийский вопрос с целью выработки рекомендаций касательно дальнейших действий, направленных на урегулирование ситуации в Сирии и регионе в целом. На мероприятии выступили Анна Патерсон, помощник госсекретаря по ближневосточным делам, и Томас Кантриман, помощник министра по международной безопасности и нераспространению. Также прозвучали заявления Дэвида Килкаллена, Председателя Caerus Associates, Вали Насра, декана John Hopkins School of Advanced International Studies, и Яна Егеланда, генерального секретаря Норвежского совета по делам беженцев.

Ниже приведены основные моменты, прозвучавшие во время слушаний.

Сирийская оппозиция по-прежнему довольно разнообразна и разрозненна, тем не менее, многие из сторонников оппозиции являются приверженцами умеренных взглядов, а значит, следует оказывать им поддержку. Хотя переговоры «Женева-2» и зашли в тупик, они способствовали некому сплочению в рядах оппозиции.

Война в Сирии привлекла множество группировок и террористических организаций, а также наемников и обычных граждан иностранных государств. В целом, в Сирии насчитывается порядком 75-110 тысяч бойцов, многие из которых несут ответственность за насилие по отношению к мирному населению. Вина за то, что происходит в Сирии, лежит на Башаре Асаде, так как он выпустил террористов из тюрем, позволил им создать свои базы, а также пригласил «Хизбаллу» и боевиков, прошедших подготовку в Иране, присоединиться к нему и сражаться на его стороне. Стоит также отметить боевиков с российского Северного Кавказа, из Центральной Азии и крымских татар, которые представляют опасность и для самой России, что может повлиять на российскую позицию.

Основным приоритетом сирийского кризиса должно быть предотвращение появления так называемых «зон безопасности», где террористы могут разместить свои постоянные базы и упрочить свои позиции. Учитывая какое количество наемников и джихадистов хлынуло в Сирию с началом конфликта, стоит отвести этому вопросу особое внимание. В связи с этим США вместе с союзниками, сирийской оппозицией и странами-соседями Сирии должны предпринять все возможное, чтобы лишить террористов финансирования и возможности вербовки новых бойцов, улучшить взаимодействие стран региона в рамках борьбы с экстремизмом и обеспечить защиту мирному населению. В то же время необходимо укреплять умеренную сирийскую оппозицию, находящуюся как внутри Сирии, так и за ее пределами. Также необходимо помочь мирному населению, страдающему от отсутствия гуманитарной помощи, предоставив людям необходимые продукты и воду, медицинские препараты, товары первой необходимости.

Из-за того, что часть территории находится под контролем военных группировок, оказание помощи умеренной оппозиции и мирному населению без прямого вмешательства США представляется довольно сложным. Изначально США планировали направить 260 миллионов долларов помощи для того, чтобы объединить и укрепить оппозицию, а также наладить связи между сирийской Национальной коалицией и неправительственными организациями, действующими на территории страны. Однако, Госдепартаменту и Агентству США по международному развитию (АМР США) пришлось пересмотреть изначальную стратегию и перенаправить финансовую помощь напрямую в органы местного самоуправления и общественные группы. Восстановление местных общин, обеспечение их всем необходимым, а также гарантия безопасности мирного населения чрезвычайно важны, в том числе поскольку именно эти люди будут играть ключевую роль в восстановлении сирийского государства после ухода Асада.

Еще одним немаловажным аспектом является проблема уничтожения химического оружия Сирии. В то время как некоторые из промежуточных сроков были нарушены, необходимо удостовериться, что полное уничтожение оружия произойдет в установленные сроки – к 30 июню. Правительство США никогда не доверяло Асаду, поэтому стоит продолжить оказывать влияние на его режим с целью полного уничтожения химического арсенала.

Ситуация в Сирии в значительной степени угрожает стабильности в регионе, в особенности это касается стран, граничащих с Сирией, поэтому одной из задач США является помощь странам региона в поддержании безопасности и стабильности на своих границах. В рамках помощи США выделили дополнительные средства Ливану, Иордании и Ираку для помощи сирийским беженцам, прибывшим туда. На юге Турции были размещены дополнительные ЗРК  «Пэтриот». Египет, сам находящийся в непростой политической ситуации, нуждается в предоставлении дополнительной гуманитарной помощи для беженцев. Что касается Израиля, то США пристально следят за тем, чтобы сирийский кризис не привел к дестабилизации на Голанских высотах. В то же время США поддерживает право Израиля на самозащиту от надвигающейся волны экстремизма.

Единственный способ прекратить кровопролитие и страдания сирийского народа – создание переходного правительства. США и Россия придерживаются общих взглядов касательно необходимости следования договоренностям Женевских соглашений 2012 года, тем не менее, Россия сделала недостаточно для того, чтобы принудить режим Асада следовать данным договоренностям. Более того, Россия продолжает поставлять вооружения Асаду, что никоим образом не приведет к стабильности в стране. Таким образом, необходимо сделать все возможное, чтобы заставить Россию пересмотреть свою позицию и перестать оказывать поддержку Асаду.

Председатель Caerus Associates Дэвид Килкаллен назвал 3 причины, по которым сирийский кризис представляет большую важность для США. Во-первых, это крупнейшая гуманитарная катастрофа в истории человечества. Во-вторых, конфликт в Сирии оказывает дестабилизирующее влияние на ситуацию в Ираке. В-третьих, это потенциальная опасность для союзников США – Иордании, Турции, Израиля и Ливана. Он также дал конкретные рекомендации по изменению американской стратегии по отношению к Сирии: необходимо проигнорировать результаты июньских выборов,  поскольку они представляют  попытку Асада остаться у власти и не являются легитимными; необходимо связать сирийский кризис с другими проблемами, в том числе с ситуацией на Украине и тем фактом, что в боевых действиях в Сирии участвуют чеченские боевики; необходимо сосредоточиться на мирных инициативах на местном уровне, то есть перейти к решению конфликта на уровне общественных объединений и местных самоуправлений; следует увеличить количество и расширить спектр программ помощи оппозиции; наконец, необходимо разработать план ограниченных военных ударов, что позволит нанести урон боевикам и обеспечить защиту местному населению.

Килкаллен отметил, что наличие угрозы применения силы придаст дополнительный импульс дипломатическим усилиям. Он не призывает к полномасштабной военной операции, но утверждает, что нанесение точечных ударов или хотя бы наличие реального плана и готовности воплотить его позволит быстрее найти решение конфликта.

По мнению Вали Насра, время, когда ключевую роль в урегулировании сирийского конфликта играли США и Россия подошло к концу и теперь необходимо учитывать мнение Турции, Саудовской Аравии и Катара. Что касается Яна Егеланда из Норвежского совета по делам беженцев, то он подчеркнул необходимость аполитичного подхода к оказанию гуманитарной помощи, а также призвал администрацию США продолжить диалог со всеми сторонами конфликта и помочь соседям Сирии с проблемой беженцев.

[i] http://www.foreign.senate.gov/hearings/syria-after-geneva-next-steps-for-us-policy

52.3MB | MySQL:103 | 0,522sec