О влиянии «саудовского лобби» на политику США

По официальным данным переписи населения в США за 2009 год в стране проживает три миллиона американцев арабского происхождения. В соответствии с правовыми актами, принятыми в 1946 и 1995 годах, различные этнические группы получили право на формирование собственных лоббистских групп в Конгрессе. На сегодняшний день в стране действует более ста различных рабочих групп (кокусы), лоббирующих интересы различных этнических общин. Наиболее влиятельные этно-лоббистские группы, влияющие на внешнюю политику США, представлены израильскими, армянскими и греческими кокусами. Однако в стране также действуют, так называемые, «теневые» этнические лобби, не имеющие официальных рабочих групп, однако, оказывающие значительное влияние не только на Конгресс, но и на решения Белого дома.

К таким группам лобби относится и «саудовское лобби». Данный термин используется не случайно, так как формулировка «арабское лобби» некорректна, как в этнокультурном, так и политическом контексте. Американские арабы не представляют собой «диаспору» в  ее классической интерпретации. Существуют сотни различных ливанских, сирийских, египетских, ливийских и другие общин, действующих раздельно друг от друга и имеющих различные внутренние и внешние приоритеты. Большинство организаций, созданные вышеназванными этническими группами, не имеют широких лоббистских связей и решают задачи внутриобщинного значения, в то время как саудовский фактор является одним из ключевых аспектов внешней политики США на Ближнем Востоке.

Нельзя также путать «саудовское лобби» с группами, которые сформированы из политических иммигрантов, покинувших Саудовскую Аравию. Цель данных групп – свержение королевского дома Саудитов и борьба против радикального ислама. Как правило, такие группы представлены несколькими мало авторитетными конгрессменами, лоббистская деятельность которых ограничивается лишь политическими заявлениями на слушаниях, посвященных проблемам прав человека на Ближнем Востоке. В свою очередь, «саудовское лобби» — это негласные агенты действующего политического истеблишмента официального Эр-Рияда.

Вышеназванные агенты представлены влиятельными бизнесменами, транснациональными корпорациями и ведущими политическими деятелями в стране. Основные цели «саудовского лобби»:

  • Поддержка США политического курса Саудовской Аравии на международной арене;
  • оказание военной поддержки в обход ограничений Конгресса;
  • борьба против американской критики (в том числе неправительственными организациями)  по вопросам прав человека и религиозных меньшинств.

Политическое лоббирование осуществляется в основном через такие транснациональные корпорации и организации как «US Chamber of Commerce»,  «Exxon Mobil Corp», «Koch Industries, Inc», «Chevron Corporation», «Fleishman-Hillard», «Boland & Madigan, Inc». По данным статистического центра «The Lobby Watch» за ноябрь-декабрь 2013 года Саудовская Аравия  перевела на счет «Exxon Mobil Corp» более $13 млн, которые были потрачены на лоббирование принятия законопроекта «Крика-Менедеса», предусматривающего введение нового пакета санкций против Исламской Республики Иран. В то же время на оказание военной поддержки сирийским повстанцам «саудовское лобби» через «US Chamber of Commerce»  за 2011-2013 годы выделило $25 млн. Ведущими лоббистами, представляющими интересы Саудовской Аравии на Капитолийском холме, являются такие авторитетные сенаторы и конгрессмены как:

  • Спикер Палаты представителей – Джон Бейнер
  • Лидер Республиканского большинства – Эрик Кантор
  • Лидер Сенатского большинства – Гарри Рид
  • Председатель комитета по бюджету – Пол Райан
  • Председатели комитетов по международным делам и армии Роберт Менедес и Марк Левин
  • Влиятельные конгрессмены Джон Маккейн, Марк Кирк, Бред Шерман, Пит Мюррей, Рональд Уайден, Рон Пол

В деле влияния на различные правозащитные организации «саудовское лобби» пользуется услугами влиятельной лоббистской корпорации «Podesta Group». По данным организации «Lobbying Datebase» Саудовская Аравия тратит ежегодно на «идеологический» лоббинг более $10 млн.  В данном контексте отметим, что в феврале 2002 Американский институт общественного мнения «Гэллап» провел исследование, по результатам которого 64 % американцев отрицательно относились к Саудовской Аравии. Пик недоброжелательного отношения (66%) наблюдался в 2004 году, а в 2010 лишь 58 % населения США относились отрицательно или резко отрицательно к королевству. Неудивительно, что после террористической атаки 9/11, саудовцы начали кампанию по связям с общественностью, вложив в нее, по грубым подсчетам, $ 100 млн, нанимая лоббистов, задачей которых было убедить американцев в том, что саудовцы были союзниками по борьбе с терроризмом, а не главными спонсорами джихадистов.

Не новым явлением было и то, что Саудовская Аравия пыталась «подготовить» для себя подходящие кадры, финансируя американские университеты, создавая арабские центры и программы по изучению ислама. С 1986 года таких инвестиций было сделано на сумму $130 млн, в том числе и $20 млн, вложенных в 2005 году в Гарвард и Джорджтаунский университет принцем Валидом ибн Талалом, племянником короля.  Результат работы саудовских лоббистов не заставил себя долго ждать. Так, за период 2008-2013 гг. ведущие правительственные и неправительственные организации, проводящие мониторинг по правам человека, не опубликовали ни одного доклада с критикой в адрес Саудовской Аравии. Более того, для работы в этом направлении наняты самые дорогостоящие лоббисты в США – Джерард Эванс, Тимоти Перри, Майкл Йоханссон и Джон Стейрхофф.  Не меньшее влияние «саудовское лобби»  оказывает и на администрацию президента США. Еще в ноябре 2005 года американский бизнесмен сирийского происхождения, директор саудовского фонда  «Hussein Al Amoudi Foundation»  Энтони Резхо, профинансировал создание «Сирийско-американской коалиции» (САК).

В своем интервью журналу  «The Chicago Tribune» Энтони Резхо заявил, что организация будет поддерживать «развитие демократии и гражданского общества в Сирийской Арабской Республике».  С 2006 года в США действуют 23 филиала организации и главная задача сегодня – «уход президента Башара Асада и формирование демократического режима». Отметим, что на официальном открытии САК присутствовали влиятельные политики из администрации президента Джорджа Буша-младшего: вице-президент Дик Чейни и один из советников президента Эндрю Кард, а также ряд конгрессменов: Джо ЛиберманБилл ФирстДенис Хастерт и др. Но особенно важно обозначить, что главным лоббистом организации является действующий президент Барак Обама, который в тот период был сенатором от штата Иллинойс. Как оказалось, сенатора Обаму и саудовского бизнесмена связывает многолетняя личная дружба, переросшая во взаимоотношения лоббист-заказчик. Дело в том, что финансированием политической карьеры адвоката Обамы занималась фирма «Davis Miner Barnhill & Galland», которая принадлежит саудовскому шейху Мухаммеду аль-Амауди. В США правой рукой М.аль-Амауди и главным координатором саудовского лобби является именно Этони Резхо. По данным «Government Accountability Groups», саудовские лоббистские группы потратили на президентскую кампанию Барака Обамы более $15 млн.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «саудовское лобби», имеющее широкие лоббистские связи как в законодательной, так и в исполнительной власти, оказывает мощное влияние на американскую политику. 

52.35MB | MySQL:103 | 0,460sec