Цена на нефть: саудовско-американский вызов – российский ответ

На прошлой неделе состоялся официальный визит американского президента Б.Обамы в Королевство Саудовская Аравия (КСА). В ходе беседы с королем Абдаллой обсуждались актуальные вопросы, волнующие обе стороны, в том числе проблемы энергетической безопасности.

Есть основания полагать, что одним из таких насущных вопросов могло стать возможное партнерство двух стран с целью понижения цены «черного золота» на мировом рынке. Это вызвано острым желанием США «отомстить» России за поражение на украинском треке.

Стоит напомнить, что подобный сценарий, вызвавший резкое обрушение цены на баррель, был разыгран Эр-Риядом и Вашингтоном почти 30 лет назад. В 1985–1986  г. КСА увеличило добычу нефти с 2 млн баррелей в сутки до 10 млн баррелей в сутки, что негативным образом сказалось на мировых ценах – они сократились в 3,5 раза.

Однако, в отличие от 1980-х гг., сейчас ситуация иная. Сегодня США не просто пытаются уговорить саудитов на односторонние действия, а предлагают им выступить в тандеме.

Дело в том, что с 1985 г. американские стратегические нефтяные резервы серьезно увеличились (по свежим данным, они составляют около 700 млн баррелей), что позволяет при необходимости разморозить их и пустить на внешние рынки вкупе с саудовскими дополнительными объемами. В качестве демонстрации силы Б.Обама уже заявил, что часть этих резервов (5 млн баррелей) разморожена и выставлена на торги.

Что касается технических и финансовых возможностей КСА для наращивания добычи и экспорта нефти, то они весьма солидные.

Возможная активизация производственных операций (в разумных пределах) со стороны КСА в случае острой необходимости обнажает несостоятельность и необоснованность заявлений некоторых исследователей относительно того, что Эр-Рияд блефует, поскольку на деле не способен оперативно повысить уровень добычи углеводородов. Стоит также учитывать, что на объем производства нефти влияет растущая прибыльность зарубежных капиталовложений королевства, позволяющая в ряде случаев безболезненно для экономического развития страны ограничивать добычу и экспорт жидкого топлива.

Примеры, свидетельствующие о саудовской мощи, имеются на практике.

Во-первых, мировой финансовый кризис вынудил Эр-Рияд интенсифицировать экспорт сырья, дабы повысить бюджетные поступления.

Во-вторых, во многом благодаря саудовским усилиям на европейском нефтяном рынке был восстановлен статус-кво после временного прекращения экспорта углеводородов из Ливии в 2011 году.

В-третьих, в начале 2012 г. Саудовская Аравия не раз выражала готовность восполнить дефицит углеводородов на мировом рынке, который может возникнуть в результате санкций Евросоюза и США, наложенных на нефтяную промышленность Ирана. Каким может быть российский ответ на американо-саудовский вызов?

Как представляется, Москве не стоит серьезно опасаться различных уловок со стороны ее энергетических визави в лице США и арабского королевства.

В середине прошлого года «Роснефти»  удалось заключить «сделку века» – долгосрочный контракт (сроком на 25 лет и стоимостью 270 млрд долларов) на поставку нефти в Китай.

Другим российским нефтяникам необходимо учесть позитивный опыт «Роснефти» и уже сейчас, не дожидаясь активных действий со стороны своих зарубежных конкурентов, стараться заключать больше долгосрочных контрактов с возможностью увеличивать объем поставок по ним.

Если российское сырье будет поставляться по фиксированным ценам на протяжении четверти века крупным потребителям (в частности КНР и другим азиатским игрокам), то никакие деструктивные шаги Запада и арабских монархий не страшны российской экономике.

Еще одним ответом могут являться дополнительные объемы нефти, которые российские компании планируют поставлять на внешние рынки с иракской территории.

В конце марта с.г. «Лукойл Оверсиз» (дочернее предприятие «Лукойла», отвечающее за зарубежные проекты) начал промышленную добычу на Западной Курне-2, а в мае ожидается начало коммерческой добычи на месторождении Бадра, которое разрабатывает «Газпром нефть».

Примечательно, что в перспективе обе компании планируют поставлять иракскую нефть на рынки Европы и Азии, о чем официально заявляют их представители.

В частности, в феврале 2014 г. генеральный директор «Газпром нефти» А.В.Дюков высказался о будущих планах компании реализовывать добытое на территории Ирака сырье на различных рынках. По его словам, к 2017 г. партнеры, разрабатывающие Бадру, ежесуточно намерены поставлять на рынок около 170 тыс. баррелей нефти.

По заявлению президента «Лукойла» В.Ю.Алекперова, его компания сегодня формирует рынок Китая для поставки нефти, которая пойдет из Ирака в больших объемах. По его словам, российский концерн рассматривает отношения с китайскими партнерами как стратегические.

Как сообщил В.Ю.Алекперов, с вводом месторождения Западная Курна-2 компания станет крупным игроком как на китайском, так и в целом на азиатском рынке.

Стоит отметить, что «Лукойл» уже обсуждает с китайскими Sinopec и CNPC возможность поставок нефти с Западной Курны-2. Соответствующий контракт может быть заключен сроком на год с последующей пролонгацией.

Таким образом, даже если США и Саудовская Аравия смогут поставить на рынок дополнительные объемы «черного золота», которые, по их мнению, смогут серьезно насолить Кремлю, то Москве опасаться нечего. Гораздо эффективнее продолжать ту энергетическую политику, которую уже ведет наше государство в лице крупных государственных и частных нефтяных компаний,  – заключать долгосрочные контракты с крупными потребителями на поставки собственной и добытой за рубежом нефти.

52.2MB | MySQL:103 | 0,641sec