США обеспокоены дестабилизацией ситуации в Ливане

Во время недавнего визита в КСА президент США Б.Обама четко дал понять своим саудовским партнерам, что не намерен потворствовать их попыткам создать на территориях Сирии и Ливана новый Афганистан и рассадник джихадисткой «заразы». Действия Эр-Рияда в рамках свержения режима Б.Асада усилиями руководителя Управления общей разведки (УОР) КСА принца Бандара привело к тому, что ситуация с контролем над действиями джихадистских «добровольцев» оставляет желать лучшего. Резня армян в Касабе боевиками просаудовской «Джабхат ан-нусра» вызвала большой международный резонанс и вынуждает европейцев и американцев предельно отчетливо артикулировать свою позицию. И она была высказана во время встречи Б.Обамы с королем Абдаллой. Причем не только в отношении Сирии, но и Ливана. Американцы озабочены ситуацией и в Ливане, благодаря усилиям тех же саудовцев превратившийся в логистическую и тыловую базу боевиков и радикалов, действующих на «сирийском направлении». Как обычно в таких случаях и бывает, держать нейтралитет и не дестабилизировать и без того  хрупкую внутриполитическую ситуацию в Ливане у Эр-Рияда не получилось. Более того, саудовцы стали активно стимулировать внутриливанское радикально-суннитское сопротивление и направлять его на иранские цели. Были организованы несколько терактов в отношении руководства «Хизбаллы» (чего ранее никогда не было) и даже теракт в отношении посольства Ирана в Бейруте, во время которого погибли сотрудники посольской резидентуры элитного подразделения КСИР «Аль-Кудс». И это несомненно было своеобразным переходом «условной границы» правил противодействия между шиитами и суннитами в Ливане. И основным организатором этого был руководитель УОР принц Бандар.

В этой связи стало очевидно, что система сдержек и противовесов, обеспечивающая ливанскую относительную стабильность, стала давать сбой на фоне нового вызова в лице резко усилившегося фактора исламистского радикализма. Долгий отказ США в поставке новых видов вооружения и боеприпасов для ливанской армии пока сохраняется, но Париж, не без консультаций с Вашингтоном, уже начал переговоры по линии ВТС с ливанским правительством. Желание президента М.Сулеймана усилить ливанскую армию, а он в данном случае выражает волю армейского командования, вполне обосновано, поскольку иного пути создать наднациональную силу, способную гарантировать стабильность в стране, не существует. Опасения же Запада в отношении того, что поставленное оружие попадет в руки «Хизбаллы» при нынешнем развитии ситуации отходит на второй план.

Для более вдумчивого и обстоятельного изучения ситуации «на месте» США решили направить в Ливан при согласовании с местными властями группу своих силовиков. Сделано это было в лучших традициях американских фильмов: 29 марта с.г. смешанная команда сотрудников ФБР и ЦРУ  высадилась с вертолета в Бейруте под покровом ночи. Эта команда укомплектована специалистами по антитеррористической борьбе и в ее обязанности, помимо сбора информации, входит и консультирование офицерского состава Министерства обороны Ливана по вопросам противодействия атакам террористов на базы и КПП ливанской армии. Перед группой также стоит задача по агентурной инфильтрации в суннитские радикальные организации. При этом американцы вряд ли могут опираться на помощь местной спецслужбы в лице Службы внутренней безопасности (СВБ), которая находится под контролем суннитов и уже неоднократно использовалась теми же саудовцами для решения своих целей. Достаточно вспомнить надуманные обвинения в отношении руководства антисаудовской секты «Ахбаш» в связи с «делом Р.Харири», а позднее попыток привязать к этому же делу руководителей «Хизбаллы». Также очевидна роль сотрудников СВБ и в деле достижения договоренности с ХАМАСом по вопросам подготовки и оказания практической помощи просаудовским радикалом из «Джабхат ан-нусра» в организации боевых действий в Дамаске и других сирийских городах. Собственно, за это и поплатился жизнью тогдашний руководитель СВБ Висам аль-Хасан в прошлом году, в чьей гибели вполне оправданно подозревают специалистов из «Хизбаллы».

Мало надежды у американцев и на аппарат военной безопасности, практически полностью контролирующейся «Хизбаллой». В этой связи большинство экспертов сходятся во мнении, что основным союзником США в деле борьбы с экстремистами станет нынешний командующий ливанской армией Жан Кахваджи, который может играть роль своеобразного посредника между конкурирующими спецслужбами страны. Последний является наиболее реальным кандидатом на пост президента Ливана после окончания срока полномочий М.Сулеймана в мае с.г.

Угроза атак на блок-посты ливанских вооруженных сил резко обострилась примерно месяц назад. Джихадисты обвинили командование армии в сговоре с сирийскими властями и проведении ими совместных операций против радикалов и их баз. 29 марта с.г. смертник атаковал армейский КПП в Вади Ата (возле г. Арсал). Во время взрыва погибло 3 военнослужащих. В результате ответной операции ливансих военных два дня спустя в этом же районе был ликвидирован предполагаемый организатор теракта — Сами Атраш. Про него известно, что он являлся палестинцем, проживал в одном из лагерей для беженцев и ранее примыкал к ХАМАСу. Но хамасисты к этой операции отношения не имеют. Эксперты сходятся во мнении, что Атраш действовал по заказу «третьих лиц» и прозрачно намекают на суннитских религиозных деятелей Ливана, которые связаны с саудовцами. В любом случае атаки на ливанских военных со стороны исламистов — это очень тревожный сигнал о том, что Ливан втягивают в полномасштабную гражданскую войну, что абсолютно неприемлемо ни для Вашингтона, ни для Парижа.

52.18MB | MySQL:103 | 0,623sec