Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (31 марта-6 апреля 2014 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Афганистане, где 5 апреля состоялись президентские и муниципальные выборы.

Власти Афганистана и международное сообщество признали прошедшие в стране выборы успешными. По заявлению председателя национальной Независимой избирательной комиссии Ю. Нуристани явка избирателей на президентских и муниципальных выборах составила порядка 58%, т. е. проголосовало около 7 млн граждан Афганистана из общего числа 12 млн избирателей. На пост президента республики баллотировалось 8 кандидатов, однако, как считают политические наблюдатели, лишь трое из них имели реальные шансы на успех. Это бывшие министры иностранных дел Афганистана З. Расул и А. Абдулла, а также экс-министр финансов А. Г. Ахмадзай. Эти политики хорошо известны не только в стране, но и за ее пределами, поскольку длительное время занимали ведущие посты в правительстве.

Официальный подсчет голосов должен завершиться 20 апреля. В случае, если ни один из претендентов не сможет получить необходимые для победы в первом туре 50% плюс один голос, то 28 мая в Афганистане должен пройти второй тур президентских выборов.

Следует подчеркнуть, что несмотря на угрозы талибов сорвать голосование «любой ценой», обстановка в стране в день голосования оставалась относительно спокойной. У избирательных участков из полицейских и военных были организованы т. н. кольца безопасности, а все дороги в Кабул были перекрыты. Порядок на выборах обеспечивали 350 тыс. военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Тем не менее, в ходе террористических нападений в день голосования погибли 20 и получили ранения 43 человека, в основном это военнослужащие и сотрудники полиции. Следившие за процессом голосования 325 тыс. местных и иностранных наблюдателей зафиксировали ряд незначительных нарушений, которые оперативно устранялись властями. Особенностью прошедших выборов стало недостаточное количество бюллетеней для голосования. На многих участках они закончились уже к середине дня.

По оценкам экспертов, перед новым главой афганского государства стоят исключительно сложные задачи. Прежде всего, это решение проблемы обеспечения внутренней безопасности, от чего зависит выживаемость нынешней власти. Президент должен будет в кратчайшие сроки окончательно определить перспективы пребывания иностранных войск на территории страны после 2014г. Отметим, что все трое фаворитов заявили, что в случае победы готовы подписать с США соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, которое позволит продолжить стратегическое сотрудничество между двумя странами и, в частности, решить вопрос о пребывании американских войск в Афганистане. Вторая важнейшая проблема – выстраивание отношений с талибами — главной силой оппозиции. Развитие ситуации в стране в ходе избирательной кампании показали, что национальная армия, МВД и службы безопасности пока не в состоянии полностью перекрыть границу с Пакистаном и предотвратить масштабные теракты. Также очень остро стоят проблемы коррупции на всех уровнях власти, а также  наращивания производства и торговли наркотиками.

В различных районах Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима президента САР Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в приморской провинции Латакия и вокруг Дамаска. В провинции Латакия боевики оппозиции по-прежнему стремятся захватить и удержать участки морского побережья и расширить зону контроля к югу от границы с Турцией. В то же время попытки правительственной армии переломить ситуацию в свою пользу особого успеха пока не имеют. Сообщается о переброске по воздуху боевиков оппозиции из Иордании в Турцию с последующим направлением их в район боев в провинции Латакия. Под Дамаском правительственные войска ведут наступление с задачей вытеснить боевиков оппозиции из района Восточная Гута.

Министр обороны России С. Шойгу 1 апреля заявил, что страны Запада и аравийские монархии оказывают вооруженным террористическим группировкам помощь, в том числе военную. Он отметил, что из-за данной поддержки ситуация в Сирии остается напряженной. По мнению Шойгу, военное вмешательство в сирийский конфликт может привести к катастрофе.

По информации СМИ, США готовят план по наращиванию военной помощи сирийским боевикам, который предполагает усиление тренировочной миссии и увеличение поставок стрелкового оружия противникам Асада. При этом поставок в Сирию ПЗРК или противотанкового оружия план не предусматривает. Кроме того, предполагается участие в подготовке боевиков инструкторов из Саудовской Аравии, Иордании, ОАЭ и Франции.

Продолжается процесс химического разоружения Сирии. На минувшей неделе из страны была вывезена 12-я партия отравляющих веществ. Власти Сирии подготовили 72 контейнера с химоружием (ХО) и его компонентами для дальнейшего вывоза из страны и уничтожения. Это упакованное ХО составляет около 40% всего задекларированного химического арсенала САР.

Международное сообщество начало подготовку к проведению третьей конференции по Сирии («Женевы-3»). Об этом 1 апреля объявил глава ООН Пан Ги Мун. В МИД России сообщили, что повестка дня третьего раунда межсирийских переговоров в принципе уже согласована. Она предусматривает обсуждение комплекса вопросов: прекращение насилия и противодействие терроризму, формирование переходного управляющего органа с участием представителей правительства САР и различных сегментов сирийской политической оппозиции, а также другие задачи, вытекающие из Женевского коммюнике от 30 июня 2012г. Что касается конкретных сроков начала третьего раунда, то они пока не определены.

Костяк стран-участниц т. н. группы «друзей Сирии», поддерживающей оппозицию, назвал предстоящие в САР президентские выборы «противоречащими Женевскому коммюнике». Об этом говорится в заявлении объединения «Лондон-11», в которое входят Великобритания, Германия, Египет, Иордания, Италия, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Турция и Франция.

5 апреля в Стамбуле начала работу сессия Генеральной ассамблеи Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Сирии. На ней должно быть обновлено руководство коалиции и определена позиция НКОРС по участию в «Женеве-3».

Сложная обстановка сохраняется в Ливане. 1 апреля ливанская армия приступила к выполнению плана безопасности в городе Триполи на севере страны, где сохраняется опасный очаг междоусобицы на почве событий в Сирии. Во всех районах города развернуты армейские блокпосты, улицы патрулирует бронетехника, ликвидируются баррикады, установленные боевиками враждующих группировок. 5 апреля подразделения ливанской армии установили блокпосты на автодороге, ведущей в Сирию, в районе городов Арсаль и Хермель. 6 апреля группа сирийских боевиков напала на блокпост ливанской армии в близи Арсаля.

Госсекретарь США Дж. Керри 4 апреля заявил, что палестино-израильские переговоры находятся в критической стадии, и призвал стороны активнее работать для достижения компромисса, отметив, что «если продолжать тянуть и дальше – переговоры будут окончены и не приведут ни к каким результатам», а его старания сойдут на нет. По мнению главы американской дипломатии, между палестинцами и израильтянами имеется «глубокое расхождение во взглядах, которое нужно преодолеть в ближайшее время». Керри отметил, что в настоящее время США оценивают следует ли продолжать свою роль в мирных переговорах после того, как израильская и палестинская стороны «предприняли шаги, которые не были полезными». Эти заявления глава американской дипломатии сделал после того, как 1 апреля палестинский президент М. Аббас объявил, что палестинская администрация приняла решение о присоединении на правах государства к 15 организациям и учреждениям, связанными с ООН. По словам Аббаса, этот шаг стал ответом на отказ Израиля освободить последнюю, четвертую группу из 26 палестинских заключенных. Израиль же потребовал от палестинского руководства отозвать заявки на присоединение к международным организациям и договорам, отказавшись без этого выполнять прошлогодние договоренности об амнистии заключенных-палестинцев и пригрозив дополнительными санкциями. В свою очередь, президент США Б. Обама считает, что усилия Керри в качестве посредника израильско-палестинских мирных переговоров «достигли своего предела». Тем не менее, ни израильтяне, ни палестинцы официально не отказываются от продолжения диалога, а 10 апреля Дж. Керри намерен вернуться в регион, чтобы провести переговоры с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху и палестинским лидером М. Аббасом. 6 апреля Нетаньяху заявил, что Израиль готов возобновить переговоры с палестинцами, «но не любой ценой». Кроме того, по словам Нетаньяху, на односторонние действия палестинцев израильтяне ответят своими односторонними действиями.

На минувшей неделе в ответ на ракетные обстрелы израильской территории из сектора Газа ВВС ЦАХАЛа нанесли несколько ударов по объектам боевиков в палестинском анклаве.

Сложная обстановка сохраняется в Египте. В Каире и ряде других городов страны не прекращаются выступления противников правящего режима, главным образом из числа студентов, поддерживающих «Братьев-мусульман». Многие протестные выступления перерастают в ожесточенные столкновения с полицией. 2 апреля в результате серии терактов в Каире погибли сотрудники правоохранительных органов, в том числе генерал полиции. По оценке экспертов, «это инцидент стал проявлением усиливающейся радикализации среди студентов, сигналом роста насилия» в период подготовки страны к президентским выборам. В ответ египетское правительство срочно утвердило новый закон о борьбе с терроризм, который передан на утверждение временному президенту АРЕ А. Мансуру. Новый закон серьезно ужесточает наказания за причастность к террористической деятельности, в том числе за оказание моральной, финансовой и логистической поддержки экстремистам.

31 марта в Ливии был принят новый закон о выборах, открывающий дорогу к проведению в стране парламентских выборов. Новый закон запрещает политическим партиям выступать со своими списками, а все кандидаты в депутаты должны баллотироваться индивидуально. При этом выдвиженец должен иметь ливийское гражданство, высшее образование, быть старше 25 лет и обязан заручиться поддержкой не менее 100 представителей своего избирательного округа.

В Турции на прошедших 30 марта муниципальных выборах уверенную победу одержала правящая Партия справедливости и развития (ПСР) во главе с премьер-министром Р. Т. Эрдоганом. ПСР набрала более 45% голосов избирателей, в то время как ведущая оппозиционная Народная республиканская партия получила около 28%. Как отмечают эксперты, победа придаст Эрдогану уверенности после недавних массовых протестов в крупных городах и обвинений в коррупции. Вместе с тем, следует отметить, что в Стамбуле и Анкаре победа ПСР не была столь очевидной.

2 апреля Конституционный суд Турции принял решение о снятии запрета на доступ в социальную сеть Twitter, а 3 апреля Управление по связи и телекоммуникациям прекратило блокировку этой сети. В то же время премьер-министр страны Р. Т. Эрдоган заявил, что, если власти Турции принимают решение Конституционного суда о разблокировании сети Twitter, то это не означает, что они уважают это решение. Тем временем 5 апреля по решению Административного суда Анкары в стране был вновь заблокирован доступ к социальной сети YouTube.

В Алжире 5 апреля вновь прошли массовые протестные выступления оппозиции, выступающей против участия нынешнего главы государства А. Бутефлики в предстоящих 17 апреля президентских выборах.

Приложение

 

 

О состоянии вооруженных сил Мавритании

 

 

Сложная военно-политическая обстановка в Северо-Западной Африке и Сахеле, наличие территориальных и иных спорных проблем с соседними государствами, неурегулированность межэтнических отношений и другие противоречия в мавританском обществе, негативно влияющие на внутриполитическую стабильность в стране, определяют приоритеты руководства Исламской Республики Мавритании (ИРМ) при решении проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности и обороны.

Мавритания, обладая обширной территорией (1030,7 кв. км) и протяженными границами (общая протяженность сухопутных границ — 5074 км, морских — 754 км), но, имея малочисленное население (3,5 млн человек, плотность населения немногим более 3-х человек на 1 кв. км), слаборазвитую экономику (146-е место в мире по объему ВВП), а также слабую по численности, вооружению и уровню подготовки армию, с большими трудностями противостоит усилившейся в последние годы террористической угрозе, прежде всего, со стороны группировки «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ). В создавшихся условиях военно-политическое руководство Мавритании активно ищет внешних партнеров и союзников, которые могли бы оказать эффективное политическое содействие, а при необходимости и реальную военную помощь в деле защиты суверенитета и территориальной целостности республики.

Отсутствие у ИРМ собственной военно-промышленной и научно-технической базы ставит страну в полную зависимость от зарубежной помощи в деле оснащения вооруженных сил оружием и военной техникой, создания элементов военной инфраструктуры, а частично и подготовки кадров, прежде всего инженерно-технического состава. Все вооружение и военная техника мавританских ВС иностранного производства (французского, советского, американского, китайского и др.). Причем большая часть оружия получена еще в 1970-е — 1980-е гг., морально и физически устарела, требует модернизации или замены на современные образцы, однако, учитывая сложное финансово-экономическое положение республики, в ближайшие годы правительство вряд ли пойдет на закупки крупных партий вооружения за границей. Маловероятна и значительная безвозмездная военная помощь из-за рубежа.

Вооруженные силы Мавритании (15780 человек) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил. В условиях усиления угроз национальной безопасности руководство ИРМ увеличивает военные расходы. Так, в 2009г. они составили 115 млн долларов (3,8 проц от ВВП), а в 2013г. – 147,23 млн долларов (4 проц от ВВП).

Верховным главнокомандующим ВС Мавритании является президент республики. Он руководит вооруженными силами через Vинистерство национальной обороны (МНО) и генеральный штаб. МНО возглавляет гражданское лицо. Министерство занимается в основном административными и финансовыми вопросами, закупками вооружений за рубежом, отвечает за строительство различных объектов военного назначения. Генеральный штаб — основной орган оперативного управления войсками и организации боевой подготовки. Генштаб разрабатывает планы использования вооруженных сил. Начальник генерального штаба одновременно является командующим сухопутными войсками, в оперативном отношении ему подчинены командующие ВВС и ВМС. В военно-административном отношении территория ИРМ разделена на шесть военных районов.

Боеспособность и боеготовность войск, уровень боевой и технической подготовки личного состава находятся на недостаточно высоком уровне. Армия испытывает значительные трудности в вопросах поддержания в технически исправном состоянии вооружения и военной техники. Практически отсутствует ремонтная база.

В последние годы одним из основных видов деятельности национальных ВС является борьба с террористическими вооруженными формированиями АКИМ и бандами наркоторговцев, действующими на территории республики. В 2010-2012гг. мавританская армия провела ряд операций против боевиков АКИМ как на территории страны, так и в приграничных районах соседнего Мали. Причем многие из них были успешными. Этому способствовали меры правительства по повышению возможностей армии в борьбе с террористами. В то же время Мавритания отказалась направить свои войска для участия в начавшейся в 2013 г. международной антитеррористической операции в Мали, объяснив это «неготовностью» страны.

Сухопутные войска (15000 человек) являются основным и наиболее боеспособным видом вооруженных сил. В их боевом составе имеется 19 батальонов, 3 артиллерийских и 2 зенитных дивизиона. На вооружении состоит 35 танков Т-55, 84 орудия полевой артиллерии калибра 122 и 105 мм, 114 минометов калибра 120, 82 и 60 мм, до 150 бронемашин и БТР, 24 ПТРК, 100 ПЗРК, 50 зенитных орудий. В условиях возросшей активности террористических группировок на севере, востоке и северо-востоке республики  туда были переброшены дополнительные силы сухопутных войск.

Военно-воздушные силы (250 человек) имеют на вооружении 19 самолетов и 2 вертолета, из которых 8 самолетов используются как учебно-боевые и боевые, 1 самолет выполняет функции морской патрульной и транспортной машины. Имеется также 4 учебно-тренировочных и 6 транспортных самолетов. В целом ВВС являются наименее развитым и боеспособным видом вооруженных сил.

Военно-морские силы (620 чел.) имеют на вооружении патрульный корабль и 11 патрульных катеров. Имеются две военно-морские базы: Нуакшот и Нуадибу. В составе ВМС есть рота морской пехоты (100 чел.). Основной задачей флота является защита рыболовства в территориальных водах (ширина – 30 миль) и 200-мильной экономической зоне. В 2014 г. ожидается вступление в строй еще одного патрульного корабля индийской постройки.

Кроме вооруженных сил в стране имеются военизированные формирования в составе МВД: Национальная жандармерия (3000 человек) и Национальная гвардия (2000 человек). Подразделения Национальной жандармерии предназначены для решения задач по поддержанию внутренней безопасности. Национальная гвардия выполняет задачи по охране государственных границ и поддержанию порядка.

Мавритания поддерживает активные военные связи с США, участвует в американской «Транссахарской антитеррористической инициативе». В рамках этой программы ВС ИРМ регулярно участвуют в многонациональных антитеррористических учениях «Финтлок». В 2013 г. они проходили на территории Мавритании. Американские военные оказывали помощь в подготовке местных военнослужащих, главным образом спецназовцев, а мавританские военные проходили подготовку в США.

Мавритания имеет постоянные военные связи с НАТО. В 2013 г. мавританские ВМС, наряду с флотами 18 стран, в том числе Марокко, Франции, США и Великобритании участвовали в военно-морских учениях «Сахарский экспресс-2013», на которых отрабатывались вопросы борьбы с нелегальным рыболовством и контрабандой оружия. Корабли ВМС стран НАТО периодически заходят в мавританские порты.

По закону 1962 г. в Мавритании введена обязательная военная служба для граждан мужского пола, достигших 18 лет. Срок службы определен в 24 месяца. Широко распространена и служба по найму, на которую добровольцы могут поступать армию с возраста 16 лет и подписывать контракт на срок от двух до пяти лет. На практике по причине нехватки финансовых средств и трудностей, связанных с призывом в армию кочевников, набор призывников в армию осуществляется не в полном объеме. Офицерский состав комплектуется главным образом из арабо-берберов, выходцев из северных районов республики. Основным военно-учебным заведением страны является Объединенный военный колледж, который готовит офицеров по двухгодичной, а сержантов — по одногодичной программе. Выпускники колледжа могут продолжить образование за рубежом.

Вооруженные силы продолжают занимать ведущее место в политической жизни Мавритании, оставаясь наиболее организованной политической силой страны. На президентских выборах в 2009 г. главой государства был избран генерал М. ульд Абдель Азиз, руководивший в 2008 г. государственным переворотом. Политическая система ИРМ еще не устоялась, в республике недостаточно развиты институты гражданского общества. Учитывая эти факторы, военные, в ближайшие годы вряд ли откажутся от ставшей для них привычной роли верховного арбитра судеб Мавритании.

10 июля в стране ежегодно отмечается день национальной армии.

Таким образом, на сегодняшний день и на обозримую перспективу мавританские вооруженные силы по своей численности, технической оснащенности и уровню подготовки личного состава могут выполнять лишь задачи (причем не в полном объеме) по обеспечению внутренней безопасности и борьбе с террористическими вооруженными формированиями.

52.32MB | MySQL:103 | 0,507sec