Ситуация в зоне Сахеля: март 2014 г.

Несмотря на множество ранее появившихся победных реляций Парижа, в марте французы продолжили операцию «Серваль» на севере Мали. 6 марта министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил, что в результате удара, нанесенного авиацией и боевыми вертолетами по формированиям «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) в долине Аметтетаи близ г.Кидаль на северо-востоке Мали были уничтожены свыше 10 боевиков.

По данным министра, французские военные обнаружили боевиков с помощью беспилотных летательных аппаратов «Репер», недавно приобретенных у США. Именно они навели на цель истребители, которые нанесли удар по боевикам в момент, когда выполняли некие операции с имевшимися у них реактивными снарядами.

Совместная операция с использованием БПЛА, авиации и ударных вертолетов продемонстрировала новые возможности, появившиеся у французских военных в регионе. БПЛА типа «Репер» базируются в Ниамее (Нигер). Судя по всему, речь идет об их чисто разведывательном, неударном варианте. Истребители «Мираж-2000» действовали с французской базы в Нджамене (Ча)/, боевые вертолеты «Тигр» — с передового аэродрома в Тессалите (север Мали). Подразделения сухопутных войск в этой операции не участвовали.

По оценке французского министра, на севере Мали «сохраняется реальный риск восстановления» потенциала джихадистских группировок, разгромленных после начала операции «Серваль» в первой половине 2013 г. В этой связи он поставил задачу французским военным не терять бдительность.

Уже 14 марта «высокопоставленный представитель малийской армии» сообщил АФП, что в ходе того рейда был уничтожен «с оружием в руках», в частности, один из видных главарей малийских джихадистов Омар ульд Хамаха, разыскивавшийся властями Мали и США. В разное время он подвизался в качестве полевого командира как в АКИМ, так и в Движении за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА). Малийская юстиция выписала ордер на его арест еще в феврале 2013 г., месяц спустя после начала операции «Серваль». О.ульд Хамаха, известный также по кличке «Красная борода», разыскивается также Соединенными Штатами, оценившими в июне 2013 г. его «голову» в 3 млн долларов. До этого его имя упоминалось в связи с похищением в апреле 2012 г. алжирских дипломатов, работавших в консульстве Алжира в г.Гао. Всего тогда было похищено 7 человек. Позднее трое из них были освобождены. В сентябре 2013 г. ДЕДЗА объявило о казни одного из четырех оставшихся у него алжирских заложников. Эта информация не подтверждалась Алжиром.

11 марта близкие к «Аль-Каиде» джихадисты в связи с действиями французов в Мали и ЦАР распространили в интернете очередную порцию угроз в адрес президента Франции Франсуа Олланда. «Нашим волкам – одиночкам во Франции: обезглавьте главу атеизма и преступности. Терроризируйте его правительство. Заставьте его взорваться», — говорилось, в частности, в коммюнике, размещенном на близком к «Аль-Каиде» сайте «Медийная платформа муджахидинов». «Ни Олланд, ни его солдаты не будут знать мира во Франции до тех пор, пока не будут жить в мире мусульмане в Мали и ЦАР», — утверждалось в нем. Тем самым авторы коммюнике давали понять – по крайней мере, на словах, что новые атаки на французские интересы могут быть совершены на территории Франции.

Со своей стороны Ф.Олланд на публике отнесся к этим угрозам спокойно, заметив, что они – не первые. В то же время его окружение дало понять, что их надо рассматривать всерьез и «оставаться чрезвычайно бдительными». В нем же сообщили, что французские спецслужбы предприняли соответствующие меры безопасности.

12 марта на автодороге Тессалит – Агельхок на севере Мали подорвался на мине французский военный автомобиль. В результате один французский солдат из состава совместного франко-малийского патруля получил ранения. Он был немедленно эвакуирован из этого района.

Подрывы на минах продолжились и в дальнейшем. 16 марта в результате аналогичного инцидента в том же районе подорвалась машина чадского контингента из состава Миссии ООН в Мали (Minusma). В результате 4 солдат получили ранения, в том числе 3 – тяжелые. По оценкам военных их Minusma, судя по всему, в обоих случаях речь шла о только что выставленных минах, поскольку ранее эта дорога считалась относительно безопасной.

Чадские военные заплатили самую высокую цену за участие в боевых действиях на севере Мали, потеряв там около 50 человек убитыми.

20 марта все тот же глава Миноборны Франции сообщил, что в Мали за несколько предыдущих недель французские военные уничтожили до 40 джихадистов, в том числе несколько полевых командиров. Операции францзских военных были направлены на недопущение перегруппировки сил джихадистов. Среди уничтоженных полевых командиров он назвал уже упоминавшегося О.ульд Хамаху – тестя Мохтара Бельмохтара, главаря джихадистского формирования «Подписавшиеся кровью». Министр вновь заявил, что «война по освобождению Мали завершена победой, но что еще не завершено, причем не только в Мали – так это борьба против терроризма». Он же подтвердил, что французский контингент в Мали, численность которого в настоящее время составляет 1,6 тысяч человек, останется там надолго, при этом он будет незначительно сокращен.

В настоящее время еще 2 тысячи французских солдат действуют в ЦАР, где они оказывают поддержку 6-тысячному миротворческому контингенту Африканского союза (Misca), развернутого в этой стране после прошедших там кровавых столкновений между христианами и мусульманами. В состав Misca воинские контингенты выделили Руанда и Бурунди, а также два Конго.

18 марта в МИД Мали был вызван посол России в Бамако Алексей Дулян, от которого потребовали объяснений по поводу приема в Москве делегации туарегов, представлявших Национальное движение освобождения Азавада (НДОА).

Ранее НДОА распространило коммюнике, согласно которому делегацию НДОА во главе с его лидером Билалем Аг Ашерифом принял 14 марта в Москве заместитель главы МИД РФ Михаил Богданов. Как утверждало НДОА, визит его делегации в Москву был связан с представлением некоего послания туарегов, адресованного «всем, и в частности, членам Совета Безопасности ООН, обладающим правом вето».

Как заявило в этой связи МИД Мали, представитель Москвы заверил Бамако, что его страна «признает территориальную целостность Мали», и что прием делегации НДОА «никак не означает признание этого движения».

Ранее, в конце января с.г., генерального секретаря НДОА принял король Марокко Мохаммед VI.

20 марта в Уагадугу было объявлено о создании Коалиции народов за Азавад (КНА). Как заявил ее основатель Ибрагим Аг Мохаммед Ассалах (до недавнего времени он входил в руководство НДОА), новая организация объединяет «все общины, проживающие на севере Мали». Ее цель – защита «законных прав» народов Азавада на запланированном переговорном процессе с Бамако. Как утверждал глава КНА, его организация ведет «такую же политическую борьбу», как НДОА, однако в менее воинственном тоне. Основой для этой политической борьбы являются соглашения с Бамако от 18 июня 2013 г. По его словам, в новую организацию кроме диссидентов из НДОА вошли несколько человек, ранее состоявших в Арабском движении Азавада (АДА) и Верховного совета за единство Азавада (ВСЗЕА), а также «значительное число бойцов НДОА, всего – до 8 тысяч человек».

«Мы хотим мира, мы хотим обсуждать его условия на основе соглашений, подписанных в Уагадугу, и мы хотим объединить все движения Азавада вместе, с тем, чтобы говорить с Бамако одним языком», — заявил он.

Почти одновременно – 22 марта – в Риме собрались представители НДОА, ВСЗЕА и АДА. Заявленной целью встречи была координация действий трех движений. Возможно, в Риме собрались представители тех фракций трех организаций, которые по каким-то причинам не захотели связываться с КНА.

Что касается ситуации в ЦАР, то пока посланные туда французские и африканские военные не смогли обеспечить безопасность ни в стране, ни в столице. Многие кварталы Банги находятся под контролем милицейских формирований христиан, утверждающих, что они защищают население от «мусульман». Последние окопались на востоке страны. И там, и там события все больше напоминают этнические чистки, которым миротворцы пока ничего не могут противопоставить при том, что пока не может быть и речи о возвращении оружия разоруженным ранее воинским формированиям ЦАР, также расколовшимся по религиозному принципу.

28 марта в Ямусукро состоялся 44-й саммит стран-участниц Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС). Его участники констатировали успех операции по освобождению севера Мали от джихадистов и призвали к большей солидарности в вопросах борьбы против действующей в Нигерии радикальной исламистской группировки «Боко Харам». Лидерам стран ЭКОВАС есть чего опасаться. По данным сил безопасности Нигерии, с начала 2014 года в трех штатах на северо-востоке этой страны в результате действий исламистов погибли свыше 1 тысяч человек. Боевики из «Боко Харам» уже не раз отмечались в странах Сахеля, где они проходили «стажировки» и учились науке убивать.

В целом, события в странах Сахеля в марте заставляют предположить, что в настоящее время идет активная перегруппировка сил формирований действующих там исламистких группировок. Они вновь накапливают оружие – так как в регионе для этого имеется неиссякаемый источник в виде Ливии, пополняют свои ряды за счет исламистов из других стран. Поэтому представляется, что проблему безопасности в регионе вряд ли удастся решить, не решив предварительно аналогичных проблем в Ливии и Нигерии. А это вряд ли удастся в ближнесрочной перспективе, особенно – с учетом существующей нестабильности в первой из двух названных стран.

52.12MB | MySQL:103 | 0,538sec