Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Во-стоке и в Северной Африке (14-20 апреля 2014 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран нестабильная и напряженная обстановка. В Сирии продолжаются боевые действия между силами сторонников и противников президента страны Б. Асада. В Ираке не прекращается вооруженное противостояние властей с боевиками суннитских экстремистских группировок. В стране сохраняется высокий уровень террористической активности. Обострилась обстановка в Южном Судане. Нестабильной остается ситуация в Ливии, Египте, Афганистане, на северо-западе Пакистана, в Ливане и Йемене. 17 апреля президентом Алжира на четвертый пятилетний срок избран А. Бутефлика. Тупиковая ситуация складывается на палестино-израильских мирных переговорах.

17 апреля на внеочередной встрече в Эр-Рияде глав внешнеполитических ведомств аравийских монархий было объявлено о формальном урегулировании кризиса в отношениях между Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном с одной стороны, и Катаром — с другой. В совместном коммюнике, опубликованном по итогам переговоров, говорится, что ни один из членов ССАГПЗ «не должен наносить ущерба интересам, безопасности и стабильности любого другого члена организации». Министры также выработали механизмы выполнения соглашений, достигнутых на саммите ССАГПЗ в Эр-Рияде в ноябре 2013 г., которые подразумевают тесную координацию в вопросах политики и безопасности. Как известно, основной причиной разногласий стала финансовая и политическая поддержка, которую власти Катара оказывают ассоциации «Братья-мусульмане», недавно внесенной в список террористических группировок в КСА. Катарское руководство также упрекали в том, что оно предоставило убежище исламистам, которые угрожают безопасности стран Персидского залива. Аравийские соседи выражали недовольство и редакционной политикой телеканала «Аль-Джазира», который вещает из Дохи. В итоге в начале марта ОАЭ, Бахрейн и Саудовская Аравия отозвали своих послов из Катара, обвинив его в дестабилизации ситуации в регионе и на Ближнем Востоке в целом. После встречи в Эр-Рияде партнеры Катара по ССАГПЗ ждут от Дохи изменений во внешней политике и противодействия экстремистским организация, в том числе на катарской территории. На какие конкретные уступки пошел Катар, официально не сообщается.

В Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись на северо-западе провинции Дамаск вблизи границы с Ливаном, где части правительственной армии и поддерживающие их отряды ливанской «Хизбаллы» продолжали наступление с целью полной очистки от боевиков горного района Каламун. Войска, верные Асаду, активизировали действия против боевиков в городе Хомс в центре страны. 16 апреля самолеты ВВС Иордании уничтожили несколько бронемашин недалеко от границы с Сирией. По мнению иорданских военных, эти машины принадлежали сирийским боевикам, пытавшимся скрыться на территории королевства. По информации СМИ, США санкционировали передачу «умеренным» сирийским боевикам противотанковых ракетных комплексов BGM-71 ТОУ.

Приближается к завершению процесс химического разоружения Сирии. По данным главы совместной миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) З. Кааг, по состоянию на 19 апреля вывезено из страны или уничтожено порядка 80 процентов официально задекларированных сирийским правительством отравляющих веществ. Гендиректор ОЗХО А. Узюмджю отметил приверженность сирийского правительства выполнению своих обязательств по ликвидации запасов химоружия (ХО). По заявлению Узюмджю, вывоз ХО из Сирии должен закончиться до 27 апреля и «никаких отсрочек ждать не стоит».

17 апреля в Дамаске объявили о том, что регистрация кандидатов на запланированных на лето 2014 г. президентских выборах в Сирии начнется 21 апреля. В этот же день парламент страны должен определить точную дату выборов. Ориентировочно, они должны пройти в июле.

В Алжире 17 апреля состоялись выборы президента республики. На высший государственный пост претендовали шесть кандидатов, утвержденных Конституционным советом страны. По официальным данным, победу одержал действующий глава государства А. Бутефлика, получивший 81,53% голосов, в то время как за его основного соперника А. Бенфлиса проголосовали чуть больше 12% избирателей, пришедших к урнам для голосования. Таким образом, 77-летний и тяжело больной Бутефлика стал президентом Алжира в четвертый раз. Явка на выборах составила около 52 процентов. А. Бенфлис заявил о непризнании итогов голосования и фальсификации его итогов. Оппозиционное молодежное движение «Барака!» («Хватит!») также объявило об отказе признать Бутефлику победителем на выборах. Голосование прошло в относительно спокойной обстановке. Вместе с тем, в ряде мест отмечены случаи сожжения урн с избирательными бюллетенями. Акции протеста против проведения выборов прошли 17 апреля в районе Буира на юго-востоке Алжира. Пострадали более 40 человек.

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Египте. В этих условиях 20 апреля в стране завершилась регистрация кандидатов на предстоящих в конце мая выборах главы государства. Кандидатов зарегистрировано всего двое. Это бывший министр обороны фельдмаршал А. Ф. ас-Сиси, считающийся фаворитом президентской гонки, и представитель лево-националистических сил Х. Саббахи. Последний на выборах главы государства в 2012 г. занял третье место, лишь немного уступив победителю – кандидату «Братьев-мусульман» М. Мурси и занявшему второе место бывшему премьер-министру АРЕ А. Шафику. Саббахи призвал все левые и либеральные силы Египта поддержать его кандидатуру на предстоящих выборах. Критикуя политику А. Ф. ас-Сиси и являясь противником участия армии в политической жизни страны, он в то же время выступает против возвращения к «авторитаризму» периода правления исламистского президента М. Мурси. Официально имена кандидатов должны быть названы 21 апреля, а сама избирательная кампания начнется 3 мая и продлится 20 дней.

Власти Египта продолжают судебные преследования «Братьев-мусульман» и других исламистских группировок. Так, 15 апреля суд по срочным делам в Александрии запретил активистам «Братьев-мусульман участвовать в президентских и парламентских выборах. Судебным вердиктом Высшей избирательной комиссии, премьер-министру и главе МВД предписано не принимать никаких регистрационных бумаг от функционеров ассоциации. Причем это касается как действующих активистов организации, так и тех, кто вышел из ее рядов. Кроме того, 16 апреля суд приговорил 119 сторонников «Братьев-мусульман» к тюремному заключению сроком на три года по обвинению в незаконном участии в демонстрациях, грабежах и убийствах, а 20 апреля к трем годам тюремного заключения приговорили еще 30 сторонников бывшего президента М. Мурси. Ранее, 14 апреля суд в Каире включил действующую на территории АРЕ экстремистскую группировку «Ансар Бейт аль-Макдис» в списки террористических организаций.

Тем временем боевики различных радикальных исламистских группировок не снижают активность своей деятельности, продолжают совершать теракты и вооруженные нападения, главным образом на представителей правоохранительных органов. Неспокойная ситуация сохраняется на Синайском полуострове, где властям по-прежнему не удается стабилизировать ситуацию. Со своей стороны, правозащитники отмечают враждебность действующего египетского правительства в отношении независимых СМИ и политических оппонентов.

В очередном докладе МАГАТЭ по ядерной программе Ирана говорится, что Исламская республика ликвидировала половину своих запасов высокообогащенного урана, который может быть использован для создания атомного оружия. Отметим, что нейтрализация запасов высокообогащенного урана была одним из условий ослабления санкций против Ирана, которые были введены ранее Совбезом ООН и странами Запада. Руководитель ядерной программы ИРИ А. А. Салехи заявил 19 апреля, что Тегеран сократил уровень обогащения урана до 5 процентов, а также предложил изменить конструкцию ядерного реактора в Араке с тем, чтобы ограничить количество производимого плутония. Со своей стороны, США 18 апреля разморозили принадлежащие ИРИ активы на 450 млн долларов. Сообщается также, что Центральный банк Ирана получил пятый транш из активов, замороженных в связи с введенными Западом санкциями. На его счета поступило уже 2,65 из 4,2 млрд долларов, которые разблокируются в соответствии с Совместным планом действий, подписанным Ираном и международной «шестеркой» 11 ноября 2013 г. в Женеве. Согласно договоренностям, Центробанк ИРИ может использовать высвобождаемые средства для закупки иностранной валюты, золота и товаров, не запрещенных санкциями.

В Тегеране сообщили, что Иран за последние пять месяцев увеличил экспорт нефти с 700 тыс. до 1,5 млн баррелей в сутки. Напомним, что основными покупателями иранской нефти являются Китай, Индия, Южная Корея, Турция и Сирия.

Израильтянам и палестинцам, по всей видимости, не удастся достичь конкретных договоренностей об урегулировании ближневосточного конфликта к 29 апреля — сроку, установленному ими самими и США. Провал диалога фактически признали в американском Госдепартаменте. Тем не менее, «сами стороны регулярно встречаются, чтобы попытаться достичь соглашения о продлении переговоров», а Вашингтон продолжает выполнять функции посредника. Так, израильские и палестинские переговорщики встретились 17 апреля в Иерусалиме с американским посланником М. Индиком, однако так и не смогли достичь соглашения. Эксперты подчеркивают, что «разрыв между сторонами по-прежнему широк».

15 апреля Саудовская Аравия и Кувейт заявили, что не устанавливали каких-либо секретных контактов c Израилем. Это опровержение прозвучало в ответ на заявление главы МИД Израиля А. Либермана о проведении переговоров с целым рядом арабских государств.

На прошедшей неделе декретом короля Абдаллы был освобожден от занимаемой должности глава разведки Саудовской Аравии принц Бандар бин Султан. Исполняющим обязанности главы разведслужбы назначен его заместитель генерал Ю. аль-Идриси. Бандар занимал этот пост с июля 2012 г. Линия, проводившаяся Бандаром на посту главы разведки КСА по сирийскому кризису, подвергалась критике со стороны США. Увольнение Бандара, как считают политические наблюдатели, может свидетельствовать об изменении в отношениях между Эр-Риядом и Вашингтоном в сторону большего сближения.

Обострилась обстановка в Южном Судане. Командование правительственной армии признало, что нефтяной центр Бентиу захвачен повстанцами. Повстанцы потребовали прекратить добычу нефти по всей стране и призвали «все нефтяные компании, продолжающие работать в контролируемой правительством местности», немедленно свернуть добычу и эвакуировать своих сотрудников. В противном случае они угрожают силой заставить их прекратить производство и не станут гарантировать безопасность персонала. Вооруженная толпа под видом протестующих ворвалась 17 апреля на базу миссии ООН в Южном Судане и открыла огонь по укрывавшимся там мирным жителям. В результате нападения погибли около 50 и получили ранения свыше 60 человек. Эксперты все чаще говорят о возможном в скором времени коллапсе южносуданского государства.

16 апреля движение «Техрик-и-талибан Пакистан» объявило об окончании объявленного 1 марта режима прекращения огня с пакистанским правительством, так как Исламабад не выполнил требования, выдвинутые радикальными исламистами в ходе переговоров. В то же время представитель талибов отметил, что движение готово к возобновлению диалога с правительством, если последнее расположено к «серьезным переговорам». Со своей стороны, пакистанские власти сообщили, что намерены продолжить переговоры с талибами, несмотря на их решение отказаться от прекращения огня.

Приложение

 

 

О состоянии ливийской армии

 

 

По информации зарубежных СМИ, после свержения режима М. Каддафи осенью 2011г. на территории Ливии действуют различные вооруженные формирования (государственные, полугосударственные, исламистские, местные, племенные, этнические, просто бандформирования и др.) общей численностью до 200 тыс. человек. Большая их часть размещается на севере страны в районе городов Триполи, Бенгази, Зинтан, Мисурата, Бейда, Дерна, а также в нефтяных терминалах к юго-западу от Бенгази. Реальная власть на местах во многом фактически принадлежит ополчениям, сформированным по территориально-племенному принципу. Вооруженные группировки плотно контролируют свои территории, они собирают арендную плату за недвижимость, занимаются рэкетом и поборами с торговцев. Регулярно происходят вооруженные столкновения между различными «бригадами», а также бывших повстанцев и боевиков с правительственной армией и силами МВД.

Решения высших органов власти Ливии о роспуске, в том числе насильственном, вооруженных милиций не исполняются. Политические наблюдатели считают, что «полевые командиры, которые ощущают свою силу только при наличии у них собственных вооруженных отрядов, не торопятся с ними расставаться в силу того, что новая система распределения материальных благ только формируется».

В целом, по мнению западных экспертов, страна «оказалась переполнена вооруженными милициями», часть из которых можно отнести к террористическим, а деятельность многочисленных «неформальных» вооруженных группировок «ввергнула Ливию в хаос». При этом в большинстве случаев противоборство между различными вооруженными формированиями «отражает конфликты между враждующими племенами» и кланами.

В то же время государственные силовые структуры (армия, различные структурные подразделения МВД и др.) откровенно слабы и не в состоянии эффективно противостоять различного рода «бригадам», которые в ряде случаев превосходят их как по численности, так и организованности и даже вооружению.

Оценочно, в настоящее время вооруженные силы Ливии насчитывают 35 тыс. человек, Они состоят из сухопутных войск и небольших ВВС и ВМС. Формально с правительственной армией сотрудничают такие полуофициальные вооруженные формирования как «Щит Ливии», «Высший комитет безопасности», «Национальные мобильные силы», «Ас-Саика» («Молния») и некоторые другие. С Министерством обороны сотрудничают также «Силы охраны нефтяных объектов», находящиеся в подчинении Министерства нефти.

Армия официально подчиняется временному парламенту Ливии – Всеобщему национальному конгрессу. Высшие органы военного управления – Министерство обороны и генштаб укомплектованы преимущественно офицерами, служившими ранее в армии Каддафи. В целом органы высшего военного управления полностью не сформированы.

Основной организационной единицей сухопутных войск является бригада. На сегодняшний день бригады не имеют единой штатной структуры и различаются по своей численности и наличию оружия.

На вооружении сухопутных войск состоит преимущественно оружие и военная техника, доставшееся от прежнего режима. Это танки Т-55, Т-62 и Т-72, 155-мм самоходные гаубицы «Пальмария», РСЗО БМ-21 «Град» и «Тип-63», БМП-1 и БМП-2, БТР-80. В 2013 г. ливийцы получили из Иордании 49 бронемашин «Нимр-2, а из России 10 БМП-3 и 14 самоходных установок ПТУР «Хризантема-2», заказанных еще при Каддафи. Из США получено 200 многоцелевых автомобилей «Хамви», а из Италии – 20 бронемашин «Пума». В Чехии заказано 300 бронемашин БРДМ-2 и BVP-1 (БМП-1). С Турцией достигнута договоренность о поставке 20 тыс. винтовок G3. В Сербии предполагается приобрести до 300 бронемашин БРДМ-2 и модернизировать еще 300 машин этого типа, имеющихся в Ливии.

В феврале 2013 г. ливийское военное ведомство официально заверило, что взяло под контроль 80 процентов вооружения, исчезнувшего с армейских складов во время войны 2011 г.

Военно-воздушные силы располагают 12 устаревшими французскими истребителями «Мираж» F1, и небольшим количеством также устаревших МиГов различной модификации (всего 28 боевых самолетов). Кроме того, имеются транспортно-десантные вертолеты Ми-8 и Ми-17, а также боевые вертолеты Ми-24 (всего 9 машин). Ожидается поступление из ОАЭ истребителей «Мираж» 2000. В США заказаны два военно-транспортных самолета типа С-130. Имелись планы приобретения во Франции новейших истребителей «Рафаль», а в Великобритании — истребителей типа «Евротайфун», однако они не были реализованы из-за отказа Парижа и Лондона продать ливийцам эту технику. Во Франции также предполагалось закупить зенитные ракетные комплексы.

Военно-морским силам от прежней власти досталось несколько небольших боевых кораблей и катеров, в том числе ракетных катеров французской постройки типа «Комбатант-II». Ливийские ВМС в июне 2013 г. участвовали в совместных учениях военно-морских сил стран Средиземноморья. В марте 2014 г. ливийские ВМС не смогли перехватить танкер под флагом КНДР, на котором была предпринята попытка контрабандного вывоза нефти из страны. За ливийцев это сделали моряки 6-го флота ВМС США. Во Франции, Южной Корее и Нидерландах в 2013 г. ливийцы заказали 75 малых патрульных катеров, часть из которых уже поступила на вооружение флота и береговой охраны.

Подразделения правительственной армии принимают участие в боевых операциях против вооруженных формирований племен на юге страны, а также против отрядов сторонников Каддафи, которые время от времени пытаются вести партизанские действия в различных районах страны, главным образом на юге, в районе города Себха. По информации СМИ, ливийские и суданские военные провели совместную операцию против местных племенных отрядов на юго-востоке Ливии.

Ливия поддерживает ограниченное военное и военно-техническое сотрудничество с США, Великобританией, Францией, Италией, Турцией и некоторыми арабскими странами. Ливийские военные заявляют о желании закупать оружие в России.

Ограничения в налаживании полноценных военно-технических связей с зарубежными государствами в значительной степени обусловлены тем, что до настоящего времени в отношении Ливии продолжают действовать многие международные санкции, введенные еще в 2011 г. во время гражданской войны в стране. К тому же государства НАТО опасаются попадания поставляемых вооружений в руки экстремистских и террористических организаций. Натовские военные также полагают, что имеющегося в Ливии вооружения и военной техники с избытком хватает для создания новой армии. Процесс налаживания полномасштабного военного сотрудничества наталкивается и на серьезную оппозицию в самой Ливии, где сильны антизападные настроения. В итоге сотрудничество по линии ВТС ограничивается небольшими поставками продукции военного назначения и заявлениями о готовности обучать ливийских военнослужащих за рубежом. К тому же, по информации западных СМИ, представители Министерства обороны Ливии больше интересуются заключением прибыльных, в том числе лично для них контрактов, чем закупками техники действительно необходимой для обеспечения национальной безопасности страны.

В Ливии налаживается подготовка национальных военных кадров. Так, в 2013 г. в городе Адждабия к югу от Бенггази состоялся первый «послереволюционный» выпуск офицеров, прошедших годичный курс обучения.

Военное строительство сталкивается и со сложными межличностными отношениями внутри армейского командования, с борьбой различных ливийских политических сил за влияние в вооруженных силах. Часто происходит смена руководства Министерства обороны и генштаба. Так, в последнее время ливийские «Братья-мусульмане» активизировали попытки провести своих людей на высшие командные посты в армии и полиции. Не получается и инкорпорирование в состав ВС «вооруженных милиций под командованием их полевых командиров, на что сейчас делается основной упор». На армейских офицеров, преимущественно старших, постоянно совершаются покушения, которые в большинстве случаев приводят к их гибели. Офицеров часто похищают.

Процесс становления новых ливийских вооруженных сил идет очень трудно. Наиболее крупные «неформальные» вооруженные формирования продолжают успешно сопротивляться попыткам правительства создать полноценную регулярную армию с единым командованием и жесткой дисциплиной, так как это может привести к их разоружению. Таким образом, говорить о наличии в современной Ливии полноценной армии пока нет достаточных оснований.

52.29MB | MySQL:103 | 0,474sec