Правовая основа электорального процесса в Алжире

В четверг, 17 апреля в Алжире состоялись президентские выборы, результаты которых официально будут объявлены 30 апреля. Выборы проходили в непростой обстановке: некоторые политические партии призвали к бойкоту выборов (из-за четвертого срока действующего главы государства), который поддержали несколько гражданских общественных организаций и независимые кандидаты. Явка избирателей была невысокой          и составила менее 30%. В некоторых районах в ходе голосования произошли столкновения между оппозиционно настроенной молодежью и представителями силовых структур, десятки урн с избирательными бюллетенями были сожжены. Многие оппозиционеры выступили с требованием внести изменения в действующее законодательство, которое, по их мнению, направлено на избрание одного и того же человека и не оставляет никаких шансов оппонентам.  Рассмотрим в этой связи правовое обеспечение электорального процесса в Алжире.

Современная избирательная система в Алжире начала формироваться после принятия новой конституции 1996 года, которая четко обозначила рамки многопартийной системы и дальнейшего политического процесса, исключив из него партии, созданные на религиозной основе.

Новый Избирательный закон был принят в 1997 году (накануне парламентских выборов) и положил начало активизации деятельности политических партий.  Этот закон заменил мажоритарную избирательную систему на пропорциональную, которая предусматривает единую избирательную квоту для завоевания одного депутатского мандата, которые распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Главное до­стоинство этой системы заключается в том, что партии представлены в выборных органах власти в соответствии с их реальной популярностью среди избира­телей, что позволяет полнее выражать интересы самых разных групп общества и в целом активизировать участие граждан в избирательном процессе.

Между тем, такая система имеет и определенные недостатки, в частности, непосредственная зависимость выдвижения депутатов от по­зиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руко­водствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в пар­тийные списки и непопулярных людей. Однако возможность та­кого рода действий зависит от характера внутрипартийных отно­шений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией и внутрипартийными отношениями риск этого минимален, что нельзя сказать об Алжире (где продолжается процесс активного формирования новых партий: в парламентских выборах 2012 года участвовало 44 партии, 21 из которых – впервые).

Еще один недостаток пропорциональной системы (проявляющийся как раз в странах с недостаточно устоявшейся и развитой партийной системой)  – гораздо меньшая стабильность правительства, т.к. широ­кое представительство в законодательном органе власти различных политических сил зачастую не позволяет одной партии получить абсолютное большинство и побуждает к образованию различных парламентских коалиций. Объ­единение же во многом разнородных по своим целям партий может привести к обострению противоречий между ними, распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису.  Кроме того, политика коалиционного правительства отличается большей эклектичностью и мень­шей последовательностью.

Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента Избирательный закон Алжира ввел довольно высокий избирательный («заградительный») барьер – 5%, необходимый для получения партией депутатских мандатов.

Новый Избирательный закон был принят в январе 2012 года  перед парламентскими выборами. Основные изменения этого закона касались предоставления максимальных гарантий избирателям на всех этапах избирательной кампании (включая создание комиссий для наблюдения за ходом голосования, обеспечение избирательных участков прозрачными урнами для голосования, наблюдением за ходом избирательных операций со стороны кандидатов и их представителей и т.д.)

Нынешние президентские выборы также проходили на основе этого Избирательного закона (№ 12/01) от 2012 года, который базируется на алжирской конституции 1996 года, дополненной законом 02/03 от 10 апреля 2002 года и законом 08/19 от 15 ноября 2008 года (этот  конституционный закон отменил лимит на два президентских срока).

Президент избирается всеобщим, прямым и тайным голосование (статья 71 конституции) по мажоритарной системе в два тура (статья 155 Избирательного закона). В случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства 50% плюс 1 голос, проводится второй тур голосования между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Второй тур проводится через 15 дней после того, как Конституционный совет объявит результаты первого тура голосования (максимальный период, допустимый между двумя турами составляет 30 дней).

Закон предусматривает, что для того, чтобы быть избранным Президентом Алжира кандидату на этот пост необходимо: быть гражданином Алжира (не иметь двойного гражданства, при этом супруга кандидата также не может иметь двойного гражданства); быть мусульманином; не моложе 40 лет на день избрания; обладать полным объемом гражданских и политических прав;  должен представить доказательства участия в войне за независимость (для кандидатов, рожденных до июля 1942 года) или представить доказательства неучастия родителей кандидата в актах, враждебных войне за независимость (для кандидатов, рожденных после июля 1942 года); представить декларацию об активах в Алжире и за рубежом. В дополнение к этому кандидат должен представить в Конституционный совет список из 600 подписей избранных членов народных ассамблей или 60 тысяч подписей зарегистрированных избирателей, не менее чем из 25 различных вилай. Конституционный совет решает вопрос об избираемости кандидатов в течение 10 дней после представления всех документов.

Избирательный закон 2012 года закрепляет полномочия нескольких органов, которые регулируют избирательный процесс:

  1. Министерство внутренних дел по-прежнему несет основную ответственность за организацию и проведение избирательного процесса через свой Отдел гражданских свобод и правовых вопросов (за исключением объявления окончательных итогов голосования). Этому министерству помогает Министерство юстиции и Министерство иностранных дел. При этом министр внутренних дел (в силу тех или иных чрезвычайных обстоятельств) может уполномочить губернаторов продлить или сократить часы голосования в отдельных районах;
  2. Избирательный процесс регулирует и Ведомство общих и юридических вопросов, которое осуществляет техническое обслуживание (включая идентификацию избирателей, избирательных участков, подготовку членов участковых комиссий, составление избирательных списков и др.);
  3. Национальная комиссия по контролю за выборами была создана в 2012 году для контроля «за выполнением положений Избирательного закона». Комиссия состоит из 362 судей, назначаемых Президентом Республики и обеспечивает законность избирательных операций;
  4. Национальная комиссия по мониторингу за выборами, которая состоит из представителей политических партий и правомочна извещать официальные институты обо всех недостатках, правонарушениях и злоупотреблениях, обнаруженных в ходе проведения избирательной кампании;
  5. Конституционный совет —  является высшим юридическим органом Алжира. В соответствии со статьей 164 Конституции, он состоит из 9 членов, 3 из которых назначаются Президентом Республики, 2 – избираются Национальной народной ассамблеей, 2 –  Советом нации, 1 – Верховным судом, 1 – Государственным советом. Этот Совет проверяет все избирательные процедуры.  Только Конституционный Совет имеет полномочия объявлять окончательные результаты голосования (в соответствии с Избирательным законом от 1997 года такие полномочия были только у главы МВД), а также рассматривать апелляции и жалобы. Детального расследования Конституционный совет не проводит, но, основываясь на предоставленной информации, он принимает решение о подтверждении или аннулировании результатов голосования по тому или иному избирательному участку.

В соответствии с Избирательным законом было создано 11765 избирательных участков и 49971 пунктов для голосования, а также 167 передвижных пунктов (для избирателей с ограниченными возможностями). Избиратели, которые по тем или иным причинам не могут голосовать самостоятельно, могут проголосовать по доверенности.

Избирательные участки состоят из:

  • председателя, который организует и осуществляет проведение голосования. Он обладает также и полицейскими полномочиями внутри своего избирательного участка. Председатель избирательного участка передает результаты голосования в вышестоящую инстанцию;
  • вице-председателя, который отвечает за процесс голосования (в т.ч. за маркировку пальца избирателя и отметку в избирательной карточке избирателя);
  • секретаря, который отвечает за идентификацию личности избирателя, обеспечивает его бюллетенями и конвертами;
  • двух помощников, назначаемых председателем, которые ответственны за доступ избирателей на избирательный участок и голосование по доверенности;
  • двух запасных членов, назначаемых из жителей каждого района.

Сама процедура голосования представляется довольно прозрачной: избиратель получает бюллетени и конверты. Каждый кандидат в президенты должен иметь отдельный бюллетень. Избиратель должен показать председателю избирательного участка, что он имеет только один конверт, после чего входит  в избирательную кабину, где помещает выбранный бюллетень в конверт и опускает его в избирательную урну.

В соответствии со статьей 48 Избирательного закона подсчет голосов начинается немедленно после завершения голосования, проходит в самом избирательном участке под наблюдением официальных лиц. Результаты подсчета голосов подписывает и объявляет председатель избирательного участка.

На президентские выборы были приглашены международные наблюдатели: Лига арабских государств прислала 110 наблюдателей, Африканский союз – 200, прислала наблюдателей и ОИК. ООН был представлен двумя группами экспертов для обеспечения технического мониторинга голосования.

Таким образом, Избирательный закон, в целом, предоставляет инструменты для проведения максимально открытой избирательной кампании и минимизирует возможности для искажения результатов голосования и массовых фальсификаций.  Однако процедура формирования участковых избирательных комиссий, фактическое их подчинение Министерству внутренних дел, отсутствие единой независимой структуры, отвечающей за проведение выборов – Центральной избирательной комиссии, равно как и довольно незначительное представительство судейского корпуса в избирательной кампании позволяют правящей элите определенным образом влиять на результаты голосования.

62.86MB | MySQL:102 | 0,680sec