Судан активизирует усилия по отмене санкций

Спикер суданского парламента Аль-Фатих ад-Дин официально подтвердил готовность Национальной ассамблеи Судана начать прямой диалог с Конгрессом США по нормализации отношений и отмены экономических санкций, наложенных на страну США в 1997 году за спонсирование «террористической деятельности». Традиционно в рамках этого заявления поднимался гуманитарный аспект санкций с акцентом на «лишениях, которые вынуждены испытывать женщины, старики и дети из-за дефицита жизненно необходимых лекарств, необходимых стандартов образования, замораживания авиационных сообщений и строительства новых железных дорог». Тема санкций обычно поднимается суданскими официальными лицами во время их консультаций с представителями американских НПО, особую активность из которых на «суданском направлении» проявляет в последнее время «Фонд Картера». Формат контактов с НПО является для суданского режима единственно приемлемым, поскольку взаимодействие на уровне исполнительной власти жестко лимитировано в силу двух вердиктов Международного уголовного суда (МУС) в отношении президента Судана О.аль-Башира в связи с его участием в «фактах геноцида в рамках гражданской войны в Дарфуре».  Необходимо отметить, что «Фонд Картера» настойчиво проводит работу в вашингтонских коридорах власти по продвижению необходимости снятия или ослабления санкций в отношении Хартума «с учетом изменившейся международной ситуации» и выполнения всех условий по мирному отделению Южного Судана. Такая активность связана, в том числе, и с резко ослабевшими позициями южносуданского лобби в Госдепартаменте США после ухода постоянного представителя США в ООН С.Райс и других сторонников президента Южного Судана С.Киира. Отметим, что последний уже достаточно серьезно подпортил себе репутацию на Западе своими откровенно националистическими действиями, породившими гражданскую войну не только в самом Южном Судане, но и создавшими серьезные риски для сохранения стабильности в соседней Уганде и Кении. Межэтнический конфликт набирает обороты при полной невозможности и неспособности стран регионального объединения ИГАД организовать действенную миротворческую операцию. Повстанцы нуэр фактически установили контроль над тремя основными нефтедобывающими штатами страны — Джонглей, Объединенный и Верхний. 21 апреля с.г. Джуба официально подтвердила захват повстанцами ключевого города в Объединенном штате Майоме. Резко обострилась и гуманитарная ситуация. Количество беженцев, по оценкам ряда экспертов, подходит к миллиону человек. Продолжаются межэтнические чистки: Р.Машар, в частности, призвал к направлению международной гуманитарной миссии в город Бор, где произошла самая массовая резня в период нынешнего противостояния. Участились нападения партизан на городки международных строителей, которые заняты в строительстве инфраструктурных проектов в нефтяной промышленности. Приобрела широкий международный резонанс недавняя атака повстанцами нуэр миссии ООН, во время которой убито порядка пятидесяти мирных жителей, этнических динка, пытавшихся найти убежище на ее территории. Южный Судан стоит на грани голода. При этом движение нуэр под командованием бывшего вице-президента Р.Машара ставит вопрос о федеративном устройстве Южного Судана, что будет реально означать первый шаг к дальнейшему разделу страны. При этом надо отдавать себе отчет в том, что в таком сценарии серьезно заинтересованы в Хартуме, поскольку в силу традиционно хороших отношений суданского президента О.аль-Башира и Р.Машара это может крайне позитивно повлиять на решение проблемы возобновления почти в полном «довоенном» объеме экспорта нефти через Порт-Судан. Особенно, если учесть тот факт, что в данном случае будет отсутствовать основное препятствие для достижения прогресса в переговорном процессе на эту тему в виде «темы Абъея», большинство населения которого составляют динка. Вместе с тем, Вашингтон и Брюссель в этой связи начинает серьезно изучать перспективы более активного подключения Хартума к миротворческим и посредническим усилиям по установлению перемирия между враждующими сторонами и запуска процесса мирных переговоров под эгидой посредников из Африканского союза. И в данной схеме для суданского руководства вновь появляется реальный шанс по снятию или ослаблению режима международной изоляции. Одним из главных доводов суданских лоббистов в Вашингтоне в лице «Фонда Картера» по этому вопросу является прозрачность проведенных в 2010 году в Судане парламентских выборов, на которых американцы присутствовали в качестве наблюдателей. Сюда же относится недавно объявленная О.аль-Баширом инициатива о «начале процесса внутрисуданского политического диалога», в котором принимают участие на сегодняшний день 85 из 90 легально существующих суданских политических партий. Несмотря на то, что официальный офис фонда в Хартуме закрылся в марте прошлого года «из-за причин финансового характера», его сотрудники продолжают активно встречаться с суданскими представителями исполнительной и законодательной ветвей власти. Нынешняя попытка запустить через «помощь» руководства фонда прямой диалог в формате парламентской дипломатии рассматривается обозревателями как попытка суданского руководства выйти на прямой диалог с Белым домом. Очевидно, что Судан предпринимает судорожные попытки найти пути обхода этих санкций, видимо, отчетливо понимая, что достичь какого-либо реального компромисса с американцами по этой теме в самое ближайшее время нереально. Между тем экономическая ситуация вынуждает Хартум поторопиться с выбором путей выхода из кризиса. На сегодняшний день очевидно, и это признается самими официальными лицами, что Судан находится накануне если не дефолта, то экономического обвального кризиса. В стране ощущается серьезный дефицит бензина и дизельного топлива, а также назревающий продовольственный коллапс. Все это действительно волнует руководство страны, крайне опасающегося повторения уже «суданской весны». Стране в срочном порядке необходимы кредиты, что в условиях санкций невозможно. Сейчас уже очевидно, что надежды на катарские инвестиции не оправдываются, иранские союзники сами испытывают серьезные проблемы с валютой, а Пекин потерял интерес к суданскому рынку после прекращения транзита углеводородов из Южного Судана. При этом китайские аналитики не видят никакого кардинального улучшения этой ситуации в среднесрочной перспективе, что сразу же самым негативным образом сказывается на ходе судано-китайских переговоров об открытии кредитной линии.

52.28MB | MySQL:103 | 0,548sec