О роли Китая в Афганистане после вывода американских войск

В связи с выводом американских войск из Афганистана в 2014 году возникает вполне логичный вопрос как перераспределится баланс сил в регионе и какую политику будут вести соседние страны. Особое внимание стоит обратить на Китай, который стремится увеличить свою вовлеченность в дела Афганистана. Основными факторами, обуславливающими непосредственный интерес Китая к Афганистану, являются, в первую очередь, вопросы безопасности и стабильности, а также экономические аспекты, поскольку страна обладает богатыми запасами минеральных ресурсов.

Граница Китая с Афганистаном представляет собой небольшой участок гор, проходимость через который практически близка к нулю, что на протяжении долгого времени позволяло Пекину сосредоточиться на экономическом сотрудничестве с Кабулом, в то время как Запад вел борьбу с «Талибаном». Военное присутствие иностранных войск на территории Афганистана также означало то, что все атаки талибов направлены против них, а не против соседних стран.

Однако Китай всерьез опасается, что с уходом из Афганистана войск США и НАТО там образуется вакуум безопасности, и страна станет очагом экстремизма и терроризма. В частности, этим могут воспользоваться уйгурские боевики, стремящиеся создать независимое государство в  районе Синьцзян на западе Китая. Предполагается, что в малонаселенных районах Афганистана и Пакистана может находиться несколько сотен уйгурских боевиков1. Учитывая, что афганские и пакистанские талибы с симпатией относятся к уйгурам, Китай просто не может оставаться в стороне. Взрыв поезда на юго-западе Китая в начале марта стал дополнительным фактором, укрепившим решимость Пекина бороться с терроризмом в регионе. Если раньше США не допускали присутствия других крупных держав в Афганистане, то с их уходом страна может погрузиться в полный хаос, что недопустимо для соседних государств, в частности, такого крупного международного игрока, как Китай. Дестабилизация Афганистана может повлечь за собой значительное ухудшение ситуации в Пакистане, который является одним из союзников Китая. Более того, это также может вылиться в обострение отношений между Пакистаном и Индией, что поставит Пекин в довольно сложное положение, поскольку в последнее время ему удалось нормализовать отношения с Дели.

По словам главы МИД КНР Ван И, Афганистан является важным сопредельным государством для Китая. Более того, «Афганистан оказывает особо важное влияние на весь регион в целом. Мир и стабильность в Афганистане непосредственно связаны с безопасностью в западной части Китая, но еще больше связаны со спокойствием и развитием всего региона».

Тем не менее, до последнего времени вовлеченность Китая в дела Афганистана носила лимитированный характер. После того как в 2001 году был повержен режим «Талибана» вклад Китая в развитие Афганистана составил примерно 250 миллионов долларов, а взаимодействие в сфере безопасности ограничилось лишь проведением обучающих программ по борьбе с наркотрафиком. Однако Китай наряду с США занимался подготовкой афганских полицейских, дипломатов, а также специалистов в сфере здравоохранения и сельского хозяйства.

В 2008 году Китай заключил с Афганистаном контракт на 3 миллиарда долларов на разработку медного месторождения Айнак. В 2011 году Китай подписал соглашения на добычу нефти в северо-восточных районах страны. Благодаря этим проектам выросло инвестирование Китая в Афганистан, а также было начато строительство железных дорог и трубопроводов, что должно положитеьно сказаться на афганской экономике. Также Китай планирует вкладывать в сельское хозяйство, строительство и гидроэнергетику. По словам посла КНР в Афганистане Дэна Сицзюня, «в последнее время участились встречи между представителями государства на высшем уровне, непрерывно углубляется взаимодоверие на политическом уровне, результаты двухстороннего сотрудничества в торгово-экономической, топливно-энергетической, транспортной, сельскохозяйственной, правоохранительной областях достаточно высоки, а обмены в гуманитарном, медийном и образовательном пространствах растут с каждым годом». Однако китайские инвесторы сильно рискуют вкладываясь в Афганистан, поскольку ситуация в стране довольно нестабильна, а следовательно, риски велики. Поэтому стабильность Афганистана чрезвычайно важна для Китая и с экономической точки зрения.

В сентябре 2013 года президент Хамид Карзай посетил с официальным визитом Пекин, где он заявил, что надеется на дальнейший вклад Китая в развитие, мир и безопасность в Афганистане, а также на то, что Пекин и впредь будет помогать Кабулу налаживать отношения с соседними странами. Карзай также отметил, что надеется на увеличение объемов двусторонней торговли и углубление культурного сотрудничества. «Китай всегда был и остается настоящим другом Афганистана, на которого можно опереться. Я верю, что новоизбранный президент Афганистана будет продолжать развивать отношения между двумя странами для того, чтобы они стали еще более тесными и крепкими», – заявил Карзай.

Незадолго до этого лидер Китая Си Цзиньпин заявлял о том, что Афганистан будет играть одну из ключевых ролей в создании «экономической зоны нового Шелкового пути» поскольку он находится на пересечении Центральной, Южной и Западной Азии.

В августе в Китае будет проходить конференция «Сердце Азии», посвященная Афганистану. Вполне возможно, что на ней будет присутствовать уже новый афганский президент, наряду с лидерами региональных держав, в том числе, Индии и Пакистана, и удастся добиться каких-либо подвижек в вопросе региональной безопасности и сотрудничества.

Одна из проблем, с которой Китай может столкнуться при попытках упрочить свои позиции в Афганистане, связана в первую очередь с пестрым составом населения Афганистана. Действительно, оно представлено множеством племен и народов. Отсутствие контактов с какими-либо этническими группами или племенами, а также наличие острых противоречий между ними, наряду с угрозой, исходящей от «Талибана», поставит под вопрос целостность и стабильность Афганистана, а значит и интересы Китая.

Маловероятно, что Китай последует примеру США и отправит в Афганистан свои войска. У Пекина есть возможность воспользоваться дипломатическими инструментами, в том числе для примирения Афганистана с Пакистаном. Акцент исключительно на инвестирование не сильно поможет Афганистану, который нуждается в первую очередь в стабилизации и безопасности, а также в развитии, в то время как вливание денег в добычу ресурсов не будет способствовать стабильности и процветанию страны.

Одним из инструментов для стабилизации ситуации в Афганистане может стать Шанхайская организация сотрудничества, которая на данный момент играет весьма ограниченную роль в данной стране, в то время как Афганистан имеет статус наблюдателя при этой организации. В любом случае ШОС могла бы в значительной степени способствовать поддержанию безопасности в регионе и борьбе с наркотрафиком, о чем, в частности, говорилось 28 марта на заседании совета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в Ташкенте.

В целом стоит ожидать, что подход Китая к Афганистану будет носить комплексный характер, то есть включать в себя строительство и развитие инфраструктуры, инвестирование, проведение обучающих программ, укрепление безопасности и развитие страны в целом.

1.http://news.yahoo.com/anxious-china-emerges-diplomatic-player-afghanistan-092607510.html

62.89MB | MySQL:102 | 0,496sec