Слушание Конгресса США по бюджету Ближневосточного департамента на 2015 год

29 апреля состоялось слушание подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки Конгресса США касательно проекта бюджета на 2015 год. Председателем во время слушания была  глава Комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США Илеана Рос-Лейтинен. В качестве свидетелей были приглашены помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока Энн Патерсон и заместитель помощника руководителя ближневосточного бюро АМР США (Агентство по международному развитию) Алина Романовски.  В своем вступительном слове  Рос-Лейтинен отметила, что регион Ближнего Востока и Северной Африки по-прежнему представляют опасность для национальной безопасности США, в связи с чем необходимо уделять ему должное внимание. В предыдущие годы администрация президента безуспешно просила Конгресс одобрить создание дополнительного бюджета в рамках ближневосточного бюро с условием, что использование средств данного бюджета не будет требовать одобрения или отчета перед Конгрессом. В запросе касательного бюджета на 2015 год данная идея была немного изменена, и она получила название «Ближневосточная и североафриканская инициатива» (MENA Initiative). Рос-Лейтинен в очередной раз выступила против данной инициативы.

Председатель Рос-Лейтинен заявила, что США уже потратили более 1,7 миллиардов долларов на оказание гуманитарной помощи Сирии и тем странам, что приютили сирийских беженцев. Однако США более не могут тратить деньги, не имея четкого плана урегулирования сирийского конфликта. Что касается процесса ближневосточного урегулирования, он провалился, о чем также свидетельствует подписание соглашения между ХАМАСом и ФАТХом, которое, в частности, делает невозможным выделение средств на развитие палестинской администрации в соответствии с американскими законами, признающими ХАМАС террористической организацией. Еще одним результатом провалившейся политики администрации США стало решение Палестины расширить свое членство в структурах ООН, что может повлечь за собой отказ США финансировать структуры, признавшие Палестину, что Рос-Лейтинен собирается лично лоббировать. Более того, заявление госсекретаря Джона Керри о том, что Израиль может стать государством с режимом апартеида абсолютно неприемлемо. Еще одним примером того, что политика правительства США лишь ухудшила текущее положение дел, является Египет. Безусловно, вопрос региональной стабильности весьма важен, но США стоит уделить больше внимания продвижению демократии и правам человека, то есть вкладывать деньги не в военных, а в создание демократических институтов. Рос-Лейтинен также выразила обеспокоенность уступками со стороны США в вопросе иранской ядерной программы и негативным влиянием сирийского конфликта на ситуацию в Ливане. Она добавила, что США необходимо пересмотреть свою политику по отношению к Йемену, Тунису и Ливии, которые продолжают бороться с множеством политических и экономических проблем.

Заместитель помощника руководителя ближневосточного бюро АМР США Алина Романовски в начале своего выступления подчеркнула, что страны Ближнего Востока и Северной Африки столкнулись с аналогичными проблемами: слабые демократические институты, высокий уровень безработицы, множество экономических проблем, ограниченность питьевых ресурсов. АМР США поставило перед собой задачу помочь демократическому развитию стран региона, стимулировать их экономику, а также укрепить гражданское общество, наряду с помощью в решении прочих проблем. Для реализации программ по Ближнему Востоку и Северной Африке правительство США запросило 7,6 миллиардов долларов, из которых около 1,3 миллиардов долларов будет использовано для воплощения инициатив АМР.

Что касается «Ближневосточной и североафриканской инициативы», АМР просит выделить на нее 1,5 миллиарда долларов, из которых 1,1 миллиарда долларов будет направлено на гуманитарную помощь Сирии и сирийским беженцам с пограничных странах, 225 миллионов – на стимулирование экономик, укрепление демократических и правовых институтов, поддержку гражданского общества в регионе. Также часть из последней суммы будет использована для реализации двух специальных программ – Инвестиционной инициативы и Инициативы по безопасности водных ресурсов. Цель Инвестиционной инициативы заключается в стимулировании притока частных инвестиций в регион, создании дополнительных рабочих мест, помощи при создании старт-апов и развитии бизнеса. Инициатива по безопасности водных ресурсов в свою очередь создаст возможности для предпринимателей, потребителей и исследователей создать и протестировать специальные технологии, направленные на более рациональное использование водных ресурсов.

Романовски также коснулась определенных сфер деятельности АМР, на реализацию проектов в рамках которых будут потрачены оставшиеся средства из заявки на бюджет 2015 года. Такими сферами стали стимуляция экономического роста и процветания стран региона, демократическое правление, а также смягчение последствий сирийского кризиса для самой Сирии и соседних стран. В сфере экономики АМР США работает с властями и представителями бизнеса в регионе для упрощения и улучшения бизнес-климата, поддержки малых и средних предприятий. АМР также учредило специальные фонды в Египте и Тунисе для развития частного сектора и стимулирования инвестирования; в Ливии осуществляется программа обучения женщин для последующей работы в сфере предпринимательства; в Иордании специальное обучение в сфере бизнеса прошло около 110 000 студентов; в Ираке АМР помогло трудоустроиться более 5 300 человек; в Йемене и Марокко реализуются программы для повышения качества школьного образования.

Программы по продвижению демократии в странах региона включают в себя помощь при создании и развитии демократических институтов, укрепление гражданского общества, улучшение ситуации с правами человека, увеличение участия граждан в политической жизни. Особое внимание уделяется правам женщин, национальных и религиозных меньшинств. Соответственно заявленные бюджетные средства будут использованы для дальнего воплощения и улучшения имеющихся программ.

Что касается Сирии, АМР США выделило около 670 миллионов долларов на помощь сирийцам, остающимся на территории страны,  и более 232 миллионов долларов сирийским беженцам в соседних странах. В 2015 году основным приоритетами АМР будут помощь беженцам, поставки продовольствия, средств первой необходимости и медицинской помощи, а также смягчение последствий сирийского кризиса для стран, принявших беженцев. Среди таких стран можно назвать Иорданию, где АМР реализует программы по созданию необходимой инфраструктуры, например, школ, и оптимизации использования водных ресурсов; Ливан, где помимо образовательных программ и проблемы водных ресурсов оказывается поддержка в развитии сельского хозяйства.

АМР США также запросило 370 миллионов долларов для поддержания мирных инициатив в рамках урегулирования израиле-палестинского конфликта. Данные средства пойдут на развитие политических институтов будущего палестинского государства, помощь в сфере образования, здравоохранения, частного предпринимательства и оптимизацию использования водных ресурсов. Особое внимание будет также уделено программам, направленным на улучшение взаимопонимания между израильтянами и палестинцами.

Программы АМР в Египте были переориентированы на поддержку непосредственно граждан страны. В проекте бюджета на 2015 год на реализацию проектов в сфере образования, экономики и укрепления гражданского общества в Египте запрошено 200 миллионов долларов. В завершение, Алина Романовски затронула Йемен, на содействие политическому и экономическому транзиту в котором АМР просит выделить 74 миллиона долларов.

Помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока Энн Патерсон начала свое выступление с того, что заявленный бюджет полностью соответствует приоритетам и интересам национальной безопасности США. В следующем году США продолжат бороться с распространением терроризма, экстремизма и оружия массового уничтожения, способствовать развитию торговли и энергетической безопасности в регионе. Также в число первоочередных задач США входит поддержания безопасности Израиля, уничтожения химического оружия в Сирии с  последующим политическим транзитом, подписание долгосрочного мирного соглашения между Израилем и его соседями.

Патерсон перечислила достижения администрации США за минувший год, а затем дала пояснения касательно заявленного бюджета. Согласно ее словам, ожидается, что в 2015 году на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки сохранится ряд проблем, существенно угрожающих миру и стабильности в регионе. В связи с этим администрация США предполагает следующие траты: 631,3 миллиона долларов – на нужды дипломатических корпусов, 7 миллиардов долларов — на программы помощи и развития. Заявленный на 2015 год бюджет немного превышает бюджет 2014 года, однако данное увеличение необходимо для поддержания проведения реформ и демократических транзитов в странах региона, а также для оказания помощи Сирии.

Что касается программ помощи и развития, Ближневосточный департамент просит выделить 1,5 миллиарда долларов для поддержания политических и экономических инициатив в регионе; 1,1 миллиард долларов для гуманитарной помощи Сирии; 225 миллионов долларов  — на стимулирование экономического роста и стабильности в странах региона. Основными изменениями по сравнению с бюджетом 2014 года стало перераспределения средств в пользу Сирии, Йемена и Ирака. Так, для продвижения демократии в Ираке, борьбы с терроризмом и экономического развития страны администрация просит выделить 308,8 миллионов долларов, а в  случае Йемена администрация предполагает затраты размером 106,5 миллионов долларов. Для поддержания демократического транзита в Тунисе правительство собирается выделить 66 миллионов долларов. Стоит отметить, что с Тунисом администрация  связывает особые надежды на успешный переход к демократической системе, что послужит примером для остальных стран региона. В плане Египта правительство США пересмотрело свою политику, придя к выводу о необходимости оказания поддержки в первую очередь населению, а не военным. Общие затраты на реализацию программ обучения, улучшения прав меньшинств, развитие экономики по прогнозам составят 1,5 миллиард долларов. Стабильность в районе Сахеля во многом зависит от возможностей Ливии выстроить эффективные институты управления и безопасности, поэтому необходимо всячески поддерживать Ливию в данном направлении.

Израиль, который является одним из ключевых союзников США в регионе, по планам администрации должен получить 3,1 миллиард долларов для поддержания своих военных способностей. В то же время планируется выделить 441 миллион долларов Палестине для укрепления политических и экономических институтов. Для стабилизации ситуации на границах Ливана, а также развития данной страны администрация США запрашивает 155 миллионов долларов. В случае Иордании правительство поддерживает начатые реформы и просит выделить 671 миллион долларов для поддержания существующих программ и инициатив.

В заключение, Энн Патерсон заявила, что регион переживает довольно сложные времена и нуждается в дипломатической и экономической помощи. Те ресурсы, что запрашивает администрация США, сыграют ключевую роль в обеспечении успешных демократических транзитов стран региона, что будет способствовать значительному улучшению перспектив жителей ближневосточных стран, а также соответствовать интересам национальной безопасности США.

52.39MB | MySQL:106 | 0,695sec