Новые заявления саудовского министра иностранных дел

13 мая 2014 г. в Эр-Рияде началась работа первого Форума экономики и арабского сотрудничества с государствами Центральной Азии и Азербайджанской республикой (Мунтада аль-иктысад ва ат-таавун аль-арабий маа дувваль Асия Аль-Вуста ва Джумхурийя Азербайджан), проводящегося по инициативе Саудовской Аравии, под эгидой Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) и Лиги арабских государств (ЛАГ) и при участии министров иностранных дел и руководителей финансово-экономических ведомств Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана. Этот Форум стал свидетельством стремления государств Залива (при ведущей роли Саудовской Аравии) к углублению политического, экономического и культурного сотрудничества (ранее остававшемуся во многом маргинальным и, как об этом открыто говорили саудовские официальные лица, значительно уступающим уровню сотрудничества центральноазиатских стран и Азербайджана с Турцией и Израилем) с «мусульманскими» постсоветскими республиками. В свою очередь, саудовская инициатива выступает как показатель общей тенденции к диверсификации внешнеполитических и хозяйственных связей государств ССАГЗ, встречая ответное движение со стороны этих республик, — как было объявлено в саудовской столице, готовность принять участников следующего Форума уже выразили Казахстан и Таджикистан.

Выступая на состоявшейся по случаю открытия работы эр-риядского Форума совместной пресс-конференции с генеральным секретарем ЛАГ Набилем аль-Араби, глава саудовского внешнеполитического ведомства принц Сауд аль-Фейсал, в частности, подчеркивал: «Наша общая цель состоит в том, чтобы придать новые импульсы существующим контактам, вдохнуть жизнь в уже созданные каналы связи, активизировать механизмы сотрудничества, определяющиеся нашим совместным историческим наследием, и создать будущие процветающие отношения». По его же словам, прошедший в Эр-Рияде Форум сможет «положить начало разработке дорожной карты, на основе которой будет расширено взаимодействие и культурное сближение наших государств».

Эта «дорожная карта» уже сейчас обретает черты, связанные с направлениями расширяющегося сотрудничества. С.аль-Фейсал говорил в своем выступлении на пресс-конференции, что арабские, центральноазиатские и азербайджанские участники Форума достигли «принципиального соглашения о разработке и подписании Меморандума о взаимном сотрудничестве». Этот документ включит положения о расширении инвестиций (соответствующие соглашения уже подписаны с Узбекистаном и Азербайджаном, а ранее и с Казахстаном) и увеличении торгового обмена между странами ССАГЗ, центральноазиатскими государствами и Азербайджаном, что станет сферой деятельности специально созданной для этой цели межгосударственной комиссии. Его составной частью будет также и сфера культурных контактов, включая, в частности, установление прямых межуниверситетских связей, обмен студентами и научными исследователя, организацию выставок и встреч деятелей культуры и науки. В ходе работы Форума была достигнута договоренность об открытии прямых линий воздушного сообщения между столицами государств ССАГЗ и столицами Таджикистана и Азербайджана. В то же время, по словам С.аль-Фейсала, подобные же соглашения уже готовятся с Туркменистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном (Алматы уже давно связана такими линиями с некоторыми из городов и столиц стран ССАГЗ).

Однако не меньший интерес саудовской прессы вызвали и некоторые другие заявления С.аль-Фейсала, сделанные им во время эр-риядской совместной пресс-конференции с Н.аль-Араби. Среди них, в первую очередь, его слова (ставшие ответом на вопрос одного из журналистов), имеющие непосредственное отношение к саудовско-иранским отношениям, которые стоило бы процитировать в полном объеме: «Некоторое время тому назад прошли переговоры о желании восстановить взаимодействие между нашими странами (Саудовской Аравией и Ираном – Г.К.). Это желание было выражено иранскими руководителями – президентом Ирана и министром иностранных дел. Мы направили приглашение министру иностранных дел [Ирана] посетить королевство. Однако его намерение совершить визит не стало реальностью. Он до сих пор не посетил королевство. Тем не менее, мы приветствовали бы его визит в любое время, когда он захочет его посетить. Иран – наш сосед, мы поддерживаем с ним отношения, мы будем разговаривать с ним, вести переговоры в надежде, что сможем преодолеть разногласия, если они найдутся. Это будет отвечать интересам наших двух стран. Мы надеемся на то, что Иран станет частью тех усилий, которые предпринимаются ныне ради превращения нашего региона в мирный и процветающий, насколько это возможно, и не будет частью проблемы региональной нестабильности».

Слова С.аль-Фейсала уже стали предметом комментариев саудовской прессы, среди которых особого внимания заслуживает статья руководителя саудовского спутникового телевизионного канала «Аль-Арабийя» и ведущего колумниста «Аш-Шарк Аль-Аусат» Абдель Рахмана ар-Рашида «Саудовское желание вести переговоры и Иран», опубликованная 14 мая 2014 г. этим лондонским изданием.

Да, писал Абдель Рахман ар-Рашид, «текст ясен, тон благожелателен, приглашение подтверждено». Но, добавлял он, «принц Сауд – опытный дипломат», а тогда, в какой мере слова С.аль-Фейсала «являются только ответом на вопрос или же это новая саудовская политика [в отношении Ирана]?». Далее он продолжал: «Действительно ли мы нуждаемся сейчас во взаимопонимании с иранским соседом? Нелегко выносить суждения в отношении международных отношений, опираясь только на высказывания. Но плохое состояние саудовско-иранских отношений не нуждается в доказательствах. Эти отношения сегодня самые худшие на протяжении последних тридцати лет, — оба государства косвенно противостоят друг другу в Сирии, Ираке, Йемене, Судане, Бахрейне и Ливане. Как я считаю, — говорил колумнист, — Иран не только не готов к какому-либо примирению, но и нельзя верить ни одному его обещанию».

Если, продолжал он, обе страны начнут переговоры, то «в переговорной комнате Саудовская Аравия будет слабой стороной». Более того, «если мы войдем в эту комнату, то положение ястребов в Иране укрепится, а многие арабские стороны, за влияние на которые ведут борьбу иранские эмиссары, получат ошибочное послание». Наконец, подчеркивал Абдель Рахман ар-Рашид свою мысль, «самое плохое будет состоять в том, что инициация отношений с иранскими ястребами укрепит убежденность Белого дома в необходимости сотрудничества с Ираном». Завершая же свою мысль, он говорил: «Многие исключают, что Эр-Рияд изменит свою политику только потому, что к этому его подтолкнул Хашеми-Рафсанджани, или потому, что иранское руководство послало положительные сигналы в отношении того, что оно готово пройти половину пути вместе с Саудовской Аравией, не меняя поведения своей страны и не меняя сути противостояния. В любом случае, переговоры с Ираном способны лишь привести к худшему!».

Что ж, это точка зрения хорошо информированного журналиста, близкого к саудовскому политическому истеблишменту. Видимо, в ней немало правдивого. Но странно, что этот журналист, комментируя заявление главы саудовского внешнеполитического ведомства, не обратил никакого внимания на еще одно его высказывание, также прозвучавшее в ходе эр-риядской пресс-конференции. Это высказывание все так же стоило бы привести полностью: «Предъявляемые ныне развитыми государствами требования к малым странам, оправдываемые ссылками на то, что эти государства, якобы, руководствуются общечеловеческими ценностями, ценностями гуманности, об изменении существующего в этих странах внутриполитического и общественного положения являются попытками вмешательства во внутренние дела этих стран. В свою очередь, возникающие в этих странах кризисы становятся поводом для еще большего внешнего вмешательства в их внутренние дела, что приводит к разрушению местных обществ, а это, в свою очередь, приводит к появлению наносящего ущерб всему миру феномена терроризма».

Являются ли эти слова показателем происходящих в позиции саудовского политического истеблишмента перемен? В этом не приходится сомневаться, как не приходится сомневаться и в том, что эти перемены определяются нарастающими противоречиями в области саудовско-американских отношений, вызванных, как это уже не раз говорили в Эр-Рияде, «нерешительностью команды Барака Обамы» в отношении палестинского вопроса и внутрисирийского кризиса и, одновременно, новыми подходами американской администрации к вопросу об отношениях с Ираном, как и постоянной американской критикой Саудовской Аравии в отношении «несоблюдения прав человека».

Но если это так, тогда не стоило бы видеть в словах главы саудовского внешнеполитического ведомства в связи с возможностью визита в Саудовскую Аравию его иранского коллеги Мухаммеда Джавада Зарифа попытку найти собственный путь к урегулированию отношений с Ираном? Не стоило бы видеть в них и стремление оказать, тем самым, давление на саудовского стратегического союзника, в роли которого выступают Соединенные Штаты?

Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и мнение Абдель Рахмана ар-Рашида, которое вовсе не обязательно должно рассматриваться в качестве попытки предупредить развитие событий в направлении «худшего», а, скорее, как яркое описание предпринимаемого Саудовской Аравией внешнеполитического маневра, который в реальности далек от того, чтобы немедленно восстановить доверие и взаимопонимание между двумя соседями – Саудовской Аравией и Ираном.

52.23MB | MySQL:103 | 0,477sec