О развитии ситуации в Сирии

Как мы и сообщали ранее, на прошлой неделе началось широкомасштабное наступление сирийских повстанцев с юго-западного и юго-восточных направлений от города Дераа и Эль-Кунейтра. В принципе, после боев за Хомс и неудачного с военной точки зрения марш-броска на Латакию с турецкой территории у оппозиции просто не оставалось другого выхода. Особенно с учетом того, что именно южное направление организации наступлений на Дамаск и будет в ближайшее время главным. Нельзя сказать, что отряды оппозиции действует здесь особенно удачно, и на это существует несколько причин. Среди них, безусловно, важной является недавнее «перераспределение обязанностей» среди основных зарубежных спонсоров сирийской оппозиции. Напомним, что в мае с.г. состоялось координационное совещание между высокопоставленными эмиссарами саудовского Управления общей разведки (УОР), турецкой МИТ и иорданской УОР, на котором присутствовали представители ЦРУ США и британской МИ5. Важным итогом консультаций стало дистанцирование саудовцев от материально-технической поддержки радикальных исламистов из «Джабхат ан-нусра», зоной ответственности которых традиционно являлись центральные и северные районы Сирии. Теперь Эр-Рияд должен сосредоточится на работе с племенами именно в приграничных с Иорданией районах, собственно, с них и началось восстание. В районе Дераа проживают бедуинские племена, традиционно имеющие крепкие связи с Иорданией, отсюда и участие Аммана в организации нового наступления. При этом роль турецких силовиков пока остается не совсем до конца ясной. Очевидно, что турецкий премьер-министр Р.Эрдоган начинает потихоньку «отыгрывать» назад и снижать активность  Турции на сирийском направлении, при этом попутно избавляясь под благовидным предлогом и выдавливая со своей территории, отряды той же «Джабхат ан-Нусры».

Но при этом и решая собственные задачи по минимизации иранского присутствия непосредственной близости от своих границ. То же месячной давности наступление исламистов на Латакию преследовало, прежде всего, цель ликвидации или серьезного замедления темпов строительства военно-воздушной базы Ирана в этом районе. Упор на активизацию боевых действий именно в южных областях Сирии имеет свои «плюсы» и «минусы». К последним необходимо отнести нежелание бедуинов покидать места своего традиционного проживания, как, впрочем, и традиционно негативное отношение к присутствию на них «чужаков» в виде иностранных «добровольцев». К «плюсам» относится, опять же, фактор «родной земли» и то, что одним из лидеров  оппозиции за рубежом как раз является местный шейх А.Джарба, что должно, по идее все тех же американцев, наконец-то «скрестить» и сделать единым целым вооруженный и «гражданский» сегменты сирийской оппозиции.

Насильственно-вынужденное удаление саудовцев с «первых ролей» в финансировании исламистского сегмента сирийской оппозиции уже начинает сказываться на динамике боев. В частности, отметим несколько случаев по достижению перемирия между боевиками и властями, в результате которых значительное количество повстанцев сложило оружие. В данной схеме, конечно, есть и элемент военной хитрости, когда вся эта процедура затевается частью полевых командиров по причине необходимости «перевести дух» и переформировать потрепанные отряды. Но также необходимо отдавать себе отчет и в том, что само по себе это означает измотанность повстанцев, а также снижение объемов финансирования их деятельности. Задаром желают умирать только фанатики или кровники, и это является общим местом для такого рода локальных конфликтов.

Справедливости ради отметим, что и сирийские власти явно начинают испытывать дефицит живой силы. В частности, ливанские и иракские шииты неплохо себя зарекомендовали в боях именно в приграничных с Ливаном и Ираком провинциях, но совершенно не желают перебрасывать свои отряды еще и на юг, предпочитая, чтобы там с повстанцами воевали именно сирийские военнослужащие. В этой связи иранцы вынуждены идти на неординарные меры в рамках пополнения резервов. С целью создания надежной обороны именно на южных направлениях иранцами начата широкомасштабная кампания по рекрутированию «добровольцев» из числа шиитов-хазарейцев из Афганистана, проживающие в лагерях беженцев на территории Ирана. В обмен на свое согласие хазарейцы получают оплату в долларах США, и что самое для них главное – временное разрешение на проживание на территории Ирана для себя и своих семей. Это автоматически позволяет им рассчитывать на ряд пособий и льгот, а также право на занятие бизнесом и торговлей.

Экономические послабления сопровождаются и соответствующей фетвой о необходимости помощи «сирийским браzьям» со стороны религиозного лидера хазарейцев аятоллы Кахили. Новые рекруты должны в значительной части заменить уже порядком «уставших» боевиков «Хизбаллы» и иракских шиитов. Насколько такая схема окажется работоспособной, покажет время. Пока попытки тех же саудовцев по направлению афганских талибов при помощи своих пакистанских партнеров в Сирию, закончились нечем. Но стоит отметить жесткую, почти палочную, дисциплину в хазарейской общине, что, безусловно, будет способствовать быстрому набору «добровольцев».

Сирийская армия и спецслужбы потеряли за последние два месяца несколько своих ключевых командиров, что говорит об ожесточенности столкновений. В боях в Восточной Гуте погиб один из стержневых генералов в сирийском командовании Хуссейн Исаак, отвечавший именно за планирование и нанесение воздушных ударов по позициям повстанцев. Отметим, что именно ВВС являются одним из ключевых моментов сдерживания активности вооруженной оппозиции. 13 апреля с.г. в результате теракта погиб глава сирийской военной разведки в Южном округе генерал Самир аль-Шейх, который  специализировался на режиме безопасности в районе Голан. И вот последний случай можно со всей ответственностью возложить «на совесть» израильских спецслужб, явно активизировавших свои усилия на сирийском направлении. Мы уже говорили, что Израиль начал проводить более активную работу уже непосредственно на приграничной  сирийской территории, стремясь повлиять на экспансию радикалов в эти районы, а также воспрепятствовать передаче части арсеналов сирийской армии ливанской «Хизбалле». На израильский след в деле убийства С.аль-Шейха указывает почерк покушения: он был убит из пистолета с глушителем. При этом исламисты чаще всего в подобного рода случаях используют заминированные автомобили. Зачем израильтянам понадобилось убирать один из реальных противовесов экспансии радикалов на своих границах — непонятно. Не исключено, что для того чтобы поставить «галочку» и отчитаться перед руководством. Особенно, принимая во внимание произошедшую недавно смену руководства АМАН, во главе которой теперь встал специалист по «египетским делам» Г.Леви. Это, кстати, указывает на одно из приоритетных направлений деятельности этой службы в самой ближайшей перспективе.

В заключении отметим, что характер боев в Сирии в ближайшее время вряд ли претерпит серьезные изменения. Президентские выборы в начале июня с.г. дадут лишь кратковременный всплеск боевой активности. Для большего пока отсутствуют основные факторы, которые заключаются в снижении финансирования боевиков со стороны саудовцев. В этой связи следует предположить частичный отток иностранных джихадистов из страны, и уж, как минимум, сокращение в разы притока новых рекрутов из-за границы. Этот момент стимулирует развитие форм внутреннего диалога между оппозицией и властями, который будет нести выборочный и локальный характер.

52.19MB | MySQL:103 | 0,523sec