О развитии ситуации в Сирии

В Сирии продолжаются бои местного значения. На сегодняшний день необходимо констатировать, что Дамаску удалось в значительной мере локализовать оплоты сопротивления и создать сравнительно благоприятный фон для проведения президентских выборов, на которых, как и ожидалось, победу одержал нынешний президент Башар Асад. ЕС уже заявил, что не признает итоги этих выборов, ровно такая же реакция, без сомнения, последует и из Вашингтона. Это укладывается в логику предстоящих действий западных стран по окончательному свержению нынешнего сирийского режима, и удивляться здесь по большому счету нечему: на Западе признают только те итоги выборов, которые укладываются в персонально выгодную им внешнеполитическую концепцию.

Возвращаясь непосредственно к выборам, отметим несколько моментов. Первое – это участие населения в волеизъявлении. Сирийский ЦИК оценивает явку в 70% населения, из которых почти 90% проголосовали за Б.Асада. Даже если мы допустим определенные «прегрешения», что связано с явным срывом голосования в районах, находящихся под контролем вооруженной оппозиции, а также суннитских кварталах в том же Дамаске, Алеппо, Хомсе и Хаме, то число проголосовавших за нынешний режим все равно составит примерно 45-50% от двух третей  населения. Победу обеспечило в основном городское население. И это не только алавиты, которые безусловно продолжают монолитно поддерживать режим, прекрасно осознавая что дело не в персонально Б.Асаде, а в вопросах их собственного физического выживания. Несомненно, также, что за Асада помимо алавитов и христиан голосовали и  часть суннитского населения, и курды. Об этом свидетельствуют ожесточенные бои курдского ополчения с исламистами из «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ), пытавшихся тем самым сорвать голосование в районах компактного проживания курдского населения. Конечно, это было не единственной их целью. На самом деле

ожесточенные бои (более сотни погибших бойцов только со стороны курдских боевиков) в районах, прилегающих к турецкой границе, идут за право контроля над логистическими коридорами из Турции в Сирию и обратно. Ставки здесь предельно высоки не только из-за вопросов материально-технического снабжения отрядов оппозиции, но и по причине контроля над очень денежно выгодной сферой в виде каналов контрабанды, через которые уже продолжительное время идет основной поток жизненно важных товаров в Сирию.

Провалилось и наступление повстанцев с северного направления. Отвлекающая и во многом самоубийственная атака боевиков из «Джабхат ан-нусра» на Латакию своей цели не достигла. Исламисты не смогли сколь-нибудь продолжительное время зацепиться на плацдарме в этой практически чисто алавитской области и тем самым оттянуть на себя правительственные войска. Более того, исламисты не смогли преодолеть заслон ополченцев из местного населения, сдержавших наступление ценой очень больших жертв. Запоздало наступление оппозиции с юга, центром которого должна была стать Дераа — с нее, собственно, и начался сирийский кризис более трех лет назад. Более того, в настоящее время Дераа плотно удерживается армией, а локальные очаги сопротивления в его окрестностях носят больше символический характер: военные просто не входят в бедуинские районы. И дело здесь не только в стратегических военных ошибках оппозиционеров и нежелания саудовцев спонсировать эту кампанию. Есть еще момент договоренности бедуинских шейхов с представителями сирийских спецслужб по схеме: контроль над контрабандными коридорами на иордано-сирийской границе в обмен на нейтралитет.

Но это совершенно не означает, что в районе Дамаска, Хомса и Алеппо не идет ожесточенных боев между армией и просаудовскими исламистами. Вновь пришли сообщения о значительных потерях среди боевиков «Хизбаллы», являющихся «наконечником копья» правительственных сил именно на этих направлениях. В последних боях ливанские шииты вновь потеряли двух своих полевых командиров среднего звена.

Один из них Махмуд Хайек 27 мая с.г. был похоронен в родной деревне Адхит в Северном Ливане. Он являлся офицером секретного подразделения «Хизбаллы» и руководил группой, которая предприняла попытку убийства 5 июля 2012 года министра  Бутроса Харба путем закладки взрывчатки в шахту лифта в здании его офиса в пригороде Бейрута Бадаро. В Сирии М.Хайек командовал спецподразделением «Хизбаллы» в составе пятидесяти человек, которые специализировались на выполнении диверсионных и разведывательных операций.

Другой офицер «Хизбаллы» Фаузи Айюб погиб в боях за Алеппо 24 мая с.г., похоронен в своей родной деревне Айн Кана в Северном Ливане. Ф.Айюб был знаковой фигурой в организации: провел восемь лет в израильской тюрьме, после того как его арестовали на израильской территории, куда он проник по фальшивому паспорту для проведения серии терактов. Был освобожден в 2009 году в рамках обмена пленными согласно договоренности между правительством Израиля и руководством шиитского движения.

В Сирии руководил довольно значимым подразделением, которое специализировалось на зачистке суннитских кварталов в Алеппо.

Несмотря на эти потери, ливанскее шиитские отряды будет продолжать оставаться в Сирии еще неопределенное время. Хазарейское ополчение из Афганистана пока еще только формируется с помощью иранских инструкторов в лагерях беженцев на территории Ирана. Но в любом случае руководству «Хизбаллы» можно будет рассчитывать только на частичную ротацию своего контингента в Сирии.

52.28MB | MySQL:103 | 0,543sec