Слушание в Конгрессе США об отношениях с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива

22 мая состоялось заседание Комитета по международным делам  Конгресса США касательно возникших трудностей и вопросов взаимодействия в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Причиной для проведения слушания стало произошедшее в последнее время ухудшение отношений между США и их ближневосточными партнерами, в частности, из-за иранской ядерной программы, ситуации в Сирии и перехода Америки на добычу своего сланцевого газа и нефти. Многие политические инициативы и стратегии США вызывают опасение и недоверие со стороны стран Персидского залива, что накладывает негативный отпечаток на отношения между странами. Конгрессмены подчеркнули, что сохранение продуктивных дружеских отношений со странами Персидского залива является необходимым для безопасности и процветания США. В связи с этим Вашингтону необходимо выработать стратегию, направленную на налаживание отношений со своими партнерами и устранение недоверия и напряженности.

Большую часть слушания заняло выступление старшего научного сотрудника «Фонда в защиту демократии» Дэвида Эндрю Вайнберга, который в деталях обрисовал текущий уровень сотрудничества США со странами Персидского залива, объяснил причины, повлекшие обострение и ухудшение отношений между ними, а также предложил дальнейшие шаги для налаживания конструктивного диалога и партнерства. По большей части конгрессмены согласились с его точкой зрения, поддержав предложенные Вайнбергом инициативы. Также с докладами и предложениями выступили эксперт Стефан Сэш и  директор исследовательской программы по изучению Персидского залива и энергетической политики Вашингтонского института Саймон Хендерсон.

В целом слушание коснулось ряда тем: влияние «арабской весны» на ситуацию в регионе, переговоры по иранскому ядерному вопросу, сирийский кризис, проблема прав человека в странах Персидского залива и энергетическое сотрудничество.

Как известно, примерно половина разведанных запасов нефти сконцентрирована в странах Персидского залива. США расположили свои военные базы в нескольких странах региона, в частности, в Бахрейне, Катаре и Саудовской Аравии, что дает возможность США проводить военные операции за пределами Персидского залива. Также страны Персидского залива зачастую участвуют в совместных с США операциях против «Аль-Каиды». Более того, такие страны как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты являются крупнейшими торговыми партнерами США. Вышеперечисленные факты подтверждают заинтересованность Вашингтона в поддержании прочных дружеских отношений со странами региона. Тем не менее, в последнее время отношения между США и странами Персидского залива значительно осложнились и обострились, и на это существует несколько причин.

Одной из основных причин является то, что у ряда стран Персидского залива сложилось чувство, что США «отвернулись» от них. Появление подобного чувства обусловлено рядом событий, произошедших за последние несколько лет. Во-первых, США начали активно развивать добычу своего собственного сланцевого газа и нефти, а значит, их зависимость от ресурсов ближневосточных стран значительно снизится. Во-вторых, события «арабской весны» также наложили свой отпечаток, в частности, лидеры региональных держав опасаются, что Вашингтон может выступить против них так же, как выступил против Хосни Мубарака в Египте. Кроме того, страны Персидского залива, в частности, ОАЭ и Саудовская Аравия были весьма озабочены тем фактом, что администрация США вела дела с правительством М.Морси и «Братьями-мусульманами». В-третьих, страны Персидского залива винят США в том, что они позволила Башару Асаду сохранить свою власть в Сирии и в том, что сирийский кризис привел к массовой гибели суннитов, проживающих на территории страны. Ну и наконец, большие вопросы вызывает американская политика по отношению к ядерной программе Ирана, с которым страны Персидского залива находятся в напряженных отношениях еще со времен Исламской революции. Иными словами, лидеры стран Персидского залива видят как США сотрудничают с их региональным соперником, что вызывает у них озабоченность.

Как отметил Вайнберг, ближневосточные страны зачастую используют спекуляции на тему иранской угрозы с целью сохранения раскола среди населения, а также для переключения внимания людей с внутренних проблем стран на внешние угрозы и конфликты. Однако опасения все же имеют основания, и в Иране действительно существуют террористические группировки, которые неоднократно наносили удары по странам региона, например, по Кувейту, Саудовской Аравии и Бахрейну. Ядерные амбиции Ирана являются еще одним принципиальным вопросом для стран Персидского залива. Они, как и Израиль, не готовы поверить в мирный характер иранской ядерной программы до тех пор, пока Тегеран не прекратит поддержку терроризма и прочей деятельности, наносящей вред соседним странам. Более того, тот факт, что США вели секретные переговоры на высшем уровне с Ираном, породил чувство опасения у стран Персидского залива.

Другим немаловажным аспектом, приведшим к росту напряжения между США и их ближневосточными партнерами, является борьба с экстремизмом. Безусловно, США и страны Персидского залива осуществляют совместную антитеррористическую деятельность и борются с распространением радикальных идей. США требует от своих партнеров равных усилий и мер в данной сфере, однако, не все ближневосточные страны готовы к решительным действиям. Особую обеспокоенность у администрации США вызывает Саудовская Аравия, которая по-прежнему пропагандирует в школьных учебниках радикальные идеи, в частности, значительное превосходство мусульман  над прочими религиями. Еще в 2006 года США потребовали от Саудовской Аравии исключить материал подобного рода из учебников, однако этого не произошло вплоть до сегодняшнего дня. В то же время Вашингтон подошел более жестко к аналогичному вопросу с Израилем, хотя степень экстремизма в саудовских учебниках куда выше, следовательно, это говорит о недостатках стратегии администрации в рамках борьбы с антисемитизмом.

Согласно данным США, страны Персидского залива являются одним из основных спонсоров «Аль-Каиды» (финансирование поступает в основном от частных лиц и организаций), а Кувейт в частности, является крупнейшим донором для ИГИЛ. Финансирование террористических группировок является значительным препятствием для борьбы с ними, в связи с чем Вашингтон неоднократно призывал своих ближневосточных партнеров к прекращению подобной деятельности. Однако данные призывы не нашли отклика ни в Кувейте, ни в Катаре, которые также выступают транзитным пунктом для пересылки денег от радикально настроенных граждан других стран Персидского залива, где существуют более жесткие меры борьбы с терроризмом.

В 2011 году многие ближневосточные страны столкнулись с массовыми беспорядками, протестами и требованиями проведения реформ, ряд стран по-прежнему находится в состоянии политической неопределенности. Бахрейн оказался одной стран, столкнувшейся с реальной угрозой смены власти. Демонстрации шиитов были жестко подавлены, тем не менее, это не помогло предотвратить активизацию радикально настроенных групп, поддерживаемых Ираном. Однако борьба с радикально настроенными элементами не оправдывает применение правительственными силами насильственных методов, в частности, пыток. США обеспокоены тем фактом, что никто из виновных не был привлечен к ответственности, и призывает властей Бахрейна к расследованию подобных случаев.

Безусловно, Бахрейн не единственная страна Персидского залива, где есть проблемы с соблюдением прав человека. Саудовская Аравия и Катар, согласно оценкам «Амнести Интернешнл», являются одними из основных нарушителей базовых прав и свобод. В Омане существуют большие проблемы со свободой слова и печати, в Бахрейне ограничены контакты официальных лиц с иностранными дипломатами за исключением официальных встреч или приемов. В целом, ситуация с правами человека в странах Персидского залива не соответствует принципам демократии, и Вашингтон должен помочь своим партнерам улучшить ситуацию в данной сфере.

Что касается энергетической зависимости США от ближневосточных стран, то несмотря на то, что Америка начала добычу сланцевого газа и нефти на своей территории, ее зависимость от импорта энергоресурсов по-прежнему велика. Безусловно, в ближайшее время США намерены сократить свою зависимость от поставок ресурсов, тем не менее, они заинтересованы в поддержании стабильного мирового рынка, где газ и нефть по-прежнему будут пользоваться спросом. Таким образом, цели США и ближневосточных стран схожи, а значит, нет никакого повода для паники у партнеров США, однако страны Персидского залива всеми способами стараются предотвратить приход США к энергетической независимости. Стоит отметить, что ближневосточные страны ведут активную кампанию против добычи сланцевого газа, спонсируя фильмы, репортажи и статьи, рассказывающие о минусах и опасностях подобного способа добычи. В связи с этим администрация должна донести до своих партнеров, что энергетическая революция в США не приведет к полному отказу от импорта нефти и газа из стран Персидского залива.

В качестве рекомендаций касательно дальнейшей стратегии США по отношению к странам Персидского залива Дэвид Эндрю Вайнберг предлагает не заключать никаких сделок с Ираном по поводу его ядерной программы, поскольку возможные попытки Ирана получить ядерное оружие в будущем представляются куда худшим вариантом, чем очередной тупик в переговорах. Также необходимо созвать региональный форум, чтобы страны Персидского залива обсудили свои отношения с Ираном, а Иран в свою очередь прекратил вести активность радикального характера. Для улучшения взаимоотношений США с ближневосточными союзниками необходимо назначить специального посланника, чьей миссией будет возвращение их доверия к Вашингтону.

Что касается прав человека, США должны надавить на Саудовскую Аравию, в первую очередь, и другие страны с целью искоренения дискриминации, поощрения инициатив по установлению равноправия в обществе. Также необходимо оказать давление на Катар и Кувейт, чтобы они прекратили финансирование террористических группировок. Это также касается и лоббистских групп, получающих значительное финансирование от стран Персидского залива и использующих эти средства для продвижения исключительно политических инициатив. С вопросом безопасности и терроризма также связана поддержка Катаром «Братьев-мусульман», что может привести к усилению их позиций в таких странах как Тунис, Ливия и Йемен. Учитывая, что США считают «Братьев-мусульман» террористической организацией, подобное сотрудничество и поддержка их Катаром, который является союзником США, является недопустимой

По мнению Вайнберга, Вашингтону необходимо помочь Бахрейну наладить национальный диалог и модернизацию политической и экономической систем. В случае не достижения сделки между властями и антиправительственной стороной Америка должна быть готова к введению санкций в отношении той стороны, которая по ее мнению виновата в провале урегулирования конфликта. Ну и наконец, в плане добычи энергоресурсов США должны продолжать разработку своих месторождений, но в то же время продолжать эффективное сотрудничество со странами Персидского залива с целью поддержания стабильности мирового энергетического рынка.

Стефан Сэш в своем докладе заявил о том, что администрации США не удалось развеять опасения стран Персидского залива и ответить на множество возникших у них вопросов. Более того, Сэш считает, что Вашингтон и не проявил особой заинтересованности в этом. Так, например, в последние годы сократилось число встреч и визитов высокопоставленных американских чиновников в страны региона, а дипломатия такого рода чрезвычайно важна. Ближневосточные страны болезненно отреагировали на смещение американских интересов в сторону стран Азии, а с учетом энергетической революции в США объем торговли между Америкой и странами Персидского залива в ближайшее время еще больше сократится. Однако основные причины, приведшие к кризису отношений администрации Б.Обамы с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, по мнению Сэша, заключаются в политике Вашингтона по отношению к Ирану и Сирии. В качестве решения проблемы он предлагает задействовать все возможные дипломатические каналы, чтобы заверить страны Персидского залива в приверженности США к политическому, военному и экономическому сотрудничеству, инвестиционным проектам и важности для Вашингтона региона в целом.

Саймон Хендерсон предложил несколько иной подход к налаживанию отношений с ближневосточными странами. По его мнению, администрация должна, в первую очередь, признать неэффективность своей текущей политики по отношению к данным странам. Необходимо выработать совершенно новую стратегию, в частности, это касается иранского и сирийского вопросов. Во-вторых, США необходимо назначить специального посланника для поддержания эффективных отношений с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. Это позволит проводить постоянные консультации, а следовательно, избежать напряжения в отношениях. Ну и наконец, поскольку между странами Персидского залива существуют разногласия, США может выступить в роли посредника между ними, что также будет способствовать укреплению авторитета США в регионе.

Таким образом, Конгресс США в очередной раз заявил о важности ближневосточного региона для их безопасности, военной и экономической стабильности. Тем не менее, поддержание хороших отношений с союзниками в регионе не должно привести к вынужденному отказу администрации от  принятых стратегий, как например, от добычи сланцевого газа и нефти. Подобная тактика говорит о том, что США по-прежнему ждут уступок и компромиссов от своих партнеров, в то время как сами не намерены менять что-либо. Тем не менее, Вашингтон не может допустить ухудшения отношений со странами Персидского залива, поскольку имеет там несколько военных баз, что чрезвычайно важно в первую очередь для сохранения его геополитического влияния, нежели чем из соображений безопасности. Кроме того, Америка по-прежнему зависима от энергетических ресурсов региона. Можно ожидать, что Вашингтон предпримет попытку найти новые пути взаимодействия с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, постаравшись вернуть доверие с его стороны. Для этого администрации США будет необходимо, во-первых, пересмотреть свою стратегию касательно иранского ядерного вопроса и сирийского кризиса.

52.42MB | MySQL:103 | 0,460sec