Саудовская Аравия: ослабление клана Султанов

Несмотря на то, что клан Султанов был фактически выведен королем Абдаллой из возможной гонки в борьбе за трон, подконтрольные и аффилированные с ним фирмы и компании продолжают активно участвовать в торговых сделках по предоставлению продукции вооруженным силам королевства. Напомним, что в апреле 2013 года со своего поста уволен заместитель министра обороны Халед бен Султан, а в конце мая с.г. с должности руководителя Управления общей разведки (УОР) КСА уволен принц Бандар. То есть, представители клана удалены королем от постов в исполнительной власти в силовом блоке, но при этом им оставлена «поляна для кормления» в виде сохранения за ними преференций в области ВТС. Таким образом, саудовским монархом определяются некие правила игры – представители клана соглашаются с их дистанцированием от центра принятия политических решений, но сохраняя все инструменты своего экономического процветания.

Головным предприятием клана Султанов в этой области является компания Al Raha Group, она же генеральный подрядчик Royal Saudi Air Force (RSAF). Последняя, в свою очередь, в качестве генерального дистрибьютора представляет американскую General Electric (GE) и основного партнера в КСА — западные фирмы Raytheon и BAE Systems. В начале июня с.г. Al Raha Group заключила три контракта с ВВС страны на общую сумму в 170 млн долларов США. Одновременно продлено соглашение, сохраняющее право Al Raha Group на управление и техническое содержание ангаров, в которых хранятся саудовские боевые самолеты. В бытность пребывания Халеда бен Султана в должности заместителя министра обороны велись переговоры о закупке 84 новых F-15 для ВВС в рамках широкой кампании по модернизации и замены устаревшего авиапарка. Отметим, что с момента своего основания в 1986 году Al Raha Group является монопольным «держателем» всех контрактов с зарубежными фирмами в отношении закупки техники для вооруженных сил государства. Халед бен Султан является основным владельцем компании. После своего увольнения с поста первого заместителя министра обороны он в основном сосредоточен на благотворительной деятельности. С этой целью был основан специальный фонд по защите морских кораллов Khaled bin Sultan Living Oceans Foundation (LOF). Тем самым, как полагает ряд экспертов, он создал некую дымовую завесу с целью «успокоить» короля Абдаллу и убедить его в отсутствии у него властных амбиций. Основным управляющим делами Al Raha Group с 2004 года и по настоящее время является бывший бригадный генерал ВВС КСА Яхья Исса аль-Саади. Он доверенный человек Халеда бен Султана и основная фигура, отвечающая за связь и контакты с американскими партнерами. Юридическую поддержку фирмы осуществляют два известных американских юриста — Джордж Вилтшаейр и Джеймс Хьюдж Потс-второй. Таким образом, де-юре Al Raha Group остается основным игроком на рынке ВТС с явной ориентацией на американских партнеров.

Отставка Халеда бен Султана на первый взгляд не повлияла на это положение вещей. Формально клан Султанов согласился на свою политическую «опалу» взамен на сохранение своего привилегированного положения в области ВТС. По этому поводу было даже  негласное обещание короля Абдаллы, согласно которому все контракты с ВВС будут по-прежнему проходить через Al Raha Group. Более того, принадлежавшая тому же Халеду бен Султану транспортная авиакомпания Nas Air в прошлом году вновь получила эксклюзивное право на перевоз паломников на хадж в Мекку. Но многие эксперты полагают, что такая картина будет сохраняться до прихода на королевский трон наследного принца Мутаиба, в настоящее время возглавляющего самую элитную часть армии — Национальную гвардию. Совсем недавно еще один представитель клана — принц Бандар — пытался реализовать программу создания «саудовского Иностранного легиона», который планировали оснастить самыми современными средствами вооружения, включая беспилотники. Соответственно предполагалось, что во главе холдинга по закупке этого вооружения встанет все та же Al Raha Group. Судя по всему, такая перспектива совсем не устраивала короля Абдаллу как с точки зрения передачи в руки своих политических конкурентов весьма значительных финансовых потоков, так и по причине возникновения новой мощной военной силы в королевстве под командованием, предположительно, все того же принца Бандара как главы Управления общей разведки (УОР) КСА. Последовали очень решительные превентивные меры, оставившие клан Султанов без всяких рычагов влияния в силовом блоке королевства.

Как представляется, принц Мутаиб совершенно не собирается в случае своего восхождения на трон соблюдать обещания своего отца «об иммунитете» компаний клана Султанов в области ВТС. По крайней мере, как командующий Национальной гвардией он начал широкомасштабную программу ее технического переоснащения. В этой связи в настоящее время он находится в Париже, где проводит соответствующие переговоры с французскими фирмами. И это говорит о попытках принца Мутаиба диверсифицировать рынок вооружений на Францию, но уже через аффилированные именно с ним саудовские компании. Ожидается, что эта схема будет апробирована именно на переоснащении Национальной гвардии с последующим переносом и на остальную часть вооруженных сил КСА. При этом королю Абдалле и принцу Мутаибу очень важно не нарушить структуру соблюдения баланса экономических преференций и интересов различных кланов королевской семьи. Или, по крайней мере, не допустить здесь критического перекоса, что чревато очень серьезными  внутриполитическими катаклизмами.

52.32MB | MySQL:103 | 0,617sec