К вопросу о ратификации Израилем Конвенции о запрещении химического оружия

28 июня 2014 г. заместитель министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябков, находящийся  вместе со специальным представителем министра по ближневосточному урегулированию, директором Департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ С.В.Вершининым с рабочим визитом в Дамаске, по сообщениям ИТАР-ТАСС отметил, что настало время Израилю ратифицировать Конвенцию о запрещении химического оружия. Многие российские и израильские СМИ отреагировали на это заявление как на попытку российской стороны оказать давление на израильские власти. О причинах и последствиях данного шага пойдет речь в настоящей статье.

Сущность документа

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) является одним из документов, направленных на борьбу с оружием массового уничтожения. Конвенция включает в себя преамбулу, 24 статьи, 3 приложения. Она была открыта для подписания 13 января 1993 г., хотя вопрос о необходимости запрещения этого вида оружия обсуждался еще с конца 1960-х гг. Среди основных положений КЗХО необходимо отметить следующие пункты:

  1. определение понятия химического оружия, его классификаций и составляющих;
  2. разработка системы уничтожения химического оружия, к которой государство-участник должно приступить не позднее чем через 2 года после вступления документа в силу и завершить в течение 10 лет;
  3. разветвленный механизм проверок соблюдения договоренностей, включающий обычные и инспекции по запросу;
  4. создание международной организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), призванной осуществлять мониторинг выполнения КЗХО и служить форумом для стран-членов организации;
  5. международное сотрудничество в области химической деятельности в мирных целях[i].

Государство Израиль было в числе стран, присоединившихся к КЗХО 13 января 1993 г. На церемонии подписания Ш.Перес, тогда занимавший пост министра иностранных дел, отметил: «нет оружия против оружия массового уничтожения, есть только политика, которая может предотвратить его использование, а, желательно, и производство»[ii]. Однако до сих пор документ не был ратифицирован страной. Помимо Израиля существует лишь еще одно государство, поступившее аналогичным образом – Мьянма.

Вопрос о наличии у Израиля химического оружия

Данная проблема на протяжении многих лет привлекает внимание журналистов и ученых, выдвигающих разные точки зрения. В этом контексте показательными являются несколько заявлений и публикаций. 28 июля 1990 г. в газете New York Times появилась статья, в которой со ссылкой на слова тогдашнего министра науки и технологии Ю.Неэмана  говорилось, что в случае иракской атаки с использованием химического оружия, Израиль сможет дать симметричный ответ[iii].

Имеются данные о том, что в ходе расследования авиакатастрофы грузового Боинга 747 авиакомпании El-Al 4 октября 1992 г., совершавшего рейс Нью-Йорк – Тель-Авив, были обнаружены следы диметил-метилфосфоната. Он, согласно Приложению к КЗХО о списке химикатов, может быть  использован при производстве отравляющих вещества, например, зарина, но имеет и ограниченное применение в мирных целях.

В 2000 г. был опубликован Открытый доклад СВР за 1993 г. «Новый вызов после “холодной войны”: распространение оружия массового уничтожения». В приложении к документу, посвященному Израилю, говорилось, что страна обладает химическим оружием всех типов, и начала разработки в этой области в середине 1960-х гг.[iv]

9 сентября 2013 г. Foreign Policy magazine сообщил об обнаружении документа ЦРУ, согласно которому в 1982 г. американские спутники-шпионы зафиксировали в пустыне Негев в районе Димоны мощности по хранению и производству нервно-паралитических веществ[v]. По сведениям журналистов издания Jerusalem Post, Израиль мог начать такого рода разработки в 1950-е гг. дабы создать механизм защиты от противников, прежде всего, Египта по принципу сдерживания. В дальнейшем, ссылаясь на автора книги «Israel and the Bomb» Авнера Коэна, они утверждали, что программа развития химического оружия в стране за последние годы фактически прекратилась, поскольку, не смогла стать действенным механизмом сдерживания[vi]. Часть экспертов, например представляющих International Institute of Strategic Studies, пытаются уйти от обсуждения этого вопроса ввиду того, что точные даты начала разработок химического оружия в Израиле, по их мнению, отсутствуют, а факты, используемые в качестве доказательств, не всегда обоснованы или устарели и не были подтверждены новыми сведениями.

Новый виток внимания к вопросу

Примечательно, что на протяжении долгого времени вопрос о наличии у Государства Израиль химического оружия и тот факт, что страна не ратифицировала КЗХО не вызывал столь пристального внимания. Новый виток обсуждений породило присоединение к Конвенции о химическом оружии Сирии, ставшей 14 октября 2013 г. 190-м государством-членом ОЗХО. Тогда ожидалось, что с устранением опасности, что имеющееся у Сирии химическое оружие попадет в руки враждебных Израилю сил, к израильским властям придет понимание необходимости ратификации документа. Однако такого шага не последовало.

В связи с решением Сирии присоединиться к КЗХО премьер министр Израиля Б.Нетаньяху инициировал заседание кабинета министров. Его итогом стало решение придерживаться имеющегося курса. В этом премьер-министр получил поддержку со стороны министра обороны Израиля М.Яалона. Впрочем, по сообщениям издания Haaretz[vii], в среде израильского военного командования эта идея имеет все меньшее количество сторонников. С их точки зрения, необходимо завершить процедуру ратификации Конвенции и присоединиться к ОЗХО, что принесет пользу, как политике, так и экономике страны.

МИД Израиля в тот же период выступил в поддержку точки зрения премьер-министра, сочтя угрозу стране слишком реальной, чтобы присоединяться к КЗХО. Выразителем позиции стал представитель внешнеполитического ведомства страны И.Палмор. По его словам, Израиль не может ратифицировать Конвенцию, пока в регионе существуют государства, желающие его уничтожения.

Визит и заявление С.А.Рябкова 28 июня 2014 г. были также связаны с ходом реализации Конвенции в отношении сирийского химического оружия. Основной темой, обсуждавшейся российскими дипломатами на встрече с президентом САР Б.Асадом, стало завершение операции по вывозу из страны прекурсоров (химических реагентов, применяемых для получения токсичных химикатов, подпадающих под КЗХО). Официальных комментариев израильской стороны по поводу высказывания российского представителя пока не последовало. Лишь министр иностранных дел А.Либерман, находившийся с визитом в Берлине, счел успешными действия, направленные на уничтожение химического оружия в Сирии и высказался за то, чтобы предпринять аналогичные шаги в отношении ядерной программы Ирана.

Итак, как вопрос о наличии у Государства Израиль химического оружия, так и необходимость для страны ратифицировать Конвенцию, подписанную еще в 1993 г., по-прежнему вызывают множество споров. При этом нельзя точно прогнозировать эффект, который вызовет присоединение к КЗХО. Бытует мнение, что это обстоятельство положительно скажется на экономике страны. Однако стоит упомянуть, что ряд государств, начавших уничтожение химического оружия, в том числе и Россия, столкнулись с нехваткой  финансирования для строительства объектов, на которых этот процесс должен происходить.

Кроме того, в качестве аргументов израильской стороной может быть использовано то обстоятельство, что существуют страны (Ангола, Египет,  КНДР, Южный Судан) так и не подписавшие Конвенцию. Также, согласно информации, представленной в 2011 г. International Institute of Strategic Studies, вопрос о выполнении Ираном, подписавшим  КЗХО в 1993 г., предусмотренных Конвенцией обязательств является весьма спорным. Эксперты ссылаются на то, что ОЗХО публикует слишком мало информации о мониторингах в стране, также подозрение вызывает отсутствие там инспекций по запросу других государств.

Впрочем, позицию Российской Федерации по вопросу присоединения Израиля к КЗХО тоже можно считать весьма ожидаемой. Страна таким образом выражает приверженность цели ОЗХО на достижение документом универсальности, с особым акцентом на конфликтные регионы. Интерес во всей нынешней ситуации, в первую очередь, вызывает контекст, который СМИ стремятся придать данному заявлению. Нейтральная позиция Израиля по вопросу Украины породила стремление проследить, как часто и по каким вопросам израильские власти теперь встают на сторону США или России и пытаются ли эти государства оказывать давление на Израиль.


[i]
                Articles of the Chemical Weapons Convention. URL: http://www.opcw.org/chemical-weapons-convention/articles/

[ii]             Цит. по: Farewell to chemical weapons. Haaretz 19.09.2013. URL: http://www.haaretz.com/opinion/1.547149

[iii]             Цит. по: Israeli Sees Chemical Option Against Iraqis. The New York Times. 28.07.1990. URL: http://www.nytimes.com/1990/07/28/world/israeli-sees-chemical-option-against-iraqis.html

[iv]             Новый вызов после “холодной войны”: распространение оружия массового уничтожения (Открытый доклад СВР за 1993 г.) СВР РФ. 2000. URL: http://svr.gov.ru/material/2-1.htm

[v]             Подробнее см.: Aid M. Report Exclusive: Does Israel Have Chemical Weapons Too? Foreign Policy magazine. 9.09.2013. URL: http://www.foreignpolicy.com/articles/2013/09/09/does_israel_have_chemical_weapons_too

[vi]               Подробнее см.: Bob Y.J. Should Israel ratify the chemical weapons treaty? Jerusalem Post. 01.11.2013. URL: http://www.jpost.com/Diplomacy-and-Politics/Analysis-Should-Israel-ratify-the-chemical-weapons-treaty-330357

[vii]            Ravid B. Israel opts to stay vague on chemical arms in wake of Syria disarmament. Haaretz. 31.10.2013. URL: http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/1.555387

52.26MB | MySQL:103 | 0,592sec