Страны Африканского Рога и Кения усиливают меры безопасности

Начиная с момента совершения террористической атаки в одном из популярных среди иностранцев баре в столице Джибути 24 мая с.г., западные посольства в этой стране и местные власти предпринимают шаги по повышению мер безопасности. Усилены меры общей безопасности не только в самой Джибути, но и в Эфиопии. Это объясняется тем фактом, что смертники, задействованные в операции 24 мая с.г., были этническими оромо и прибыли в Джибути из Эфиопии 12 июня с.г. Все это усугубляется тем, что атаки «Аш-Шабаб» повторились 16 июня с.г. на туристический поселок в Мпекетони

на восточном побережье Кении. 12 июня с.г. Министерство иностранных дел Великобритании выступило с официальным предупреждением: «Велика опасность совершения новых террористических атак. Существуют проверенные данные о том, что боевики «Аш-Шабаб» имеют хорошо разработанный план и возможности для совершения серии терактов в Джибути». После совершения теракта в баре La Chaumie`re власти Джибути провели ряд мероприятий по усилению мер безопасности: установлены дополнительные скрытые посты наблюдения и охраны, а также камеры круглосуточного мониторинга. В свою очередь командующие американскими, французскими и немецкими контингентами дали приказ избегать посещения ночных клубов и ресторанов. Это сразу же сказалось на выручке большинства увеселительных заведений Джибути, которые и живут, собственно, только за счет иностранных военнослужащих.

Этот тренд может оказаться предтечей очень серьезных экономических потрясений, особенно с учетом начала месяца рамадан и традиционного периода отпусков французских военных с конца июня по начало сентября. Большинство владельцев питейных заведений даже обратились со специальной петицией к президенту страны. Большинство «топовых» отелей, такие как Kempinski и Sheraton также потеряли часть своих постоянных клиентов в силу введения жестких мер безопасности, таких как обыски автомашин, сканирование постояльцев и увеличение числа личных охранников. То же самое коснулось и банков и аэропорта.

Интересно, что власти Эфиопии не пошли на такие меры, мотивируя это «опасностью возникновения паники среди населения». В эфиопских спецслужбах уверены, что теракты подобные джибутийскому, в городах Эфиопии «малореальны». Как представляется, такое спокойствие объясняется отсутствием в стране сомалийской диаспоры, а также договоренностями с племенной верхушкой мусульманской группы оромо. Их уверенность не разделяют западные спецслужбы. Так, в частности, служба безопасности французского посольства в Аддис-Абебе выпустила специальный циркуляр, в котором сотрудникам запрещается посещать публичные места, где транслируются матчи чемпионата мира.

Судя по таким «предупреждениям» можно сделать вывод о том, что они носят характер общеизвестных профилактических мер, и не основываются на конкретных агентурных данных. Это делает все предупредительные меры общим фактом, которые не в состоянии помешать проведению серьезных терактов. В Джибути и в Кении основным фактором, создающим питательную базу для совершения акций со стороны исламистов из «Аш-Шабаб», являются сомалийские диаспоры. И пока этот фактор присутствует, опасность совершения терактов будет запредельно высокой. Нельзя поставить «на прикол» все питейные и развлекательные заведения и рестораны на бесконечно долгий срок; да и иностранцы начнут посещать их в прежнем объеме, они не смогут сидеть «в осаде» все время. Без налаживания четкой оперативной работы все эти меры носят половинчатый и недостаточный характер.

Что же касается перспектив антитеррористической операции, которая сейчас проходит в Сомали. Джибути и Кении, то ее самый реалистичный сценарий следующий. Кенийские, а затем и джибутийские власти, скорее всего, пойдут если не на насильственную депортацию в ее классическом понимании (это несет в себе репутационные риски, да и военных сил для этого у тех же джибутийцев просто нет), то наверняка – на выдавливание беженцев из страны с использованием прессинга из смеси административных и полузаконных полицейских мер. Примерно то, что сейчас и предпринимают кенийские силовики, несмотря на все протесты официального Могадишо. Такая политика, возможно, и приведет к массовой ненависти населения непосредственно в самой Сомали, но зато в значительной степени снизит опасность совершения терактов.

Продолжится и «вялотекущая» контртеррористическая операция против боевиков «Аш-Шабаб» на территории самой Сомали. Она сейчас сконцентрирована именно на юге Сомали и проходит явно не по заранее утвержденному сценарию. Собственно еще и этим фактором объясняется недавняя ротация в командовании АМИСОМ, которая произошла в июне с.г. Бывший глава миссии Махамат Салех Аннадиф встретился с сомалийскими лидерами 18 июня с.г. и проинформировал их, что покидает свой пост в начале июля с.г. Его сменит новый командующий полицейскими силами АМИСОМ южноафриканец

Ананд Пилай. Его заместителем по-прежнему будет угандийка Лидия Вануото Мутенде. Отметим, что за этой вроде бы плановой ротацией стоят серьезные разногласия между Аннадифом и командованием кенийского контингента, который составляет основную военную ударную силу миссии. Теперь возможно накал страстей и несколько спадет, что совершенно не означает активизацию военной операции. Мы уже говорили о том, что кенийцы, захватив стратегический порт Кисмайо на севере Сомали, решили стратегическую задачу по ликвидации конкурентного Момбасе в потенциале порта, и совершенно не желают идти дальше и участвовать в затяжных и материально затратных боях с мобильными отрядами исламистов на «родной» им территории. Отсюда следует вывод о том, что как минимум до конца лета с.г. мы вряд ли станем свидетелями каких-либо кардинально важных, с военной точки зрения, событий на территории бывшего Сомали.

52.3MB | MySQL:103 | 0,453sec