Ситуация в АРЕ после президентских выборов

Ситуация в АРЕ после  президентских выборов продолжает оставаться напряженной. Как мы и говорили,  террористическая активность в стране не спадает. Более того, за последнюю неделю  проведено несколько если не резонансных, то, по крайней мере, «показательных»  терактов. Это, прежде всего, взрыв около президентского дворца, в результате  которого погибло двое полицейских. Синхронно с этим было заложено и подорвано  порядка восьми СВУ в различных частях Каира, что фактически прервало работу  столичной подземки. Отметим новую тактику террористов – они используют  маломощные СВУ, но при этом подрывают их фактически одновременно в различных  частях города. И расчет делается не на количество жертв или полное уничтожение  объекта, как это было в декабре прошлого года при взрыве полицейского участка в  Эль-Мансуре, а на стимулирование массового психоза и неуверенности у властей и  жителей страны. При этом маломощные СВУ легче изготовлять, транспортировать и  закладывать. Тем самым минимизируется риск провала или срыва операции из-за  технической неисправности или бдительности сотрудников службы безопасности, а  результат по своему воздействию, пожалуй, превосходит последствия, пусть и  мощного, но «одиночного» взрыва. Тем самым также создается эффект массовости  террористических ячеек. Все это свидетельствует о том, что мы имеем дело с очень опытными  профессионалами, которые не просто умеют мастерить СВУ, но и учитывают при  организации атак достижение максимального психологического эффекта. Впрочем, о  том, что у истоков всей этой истории с организацией сопротивления, в том числе  и в условиях городской и сельской герильи стоят не «новички», можно было понять  еще раньше, когда террористические группы, собственно и являющиеся основным военным сегментом  сопротивления новым властям, были намеренно «разделены» с организацией  «Братья-мусульмане», члены которой активно участвуют исключительно в «мирных»  формах сопротивления. Это позволяет им надежно дистанцироваться от подтвержденных уликовыми материалами и юридически выверенных обвинений «в  терроризме» и продолжать выступать в роли жертв «военного переворота». Чтобы  надежнее разделить два течения организаторы всей этой кампании (а мы будем  продолжать утверждать, что основными спонсорами в данном случае выступают  катарцы) террористы даже используют иную, нежели «братья», идеологическую  «обертку». Они выступают больше с позиций салафитской идеологии, не стесняясь  при этом подчеркивать свою близость к организациям типа «Аль-Каида». В качестве  основных инструкторов и организаторов процесса используются имеющие боевой опыт боевики ХАМАСа из «Бригад Иззеддина аль-Касама», которые формально из их состава вышли.
Кстати, подобный же почерк использования штампов своих «заклятых друзей»  саудовцев Катар использует и в случае иракской группировки «Исламское государство  Ирака и Леванта» (ИГИЛ), наделавшее сейчас много шума. Это очень изящный ход, позволяющий  бороться за влияние в сегменте салафитского джихадизма в мировом масштабе,  используя методы самих же саудовцев, но при этом еще и курируя движение  традиционалистов и «умеренных» в лице «Братьев-мусульман».

Возвращаясь же непосредственно  к обстановке в самом Египте, отметим, что террористическая активность будет продолжаться и  усиливаться по мере развития динамики событий в том же Ираке. На первый взгляд  не связанные между собой процессы имеют, тем не менее, тесную взаимосвязь. Хотя  бы потому, что новый президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси включился в процесс неформальной  поддержки сунниского восстания в Ираке (а именно так необходимо расценивать события в этой стране), в том числе и в формате поставок оружия иракским суннитам. Мы  уже говорили, что эмиссары иракских баасистов находятся сейчас в Каире и занимаются  именно этими вопросами. На первый взгляд мы вновь сталкиваемся с некими  противоречиями: ИГИЛ является «игрушкой» Дохи, катарцы активно спонсируют и  направляют террористическую активность в самом Египте, но новый лидер этой страны также  оказался в союзниках иракских суннитов. На первый взгляд нелогично. Но если  копнуть глубже, то становится ясным некий другой аспект. ИГИЛ — не все суннитское сопротивление. А если называть вещи своими именами, лишь «наконечник  копья», который без полновесной поддержки суннитских иракских кланов так бы  осталось просто группировкой. Каир с подачи Эр-Рияда в настоящее время активно  включился в борьбу за влияние именно за эту определяющую часть суннитов в  Ираке. В частности, те же саудовцы имеют традиционные связи с суннитским  племенем шаммар, которое влияет кардинально на развитие ситуации не только в  провинции Анбар в Ираке, но и практически по всему периметру иракско-сирийской  границы. Отдавать богатейшую углеводородами страну на откуп Дохе просто так  никто не собирается. В чьих руках окажется значительная доля нефтяных полей  Ирака, кто будет оказывать серьезное влияние на безопасность экспорта нефти из  этой страны и одновременно контролировать основные логистические коридоры  материально-технической подпитки режима Б.Асада через иракскую территорию –  вопрос для КСА и АРЕ далеко не праздный.

Стратегический союз Каира и  Эр-Рияда, таким образом, можно считать окончательно оформившимся. Именно  саудовцы финансируют программу перевооружения египетской армии, на которую  много надежд возлагают в российском ВПК. Действительно, А.Ф.ас-Сиси в условиях  замораживания Вашингтоном сотрудничества в сфере продажи оружия, ищет новых партнеров,  и Москва в этом контексте им рассматривается очень серьезно. Но с подачи всех  тех же саудовцев на горизонте показались и вездесущие французы. Оживились  контакты эмиссаров крупнейших французских оружейных фирм с командованием  египетской армии. Случилось это почти синхронно с визитом командующего  Национальной гвардией КСА наследного принца Мутаиба в Париж, где он обсуждал  вопросы развития сотрудничества в области ВПК. Касались консультации и  финансирования со стороны саудовцев программ модернизации египетских  вооруженных сил, и, в частности, ВВС. Каир заинтересован в серьезной  модернизации своих «Миражей 2000» с целью увеличения дальности радиуса их  действий, усиления вооружения и смены радиолокационной начинки. Переговоры на  эту тему с начала с.г. ведутся с французскими посредниками из CEIS под руководством  Оливера Даррасона и ESL& Network (глава  Александр Медведовский), но до конкретных договоренностей дело пока не дошло.  Принц Мутаиб должен в этом вопросе оказать решающее влияние, по крайней мере,  его об этом попросили. За спинами указанных посредников стоят два гиганта  французского ВПК — Sagem и  Dassault. Первая ранее успешно провела  модернизацию «Миражей» 1 и 5 марроканских ВВС, но никогда при этом не  занималась работой с «Миражами 2000». Dassault, наоборот, специализируется именно на этом классе самолетов и в настоящее время выиграла  контракт на модернизацию их в индийских ВВС. Для чего необходимы  модернизированные «Миражи 2000» Каиру тоже, в принципе, понятно. Ну не совсем  для борьбы с бедуинами на Синае, для этого оптимальны ударные вертолеты Ми-28.  А вот для решения проблемы строительства «большой плотины» в Эфиопии, которая  угрожает продовольственной безопасности Египта и, соответственно, перспективам  политической выживаемости самого А.АФ.ас-Сиси, они вполне подходят. Естественно,
в самом крайнем случае. Египетский президент провозгласил курс на возвращение  АРЕ в число региональных лидеров, а без военной авиации, которая может  накрывать цели фактически по всему Ближнему Востоку (хотя бы гипотетически) это  будет сделать затруднительно.

На самом деле французский ВПК  все увереннее входит на египетский рынок. В марте с.г. компания Рено подписало контракт  на поставку египетской армии броневиков «Шерпа». А в прошлом месяце DCNS выиграла контракт на  продажу египетским ВМС четырех корветов Gowind. Судя по всему, и «Миражи  2000» в скором времени будет модернизировать какая-либо из французских фирм.  Составят ли французы серьезную конкуренцию российским компаниям? Сомнительно,  поскольку Париж и Москва работают каждый в своем сегменте и «на пятки» друг  другу не наступают. А вот использовать этот фактор для того, чтобы «сбить» цену  египтяне, несомненно, будут и уже это делают.

52.32MB | MySQL:103 | 0,507sec