Слушание Конгресса США на тему годовщины президентства Х.Роухани и ситуации с правами человека в Иране

19 июня состоялось слушание Комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США, посвященное итогам первого года президентства Хасана Роухани в Иране и общей ситуации с основными правами и свободами в стране. Председатель подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки Рос-Лейтинен начала свою вступительную речь со слов, что «Иран не может оказаться в худшей ситуации, нежели чем он был во времена Ахмадинежада». Около года назад иранцы избрали нового президента, с которым они связывали большие надежды. Безусловно, многие международные наблюдатели и сами жители Ирана ожидали, что выборы пройдут с множеством нарушением, а их результат не будет полностью отображать реальные предпочтения населения. О подобных проблемах электорального процесса говорил и сам Х.Роухани. В то же время не стоило ожидать, что новый умеренный президент сможет кардинально изменить политический и социально-экономический уклады  Ирана, поскольку его власть носит весьма ограниченный характер согласно конституции ИРИ.

Основной темой слушания стала защита прав и свобод человека в Иране. Несмотря на то, что Иран ратифицировал ряд ключевых соглашений, касающихся защиты прав человека,  ситуация в стране по-прежнему остается без улучшений. В Иране продолжаются массовые казни, аресты, пытки заключенных, постоянное вмешательство в частную жизнь граждан, запрет собраний, преследование по религиозным и политическим принципам, арест членов определенных групп и организаций и т.д. Все это происходит вопреки политическим заявлениям Роухани о свободе, гендерном равенстве, свободе слова и открытом доступе в интернет. В целом, по мнению Конгресса, Роухани все же представляет собой довольно либерального политика, имеющего понимание об ограниченном контроле со стороны государства, развитии международной торговли,  укреплении гражданского общества, соотношении защиты прав человека и религии Ислам.

«Изначально Роухани преподнес себя как человека, стремящегося объединить все политические силы в стране и модернизировать страну. Однако это представляется весьма проблематичным, поскольку первым лицом в Иране является аятолла Хаменеи, и все политические и религиозные инициативы проходят через его руки, а значит, существенное реформирование системы невозможно». В то же время конституция Ирана уступает своей «демократичностью»  конституциям соседних стран – Кувейта, Ирака и Афганистана – хотя ни одна из этих стран не является примером демократического государства.

В слушании приняли участие координатор программы по делам Ближнего Востока и Северной Африки Хусейн Ализаде, председатель комиссии США по вопросам свободы вероисповедания в мире Роберт Джордж, бывший иранский политический заключенный Амир Хусейн Этемади и член сообщества бахаистов США Клер Бахери.

Хусейн Ализаде начал свое выступление с того, что Конгрессу США стоит «трезво оценивать возможность проведения реформ в Иране, учитывая ограниченные полномочия Роухани». В то же время он отметил, что многие жители Ирана рады избранию Роухани и тому, что страна не превратилась в Сирию или Ирак. По мнению Ализаде, США должны продолжать сотрудничество с правительством Ирана, призывая его к соблюдению норм международного права в области защиты прав человека. Также у администрации президента Б.Обамы есть моральное обязательство перед иранцами по обеспечению их информацией касательно основных прав и свобод человека, верховенства закона. В целом, у США есть уникальная возможность повлиять на будущее Ирана за счет осуществления ряда программ и проектов, направленных на улучшение состояния прав человека в этой стране.

Что касается механизмов для достижения выше обозначенной цели, Хусейн Ализаде акцентирует внимание Конгресса на создании в 2011 году специального органа в рамках ООН, фиксирующего нарушения прав человека в Иране и проводящего расследование подобных случаев. Кроме того, следует отметить роль двусторонних и региональных связей, учитывая стремление Роухани укрепить политические и экономические связи с международным сообществом. В связи с этим необходимо включать вопрос прав человека в повестку дня любых встреч и переговоров с Тегераном.

Если обратиться непосредственно к проблеме прав и свобод человека, тут Ализаде выделяет несколько подпунктов: права сексуальных меньшинств, свобода информации, право собраний, жестокие и несправедливые наказания. Что касается прав сексуальных меньшинств, речь идет не только об острой критике и порицании нетрадиционной ориентации или смены половой принадлежности, но и об ограниченных правах женщин и их роли в обществе в целом. По мнению Конгресса США, улучшить ситуацию в данной сфере возможно лишь через реформу в сфере образования.

Говоря о свободном доступе к информации, Ализаде отмечает, что за последние 30 лет лидерами Ирана были предприняты все возможные попытки, чтобы ограничить доступ населения к альтернативным источникам информации с целью предотвращения распространения идей о свободных выборах, равноправии женщин и выборе сексуальной ориентации. По-прежнему действует жесточайшая цензура, интернет находится под регулированием со стороны государства. В ответ на это, Конгресс США вслед за Хусейном Ализаде выразил надежду на то, что  «Вашингтон продолжит инвестирование в развитие технологий, создание альтернативных источников информации и укрепление института общественного мнения в Иране».

«Политическая система Ирана не предусматривает защиту права собраний, что также говорит о необходимости проведения реформ. На данный момент лишь группы и организации, выразившие свою лояльность системе, могут беспрепятственно осуществлять свою деятельность». Все остальные организации, включая те, что образуются по профессиональному признаку, сталкиваются с давлением со стороны государства. В данном случае Конгресс США опять-таки предлагает проведение реформ в сфере образования, а также предоставление изолированным группам необходимых возможностей за пределами Ирана. Еще одна возможная мера – выделение данным группам финансовых средств для лоббирования принципов всеобщего равенства перед законом, терпимости и гражданских прав.

Не менее остро стоит вопрос несправедливых и жестоких наказаний и пыток в Иране. Правовая система Ирана предусматривает смертную казнь в качестве наказания за множество действий, в том числе за женитьбу немусульманина на мусульманской женщине. Более того, зачастую происходят неправомерные задержания и аресты, конфискация имущества, пытки. В числе наказаний присутствует ампутация конечностей, забрасывание камнями, наказание плетью. Все это говорит о необходимости серьезного реформирования правовой системы Ирана, однако это не должно выглядеть как вынуждение Тегерана выбирать между религиозными убеждениями и верховенством закона.

Председатель комиссии США по вопросам свободы вероисповедания в мире Роберт Джордж в своем выступлении коснулся вопроса о защите прав и свобод каждой из религиозных групп Ирана. Он отметил, что еще со времен Исламской революции считается, что любой иранец, несогласный с государственной интерпретацией шиитского ислама, может быть признан врагом государства и подвергнут наказанию. Учитывая значимую роль религии в Иране, то, как государство относится к вопросу свободы вероисповедания, является ключевым аспектом при рассмотрении проблемы защиты прав и свобод в Иране. Проблема защиты прав религиозных меньшинств стоит особенно остро, поскольку некоторые из религиозных групп даже де-факто  не имеют никаких конституционных гарантий. Что касается признанных законом религиозных групп, таких как армянские христиане, евреи, сторонники зороастризма, — они регулярно подвергаются насилию, угрозам, беспричинным арестам.

По мнению Джорджа, не стоит забывать, что «Иран представляет собой теократическую диктатуру, ведущую войну против собственного населения». Нарушение прав религиозных групп происходит как на ежедневной основе, так и проявляется в более глобальном плане, например, применения пыток к заключенным определенного вероисповедания или продления их срока заключения. Подобное отношение властей к религиозным группам привело к массовому бегству людей за пределы страны. Правительство в свою очередь продолжает оперировать законами, чтобы заглушить голос сторонников реформ, в том числе правозащитников и журналистов.

«Под прицелом Тегерана находятся и реформисты-шииты, чьи взгляды не соответствуют официальной религии или кто критикует политику властей,» —  уточняет Джордж. «Помимо шиитов, сунниты также подвергаются насилию и дискриминации, в частности, многих обвиняют в ‘оскорблении принципов ислама и приговаривают за это к тюремному сроку или смертной казни». Также стоит отметить, что власти активно препятствуют религиозной практике меньшинств, распространению религиозной литературы и проведению проповедей. Что касается немусульман, они подвергаются еще большей дискриминации, в частности при поступлении на учебу, устройстве на работе и при оказании услуг. В особенности это касается  бахаитов, которые лишены права наследования, социальных выплат, чьи браки не признаются законными, а святыни оскверняются. Уже на протяжении многих лет представители именно этой религиозной группы подвергаются гонениям и насилию, о чем также рассказал в деталях член сообщества бахаистов США Клер Бахери. Безусловно, последователи христианства, зороастризма и прочих религий также находятся в большой опасности.

В качестве рекомендаций Роберт Джордж настоятельно рекомендует администрации США продолжать оказывать давление на правительство Ирана с целью прекращения нарушений прав и свобод человека. В тоже время Иран должен оставаться в списке «стран, вызывающих особую обеспокоенность», составленным США. Конгрессу США необходимо как можно чаще поднимать вопрос прав человека в Иране, призывать наряду с администрацией к освобождению политических заключенных и тех, кто отбывает срок из-за своего вероисповедания. Также необходимо продолжать работу по определению лиц и организаций, ответственных за случаи дискриминации по религиозному признаку. В заключение Джордж еще раз отметил чрезвычайную важность проблемы, поскольку от ее решения зависит не только судьба иранцев, но и прогресс при решении других проблем, стоящих на повестке дня, как например, ядерные амбиции Ирана.

Общая позиция Конгресса США заключается в том, что, безусловно, Роухани представляет собой более умеренного лидера, чем Ахмадинежад, и он действительно готов на реформирование и компромиссы в ряде вопросов. Тем не менее, в вопросе защиты прав и свобод человека Роухани не проявляет достаточной гибкости и готовности  к переменам. Поскольку это является насущной проблемой, администрации США необходимо усилить давление на Тегеран, а также предоставить защиту и поддержку тем меньшинствам, которые подверглись дискриминации и насилию со стороны властей Ирана.

В целом можно отметить, что результаты первого года президентства Роухани довольно спорные. С одной стороны, был достигнут большой прогресс в налаживании двусторонних отношений Ирана со странами региона и мира в целом, частично отменены санкции, что позволило Ирану выйти из изоляции, и начат диалог по ядерной программе. С другой стороны, ситуация с правами женщин, сексуальных и религиозных меньшинств по-прежнему оставляет желать лучшего. Однако нет ничего удивительного в том, что президент Роухани пока что не воплотил в жизнь свои предвыборные обещания касательно прав и свобод, ведь на него оказывается огромное давление, как со стороны радикальных исламистов, так и прогрессивных реформистов. Вряд ли стоит ожидать значительного прогресса в данной сфере, но небольшое правовое послабление для религиозных меньшинств в принципе возможно. Хотя в данном вопросе роль играет и время, поскольку недовольные медлительностью Роухани могут начать протесты, что поставит под удар политическую элиту Ирана.

52.32MB | MySQL:103 | 0,515sec