Израиль: иранская угроза отходит на второй план?

В ночь на 8 июля Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) начала антитеррористическую операцию в секторе Газы, которой присвоено кодовое название «Нерушимая скала»Уже в первый день операции ЦАХАЛ нанес удары примерно по 200 целям в секторе, уничтожив дома лидеров террористических организаций, атаковав базы боевиков, ракетные пусковые установки. По сообщениям палестинских источников, имеются десятки убитых и раненых. Сами террористические организации ХАМАС и «Исламский джихад» подтвердили потери в рядах боевиков своих организаций. По данным МВД ХАМАСа, убит один из лидеров «Бригад Эль-Кудса» (боевое крыло «Исламского джихада») Хафез Хамад. Одновременно погибли 5 соратников, находившихся в его доме в Бейт-Хануне (север сектора Газы). Лишь за первые сутки операции по израильским населенным пунктам были выпущены более 200 ракет, которые летели и в Иерусалим, Тель-Авив. Жертв среди израильского мирного населения в первый день операции не было. 9 июля по Израилю было выпущено 119 ракет.

Решение о начале антитеррористической операции в секторе Газы было принято в ночь на 8 июля военно-политическим кабинетом Израиля для обеспечения безопасности своих граждан, особенно в южных регионах страны. За день до этого, выступая на еженедельном заседании правительства, премьер-министр Б.Нетаньяху сказал, что следует принять решительные меры к обузданию исходящей от террористов сектора Газы угроз безопасности и созданию в прилегающих к Газе регионах Израиля спокойствия для его граждан. Вот статистика, которая принималась в расчет: в текущем 2014 г. в июле, до начала операции, зафиксировано 160 обстрелов, при этом 59 ракет сбиты системой ПРО «Железный купол». В июне было 30 обстрелов, 66 ракет, 3 раненых. 9 ракет сбиты системой ПРО «Кипат барзель» («Железный купол»). В мае было 4 обстрела, апреле — 9 обстрелов, 17 ракет, марте — : 19 обстрелов, 78 ракет, феврале — 10 обстрелов, 10 ракет, январе — 11 обстрелов, 19 ракет – пострадавших нет. 5 ракет были сбиты системой ПРО. Вот какая ситуация была в предыдущие годы по данным интернет-сайта newsru.co.il:

—  2013-г.-  31 обстрел, 48 ракет. Погибших и раненых нет. 3 ракеты сбиты системой ПРО.

— 2012 г.  — . 794 обстрела, 2078 ракет – 6 погибших, 107 раненых. 520 ракет сбиты системой ПРО.

—  2011-й год. 229 обстрелов, около 390 ракет – 3 погибших, 38 раненых. 34 ракеты были сбиты системой ПРО.

Эскалация обстрелов израильской территории со стороны сектора Газа заставила израильское правительство пересмотреть приоритетность угроз безопасности страны. Новации в этом вопросе были озвучены главой внешней разведки «Моссад» Тамиром Пардо. За два дня до начала операции «Нерушимая скала» он сказал, что уверен, что не иранский атом является ключевой проблемой для безопасности страны. По его мнению, таковым является палестино-израильский конфликт. Отметив важность иранской атомной проблемы, особенно в случае, когда ИРИ сумеет обзавестись ядерным оружием, Пардо заявил, что есть куда более весомая угроза. «Речь идет о палестинском терроре и новой проблеме со стороны исламских джихадистов «Исламского государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ)».Сравнивая палестинских исламистов и ИГИЛ, Пардо  заявил, что ИГИЛ пропагандирует  идею убийства ради убийства и «ХАМАС по сравнению с нею – дети». С заявлением Пардо  полностью солидаризировалась канцелярия премьер-министра, определившая три ключевые угрозы для безопасности Израиля: палестинскую, джихадистскую и иранскую. Отметим, что в смене приоритетов стратегических угроз безопасности Израиля нет ничего неожиданного: двумя неделями ранее глава правительства Б.Нетаньяху именно таким образом представил эти угрозы, сделав главный упор на палестинскую.

Для израильского общественного мнения в таком порядке стратегических угроз кроется безусловная неожиданность. В течение последнего десятилетия иранская атомная угроза рассматривалась как основная. Да и сам исламский строй, установившийся в Иране более 35 лет назад квалифицировался как самая зловещая угроза существованию Израиля. еврейского государства. Предыдущий президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад давал этому достаточно много поводов. Так, в ходе беседы с сирийским президентом Башаром Асадом осенью 2008 г. он отметил, что уничтожение Израиля и сионистского режима больше не является иллюзорной целью и недостижимой мечтой.

Не раз были и прямые угрозы. В том же 2008 г. они были оглашены заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных сил Ирана генералом Мохаммад-Багером Зульфикаром. Он заявил, что его страна готова применить силу в противостоянии с Израилем. В своем интервью агентству «Фарс» генерал утверждал, что весь исламский мир стоит на стороне ИРИ и готов ее защищать. Представитель Верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи в Корпусе стражей исламской революции (КСИР) Моджтаба Саиди пригрозил тем, что на центр Израиля нацелены сотни иранских ракет. Заявление о возможности удара по Израилю сделал и бывший Главнокомандующий КСИР генерал Яхья Рахим Сафави. Ему принадлежит и ставшая знаменитой фраза о том, что для Израиля наступило время обратного отсчета и его дни сочтены. В таком контексте Израиль рассматривал иранские угрозы как реальные, требующие серьезной и взвешенной реакции. Именно поэтому в начале 2009 г. Иран был объявлен в Израиле главной опасностью существованию еврейского государства. Тогда впервые Генштаб ЦАХАЛа официально объявил о том, что «Иран представляет собой угрозу для существования Государства Израиль» и является «врагом номер один».

Израильское общественное мнение было подготовлено к такой констатации, ибо в течение нескольких предшествовавших лет израильские руководители не раз выражали мнение о том, что Иран играет деструктивную роль во всех происходящих на Ближнем Востоке политических процессах, но на этот раз впервые в официальном документе израильского оборонного ведомства была дана подобная оценка уровня иранских угроз и представлены рекомендации политическому руководству страны для успешного противодействия таким серьезным угрозам. Это имело и реальную составляющую: весной 2009 г. пресс-служба ЦАХАЛа объявила о том, что все армейские подразделения  — воздушные силы, морские, пехота, танки и артиллерия – находятся в полной готовности к войне с Ираном. Хотя руководство страны отмечало, что Израиль предпочитает политическое решение международного сообщества, но не может рассчитывать на него. «ЦАХАЛ должен быть готов к военному конфликту, который может разразиться в любой момент. И мы готовимся».

Нынешний премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху считает, что ядерное вооружение Ирана – это величайшая угроза, которая когда-либо висела над человечеством и над Израилем в равной степени. Для ее устранения необходимо создать международную ассамблею, целью которой будет сдерживание Ирана. В известном интервью газете «The Jerusalem Post» в 2011 г. изложена точка зрения премьера. Как видно из этой публикации, иранская проблема представляет для Нетаньяху приоритетный интерес. Все прочие проблемы он оценивает через эту призму. Главные угрозы безопасности Израиля – от Сирии до Ливана и Газы – он рассматривает как отражение иранского влияния и реализацию его интересов. При определении своей позиции в отношении Палестинской национальной администрации, «Хизбаллы», Сирии Нетаньяху берет за основу степень влияния Ирана в каждом из этих мест.

Вместе с тем, следует отметить, что приоритетное внимание к иранской атомной программе в последние годы носило не всегда оправданный характер, ибо заслоняло важность палестино-израильского урегулирования. Нетаньяху не раз подвергался за это критике. В начале нынешнего года в ряде публикаций израильской прессы главу правительства обвиняли в том, что он спекулирует на иранской атомной программе, используя ее в своих политических целях. В подходах Израиля к иранской атомной программе уже ощущается усталость от чрезмерно затянувшегося процесса дипломатического урегулирования. С другой стороны, здесь полагают, что участие в переговорах с Ираном в качестве второй стороны «шестерки» международных посредников, среди которых – все постоянные члены Совбеза ООН – поможет в значительной мере избежать разрушительных последствий для еврейского государства. Вероятно, одним из позитивных моментов является просочившаяся в прессу информация о том, что в случае достижения постоянного урегулирования Иран будет вынужден заморозить свою ядерную программу на 4-5, а может быть – и на большее количество лет.  В конце концов, говорят в Израиле, «мы сами готовы за себя постоять».

Перемещение иранской ядерной программы и, если говорить шире, иранской угрозы за скобки главных стратегических приоритетов позволит более концентрированно усилить внимание к палестинской проблеме и попытаться нанести решительный удар по террористическим угрозам на этом направлении, создающим риски самому существованию еврейского государства.

52.3MB | MySQL:103 | 0,532sec