Саудовская Аравия: реакция на новые угрозы национальной безопасности

Как мы уже сообщали, Эр-Рияд в настоящее время серьезно обеспокоен перспективой вторжения на свою территорию боевиков «Исламского государства» (ИГ, ранее ИГИЛ), которые к настоящему времени уверенно контролируют часть территорий Ирака и Сирии. Сейчас они находятся примерно в ста километрах от саудовской границы, и пока, по оценке военных экспертов, маловероятен их бросок на территорию Саудовской Аравии. В этой связи опасаться скорее всего необходимо восстания ряда суннитских племен в самой КСА при непосредственной материально-технической поддержке ИГ. Но такой вариант возможен только в случае взятия суннитами Багдада, что крайне маловероятно. Тем не менее, саудовцы принимают меры повышенной военной боеготовности, а сама ситуация в соседнем Ираке представляет собой отличную возможность протестировать в деле дорогостоящую модель прикрытия государственной границы Saudi Border Guard Development Program (SBGDP или MIKSA), которая реализовывалась с 2009 года и была заморожена некоторое время назад. Напомним, что согласно первоначальному замыслу предполагалась создать сложную систему технического контроля почти 800 км участка границы, но позднее все средства были переброшены на юг для аналогичных работ на границе с Йеменом. Теперь этот проект спешно расконсервируется при помощи специалистов из афиллированной с Airbus Group компании Cassidian, Пока по экспертным оценкам, проходит лишь монтаж отдельных участков границы. При этом саудовцы пока не располагают квалифицированным персоналом для обслуживания такого рода техники.

В этой ситуации принципиально важно понять, на что рассчитывают в Эр-Рияде в этой связи. Прежде всего – это элитные подразделения Национальной гвардии, которой командует самый вероятный возможный приемник короля Абдаллы принц Мутаиб. Согласно последнему указу короля на иракской границе сейчас дополнительно размещено 30 000 военнослужащих этого подразделения. В последнее время в рамках модернизации Национальной гвардии Эр-Риядом было проведено ряд мероприятий. В частности, общий контроль над процессом реорганизации возложен сейчас на частную американскую военную компанию Vinnell. Национальная гвардия недавно закупила для своих нужд ударные вертолеты Sikorsky Black Hawk. Ведутся переговоры и поставках американских БПЛА. Принц Мутаиб недавно побывал и в Париже, где также обсуждался вопрос о привлечении ряда французских военных компаний к программе перевооружения Национальной гвардии. Но пока надо констатировать следующее – несмотря на обилие новой военной техники, Национальная гвардия вряд ли сможет самостоятельно противостоять серьезному военному наступлению боевиков, особенно в том случае, если они начнут действовать сравнительно мелкими рейдовыми группами. Даже несмотря на численное и техническое превосходство, саудовские войска не смогут противопоставить такой тактике сколько-нибудь внятную стратегию. Основная проблема – плохое состояние общей тактической выучки среднего и высшего командного состава, а также слабый уровень морально-волевых качеств непосредственно сержантского и рядового состава. Все это стало особенно очевидно во время попытки той же Национальной гвардии разгромить йеменских повстанцев-хауситов, когда она потерпела очень существенное поражение, несмотря на техническое и численное превосходство.

В этой связи основной надеждой КСА остается помощь со стороны своих стратегических союзников. Имеется в виду прежде всего пакистанцы и египтяне. С самого начала активной фазы боев в Ираке в начале июня с.г. Эр-Рияд запросил военную поддержку у Исламабада, которую пакистанцы оказали незамедлительно. Начальник генерального штаба армии Пакистана Р.Щариф распорядился усилить в разы количество пакистанских военных советников в саудовской Национальной гвардии, особенно среднего офицерского и сержантского звена. Бригада специального назначения армии АРЕ «Ас-Саика» (Unit 777), которая усилена иорданскими инструкторами,  также размещена в КСА и готова принять участие в непосредственных боевых действиях с боевиками ИГ в случае их инфильтрации на территорию королевства. Египет также готов направить в Саудовскую Аравия и своих военных летчиков. Секретная договоренность об этом была достигнута 20 июня с.г. в Каире с египетским президентом А.Ф.ас-Сиси во время краткой остановки короля Абдаллы на пути следования из своей резиденции в Касабланке в Эр-Рияд.

Кроме того, нынешний советник короля Абдаллы по вопросам национальной безопасности принц Бандар резко активизировал свои неформальные контакты с племенной верхушкой суннитских племен анайза и мутаири с целью убедить их не примыкать к суннитскому восстанию. Компактное проживание этих племен по обе стороны границы является на настоящий момент самой большой угрозой с точки зрения инфильтрации боевиков ИГ на саудовскую территорию. Аналогичные усилия предпринимаются принцем и в рамках попытки «оторвать» от поддержки ИГ суннитские племена в иракской провинции Анбар, и особенно племя дулейм под руководством Али Хатема аль-Сулеймани. Естественно, что во главу угла такой «дипломатии» ставится прежде всего банальный подкуп племенных верхушек. На какой строк такая политика окажется эффективной, сказать сложно. При этом еще одна задача, которая поставлена перед принцем Бандаром королем Абдаллой, заключается в том, чтобы не допустить начала координации своих действий между ИГ боевиками «Аль-Каиды Аравийского полуострова» (АКАП), которые формально заключили союз в июне с.г. В этой связи в Эр-Рияде ожидают скорой активизации АКАП, которая должна получить крупные финансовые вливания. И первое свидетельство этого уже появились 5 июля с.г., когда два смертника из АКАП провели атаку на административное здание в саудовском городе Аль-Шарураш на юге королевства. Такая ситуация гипотетически может означать открытие «второго фронта» на юге КСА, что естественно способно серьезно обострить ситуацию и заставить Эр-Рияд пойти на распыление своих сил. Таким образом возникшие новые угрозы заставляют Саудовскую Аравию принимать активные и срочные меры по защите национальной безопасности.

52.22MB | MySQL:103 | 0,408sec