Реакция Иордании на усиление угрозы со стороны «Исламского государства»

Как и Саудовская Аравия, Иордания крайне озабочена перспективой распространения суннитского восстания в Ираке на территорию королевства. Как и в Эр-Рияде, так и в Аммане отчетливо понимают, что происходящие сейчас в Ираке события связаны, прежде всего, с солидарным возмущением и недовольством именно суннитского населения, а исламисты из «Исламского государства» в данном случае лишь выступают в качестве некоторой военной силы, которая, с одной стороны, структурирует разнообразные течения и направления в суннитском обществе Ирака, а с другой – позволяет экономической и политической суннитской элите Ирака оставаться «в тени», а вернее – в легальном политическом поле. Последнее обстоятельство дает маневр для торга с правительством Н.аль-Малики в отношении вхождения представителей суннитской верхушки на действительно ключевые посты в государстве. Недавнее избрание суннита на должность спикера нового состава парламента страны – первый и пока не совсем устраивающий иракскую суннитскую элиту итог этого торга. Альтернатива этой сделке также очевидна – распад страны по конфессиональному признаку с присоединением к ней «родственных» территорий соседних государств КСА, Сирии и Иордании. Такой сценарий, кстати, и был заложен   в прежнем названии «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), и является скрытым посылом всем арабским монархиям. Вот, собственно, последний момент и вызывает особую озабоченность руководства этих государств и заставляет принимать весь комплекс мер по защите своей целостности. Надо отметить, что сам характер боевых действий в Ираке очевидностью показывает, что решить эту проблему чисто военным путем армии Ирака, КСА и Иордании не в состоянии, даже при условии самой эффективной военной поддержки со стороны США. Тем более, что Вашингтон категорически отказывается оказывать прямую военную помощь, что предусматривало бы ввод воинского контингента, а ограничивается исключительно «точечными» мерами, типа направления ограниченного числа беспилотников. В этих условиях достижение компромисса с суннитской племенной верхушкой по вопросу их «места под солнцем» является основным эффективным механизмом выхода из кризиса, что в арабских монархиях понимают со всей очевидностью. И уже принимают соответствующие шаги в этом направлении.

Вслед за спецслужбами КСА, активно ведущих консультации с племенной суннитской верхушкой в иракской провинции Анбар и на территориях на севере КСА, Амман также начинает все активнее задействовать это направление.

Управление общей разведки (УОР) Иордании в настоящее время резко активизировало агентурное проникновение в структуры ИГ, а также, что более актуально, в те суннитские племена, которые являются основной базой рекрутирования новых бойцов для этой структуры. Перед УОР Иордании, которой сейчас руководит бывший иорданский посол в Марокко Фейсал аль-Шубаки, поставлена задача: в ближайшее время дать четкую картину по структуре ИГ, ее командованию, а также источниках финансирования и пополнения личного состава. С этой целью организована беспрецедентная для УОР операция по направлению агентуры в суннитские районы соседнего Ирака. В свою очередь иорданская военная разведка  также активизировала усилия на этом направлении. Несколько групп спецназа Joint Special Operations Command (JSOC) с середины июня с.г. под видом бедуинских кочевников уже находятся в соседней стране, а на границе организовано двенадцать дополнительных стационарных пунктов JSOC, оказывающих им логистическую и материально-техническую поддержку. Кроме того, в их обязанности входит и постоянный усиленный мониторинг ситуации на иордано-иракской границе. Группы JSOC уже несколько раз вступали в вооруженные столкновения с боевиками ИГ, которые пытались проникнуть на территорию Иордании. В частности, ими сорвана попытка захвата исламистами самого «нагруженного» КПП на границе Карамех, расположенного напротив иракского КПП Турабил. Последний в настоящий момент контролируют бойцы ИГ. Отметим также, что в связи со сложной оперативной обстановкой, полевым командирам JSOC дано право самостоятельно принимать решение о начале вооруженного противостояния с последующим уведомлением высшего армейского командования. Этот момент также является беспрецедентным и свидетельствует о крайней степени озабоченности руководства Иордании.

По данным УОР Иордании, ситуация в стране может взорваться в любой момент. Внутренней агентурой спецслужб фиксируется резкий рост числа иорданцев, поддерживающих действия ИГ. Особенно неблагополучно в этой связи обстоят дела на юге Иордании, где в городе Маан и других населенных пунктах уже прошли демонстрации в поддержку «иракских братьев». Инфильтрация эмиссаров ИГ в эти районы вполне может взорвать ситуацию и направить ее развитие по «сирийскому сценарию». Особенно с учетом того, что в рядах ИГ на территории Ирака и Сирии уже воюет несколько сотен иорданцев. Их возвращение на родину расценивается в спецслужбах как один из самых опасных сценариев развития ситуации в королевстве. Этот же момент затрудняет работу иорданских силовиков по выявлению среди миграционного потока радикалов. Такие заброски уже начались. Собственно союз ИГ с «саудовской» «Аль-Каидой Аравийского полуострова» (АКАП) красноречиво свидетельствует о стремлении разжечь костер «суннитской революции» у своих соседей. При этом Амман, в отличие от тех же саудовцев, крайне лимитирован «в свободных средствах» для тушения социальных катаклизмов и подкупа племенной бедуинской верхушки.

Амман также проинформировал своих партнеров на Западе, что он сворачивает в этой связи все программы, инициированные ЦРУ США по поддержке сирийской оппозиции на своей территории, а также обратился с просьбой об оказании срочной помощи по линии военно-технического сотрудничества. С этой целью бывший министр обороны Иордании, а ныне глава кабинета короля Ф.Таравнех в конце июня с.г. был направлен в Париж, Лондон и Вашингтон, где и провел соответствующие консультации со своими западными коллегами.

52.25MB | MySQL:103 | 0,462sec