Ситуация в Турции: июнь 2014 г.

Непродолжительное политическое затишье после убедительной победы правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на выборах в местные органы власти сменилось в июне очередным ощутимым всплеском активности на турецком внутриполитическом поле.  Выдвижение кандидатов для участия в предстоящих 10 августа с.г. президентских выборах было в центре внимания ПСР, основных оппозиционных Народно-республиканской партии (НРП), Партии националистического движения (ПНД) и прокурдской Партии мира и демократии (ПНД), деловых кругов, общественных неправительственных организаций, местных и зарубежных экспертов.

Причина особого интереса к выборам президента Турции заключается в том, что впервые в истории республики в соответствии с решением референдума 2007 г. ее главу будут избирать сроком на пять лет путем всенародного голосования, а не парламентом страны. По единому мнению властей и оппозиции, эти выборы станут важным историческим этапом изменения государственного устройства Турции, ее перехода от парламентской  к президентской системе правления, что предполагает, по мнению ПСР и ее лидера Р.Т.Эрдогана, оптимизацию управления страной.

30 июня после заседания правительства вице-премьер Б.Арынч дал понять, что ПСР и кабинет министров  окончательно определились с кандидатом от правящей партии. На следующий день на партийном форуме в присутствии 4 тысяч функционеров и сторонников ПСР  Р.Т.Эрдоган был объявлен кандидатом в президенты.  Кандидат констатировал в своей ответной речи, что выборы главы республики всенародным голосованием имеют историческое значение, откроют новую страницу в общественно-политическом, государственном и экономическом развитии Турции. Эксперты единодушны в том, что избрание нового президента всеобщим голосованием, а не парламентом будет использовано им для существенного расширения путем изменения конституции своих полномочий, которые на нынешнем этапе ограничены в основном протокольными функциями. Именно поэтому Р.Т.Эрдоган уже на этапе предвыборной борьбы охарактеризовал пост президента новой Турции вершиной политической карьеры государственного деятеля.

Премьер-министр Р.Т.Эрдоган будет следующим президентом Турции и останется у власти до 2023 года, уверенно заявил заместитель генерального председателя ПСР Мехмет Али Шахин. По его словам, ПСР получит на предстоящих в 2015 году всеобщих парламентских выборах достаточное количество мест  для того, чтобы внести соответствующие изменения в конституцию, которые позволят Р.Т.Эрдогану быть главой государства, оставаясь лидером своей партии. «Таким образом, он будет президентом в качестве лидера политической партии и будет служить нашему народу до 2023 года», — заявил М.Шахин. Его поддержал вице-премьер правительства  Бешир Аталай, который уверен в том, что нового президента Турции следует убедить не уходить с политической арены и остаться во главе ПСР после президентских выборов. Напомним, что семилетний срок пребывания на посту действующего президента А.Гюля истекает 28 августа с.г.

В случае избрания Р.Т.Эрдогана главой государства при президенте будет сформирован теневой кабинет, своего рода совет мудрецов, в состав которого войдут представители из его близкого круга в нынешнем правительстве. Новая структура, по мнению экспертов, будет контролировать выполнение правительством ключевых задач в сфере энергетики, внешней и внутренней политики, в частности, процесс курдского урегулирования.

После многочисленных консультаций и переговоров две основные оппозиционные Народно-республиканская партия (НРП) и Партия националистического движения (ПНД) выдвинули своего единого кандидата. Им стал известный общественный деятель, дипломат, бывший генеральный секретарь (с 2005 г. по 2013 г.) Организации исламского сотрудничества (ОИС), иностранный член академии наук Татарстана, почетный доктор МГИМО 70-летний Экмеледдин Ихсаноглу. Он уже представил в Высшую избирательную комиссию заявление о своем материальном положении, в котором указал 9 квартир в Стамбуле, 3 млн 596 тыс. долл. США на банковском счете, а также автомобиль Opel Vectra модели 2006 г.

Эксперты обратили внимание на тот факт, что на пост генсека ОИС  его выдвинул Р.Т.Эрдоган.  Однако впоследствии их взгляды по ряду вопросов, в частности, развития исламского мира, разошлись. Так, глава турецкого правительства считал, что Э.Ихсаноглу недостаточно активно отстаивал позицию Анкары в отношении событий «арабской весны» в Египте, не предпринял активных действий с позиции генсека ОИС в защиту «Братьев-мусульман» и лично президента М.Мурси, свергнутого в результате силовых действий египетских военных. Это стало немаловажным фактором для выбора двумя крупнейшими оппозиционными партиями кандидатуры именно Э.Ихсаноглу.

Важной особенностью предвыборной «гонки» за пост президента является участие в ней впервые в республиканской истории Турции представителя курдов. Прокурдская Демократическая партия народов (ДПН) выбрала своим кандидатом сопредседателя ДПН 40-летнего Селяхаттина Демирташа. Он окончил престижный юридический факультет Анкарского университета. Работал адвокатом. В 2007 г. был выбран членом Руководящего совета Ассоциации по правам человека юго-восточной провинции Диярбакыр. В том же году был избран в парламент Турции. Курдский кандидат выражает, и не без оснований, уверенность в том, что одержит победу в южных и юго-восточных провинциях Турции, где компактно проживают курды, и выйдет во второй тур. В своих первых выступлениях С.Демирташ опроверг мнение ряда политологов о том, что в случае такого сценария развития событий во втором туре он может призвать своих избирателей голосовать за Р.Т.Эрдогана, рассчитывая на содействие будущего президента в дальнейшем процессе курдского урегулирования с учетом интересов курдов.

На нынешнем этапе эксперты, анализируя шансы кандидатов, отдают предпочтение Р.Т.Эрдогану. Опросы общественного мнения подтверждают этот прогноз. За кандидата от правящей партии сегодня отдали бы голоса 54% избирателей, за единого кандидата двух основных оппозиционных партий Э.Ихсаноглу – 39,4%, и 6,6%. за курдского представителя С.Демирташа. Политологи указывают на умелое использование правящей партией административного ресурса в ходе предвыборной борьбы. В турецких СМИ приводятся данные об использовании телеэфира на трех каналах государственной компании TRT. Так, Р.Т.Эрдогану в течение 3 дней было отведено 533 минуты. В этот же период Э.Ихсаноглу – 3 минуты 25 секунд, а С.Демирташу – всего 45 секунд.

Р.Т.Эрдогану, в случае его избрания президентом, уже в сентябре с.г. предстоит решение очень важных кадровых вопросов, касающихся новых главы правительства и состава кабинета министров, а также генерального председателя ПСР. От их профессионального грамотного решения зависит единство правящей партии, а значит и политическая судьба самого Р.Т.Эрдогана. В ПСР уже идет напряженная подготовительная  работа к внеочередному съезду партии, запланированному на середину сентября, на котором будут утверждены все эти кадровые перестановки.

Еще одним важным событием июня стало решение Конституционного суда Турции об освобождении 230 высокопоставленных офицеров и генералов, заключенных под стражу в 2012 году по обвинению в подготовке заговора против существующего государственного строя с целью отстранения от власти премьер-министра Р.Т.Эрдогана. В своем решении суд принял во внимание ходатайства адвокатов об изменении меры пресечения в отношении офицеров, обвиненных в подготовке военного переворота. В ходе процесса имели место нарушения закона, а доказательства их вины были собраны следствием незаконными способами, в частности, путем несанкционированного прослушивания телефонных разговоров. Многие из заключенных офицеров были приговорены к пожизненному заключению.

Напомним, что освобожденные ныне военнослужащие, включая ряд высокопоставленных армейских генералов, были фигурантами дела о тайной ультранационалистической организации «Эргенекон», которая, по версии властей, готовила в 2003 году государственный переворот под кодовым названием «Бальоз» (Кувалда). Всего по делу «Эргенекон» проходили более 400 человек: политические и общественные деятели, журналисты, адвокаты, преподаватели университетов, отставные и действующие военные, полицейские чины. Суд над ними продолжался с 2007 года. Оппозиция изначально называла этот процесс, в ходе которого правящей ПСР удалось существенно снизить влияние вооруженных сил на внутриполитическую ситуацию в стране, «охотой на ведьм».

«В Турции больше никогда не будет переворотов, и турецкий народ строго накажет сторонников подобных действий», — заявил премьер Р.Т.Эрдоган. По его словам, именно правительство ПСР спасло Турцию от повторения в стране сирийских и египетских событий. «Силы за рубежом, в т.ч. человек в штате Пенсильвания (Фетхуллах Гюлен — авт.) использовали турецкую оппозицию в своих целях. Есть много доказательств того, что оппозиционная НРП имеет тесные связи с движением Ф.Гюлена. Иностранные силы, используя политическую оппозицию в Турции, хотят воспрепятствовать экономическому развитию страны. Анкара устранит все эти препятствия», — констатировал Р.Т.Эрдоган. Некоторые эксперты связывают решение суда по осужденным офицерам со стремлением властей вернуть лояльность армейских кругов и стабилизировать таким образом внутриполитическую обстановку накануне президентских и предстоящих в 2015 г. всеобщих парламентских выборов.

Это необходимо и в свете зафиксированного в июне роста напряженности в населенных курдами юго-восточных районах страны.  Турецкие силы безопасности ликвидировали блокпосты, установленные сторонниками Рабочей партии Курдистана (PПK) в провинции Диярбакыр в знак протеста против строительства новых полицейских застав в этом районе. Жандармерия и силы спецназа провели операцию с использованием более 100 бронемашин против сторонников РПK, которые блокируют дороги между провинциями Диярбакыр и Бингель. Столкновения произошли на фоне роста активности курдских боевиков на юго-востоке Турции. По данным генштаба турецкой армии, группировки РПК похитили в общей сложности пять рабочих телекоммуникационной компании в одном из сел в районе Лидже, а также одного военнослужащего. Двое рабочих в результате силовой операции были освобождены. В провинции Мардин был убит Мехмет Угюртай, входивший в состав «сельской полиции», действующей против боевиков совместно с силами безопасности Турции.

В центре города Диярбакыра организована сидячая акция протеста членов семей подростков, недавно вступивших в ряды РПК. Участники акции требуют освобождения своих детей, которые, по их утверждению, были похищены РПК.  Курдские парламентарии заявили, что РПК не похищала детей. «Нет такого явления, как похищение детей. Есть факты, когда дети бегут от государственного террора. Все такие дети покидают дома и уходят в горы по собственному желанию», — подчеркнули они. РПК назвала обвинения в свой адрес в похищении молодых людей частью «психологической войны», развязанной турецким государством, отметила, что рост численности молодежи, вступающей в ряды партии, связан с разочарованием в процессе мирного урегулирования курдской проблемы. Напомним, что мирные переговоры между лидером РПК А.Оджаланом и представителями турецких спецслужб начались в конце 2012 года. В марте 2013 года лидер РПК объявил о прекращении огня между сторонами конфликта. Боевики начали вывод своих сил из Турции на базы в Северном Ираке в мае, однако приостановили его в сентябре, обвинив правительство Турции в затягивании мирного процесса.

Вместе с тем, лидер РПК А.Оджалан после встречи со своими сторонниками на острове Имралы, где он отбывает пожизненное заключение, заявил, что процесс курдского урегулирования вступил в новую стадию и призвал обе стороны избегать любых действий, которые могут нанести ему вред. Вице-премьер Турции Бешир Аталай, в свою очередь, опроверг стагнацию мирного урегулирования, заявив, что правительство готовится к его активизации и планирует предпринять в этом направлении очередные смелые шаги. По его словам, принято решение работать над «дорожной картой» урегулирования курдской проблемы, которая позволит в короткие сроки достичь конкретных результатов. Член правительства не раскрыл положения нового плана.

В Турции предпринята очередная попытка превратить в мечеть собор Святой Софии. В настоящее время на территории собора действует  всемирно известный музейный комплекс. Акция с требованием изменить музейный статус собора прошла по призыву Молодежной ассоциации «Анатолия». В ней приняли участие видные имамы, в том числе прибывший из Саудовской Аравии шейх Абдулла Басфар. Группа участников акции провела перед собором молитву, скандируя лозунги с требованиями о превращении Святой Софии в мечеть. Ранее вице-премьер Турции Бюлент Арынч выразил надежду, что в будущем музейный комплекс храма Святой Софии будет преобразован в действующую мечеть. Это предложение вызвало резко негативную реакцию Греции, которая назвала его «оскорблением религиозных чувства миллионов христиан». Необходимо отдать должное Р.Т.Эрдогану, который дал аргументированный ответ на это требование. Турецкий премьер призвал верующих мусульман, прежде чем превращать Святую Софию  в мечеть, сначала заполнить уже имеющиеся мечети, и не во время пятничного намаза и праздников, а на утренней молитве в будний день.

Турция ужесточает условия рекламы алкогольных напитков. В соответствии с новым законом, который уже вступил в силу, в стране запрещена реклама алкогольных напитков перед кафе, ресторанами и  магазинами, в которых они продаются. Размеры штрафа для нарушителей положений закона составят от 5  до 200 тысяч турецких лир (2,5 тысячи долл. США — 100 тысяч долл. США). Напомним, что в мае 2013 года в Турции был принят закон, ограничивающий продажу алкогольных напитков, что вызвало недовольство у ряда граждан, которые посчитали, что таким образом правительство ограничивает их права и свободы. В соответствии с этим законом, продажа алкогольных напитков в магазинах страны была запрещена с 22:00 до 06:00. В указанный период времени запрет на продажу алкоголя действует и на территории туристических объектов Турции. Магазины и развлекательные учреждения, которые будут продавать алкогольные напитки с 22:00 до 06:00, будут штрафоваться на сумму в размере от 30  до 146 тысяч турецких лир.

На внешнеполитическом треке деятельности турецкого руководства в июне следует отметить состоявшийся в курортном городе Бодрум четвертый тюркский саммит. В нем приняли участие президенты Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Турции и Туркмении. Форум продемонстрировал ведущую роль Анкары и Баку в тюркоязычном мире. Лидеры двух стран предпринимают активные шаги для консолидации тюркских государств и общин, превращения их в эффективную составляющую международной политики и экономики для решения региональных и глобальных задач. Благодаря именно их согласованным действиям ранее игнорировавший тюркские саммиты президент Туркмении впервые принял участие в Бодрумском форуме. Эксперты расценили это как свидетельство положительной динамики интеграционных процессов в тюркском мире под эгидой Анкары и Баку.

А накануне этого саммита в Анкаре состоялись турецко-туркменские переговоры на высшем уровне в рамках официального визита президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова в Турцию. В рамках переговоров обсуждались проекты по дальнейшему развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Туркменистана и диверсификации маршрутов экспортных поставок туркменского газа, в том числе и в Европу. В программе визита турецко-туркменский форум представителей деловых кругов, пятое заседание межправительственной турецко-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству. На всех мероприятиях особо отмечалось, что Туркмения является одним из ключевых игроков на газовом рынке в Каспийском регионе и Центральной Азии.

Стороны подтвердили, что наиболее  оптимальным вариантом европейского направления поставок туркменского газа является прокладка 300-километрового газопровода через Каспийское море к территории Азербайджана, имеющего в своем распоряжении соответствующую инфраструктуру для реэкспорта туркменского газа в Турцию и далее в Европу. Договорились активизировать в этом направлении работу совместной комиссии, состоящей из представителей Туркмении, Азербайджана, Турции и ЕС. По мнению экспертов, все это свидетельствует о наличии благоприятных перспектив для дальнейшего динамичного развития взаимовыгодного партнерства Туркмении и Турции, прежде всего, в топливно-энергетической, транспортно-коммуникационной областях.

После проведения двусторонних переговоров президент Туркмении принял участие в работе тюркского саммита в Бодруме. Президент Турции А.Гюль, открывая его работу, привлек внимание к тому факту, что саммиты Совета сотрудничества тюркоязычных государств проводятся ежегодно, начиная с 2009 года. «Для активизации деятельности организации важно активно поддерживать работу секретариата совета в Стамбуле. Мы также формируем механизмы многостороннего сотрудничества. К примеру, в Астане создана Тюркская академия. В Баку будет открыт Фонд тюркской культуры и наследия. Обе структуры очень важны, потому что они внесут свой вклад в укрепление национального самосознания тюркских народов и помогут информировать молодое поколение о нашем общем наследии», — отметил глава Турецкой республики.

С рядом инициатив на саммите выступил президент Казахстана Н. Назарбаев. В частности, он предложил рассмотреть вопрос создания единого тюркского телеканала. По его словам, начиная с этого года, будет обсуждаться совместное развитие единого информационного пространства. Речь идет о специальном спутниковом телеканале, который будет рассказывать всему миру о тюркоязычных странах, их культуре и истории.

Наряду с этим, Н.Назарбаев предложил Турции присоединиться к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). «ЕАЭС является открытым для присоединения других государств. К примеру, Турция и другие страны могли бы в будущем стать ассоциированными членами данного объединения. Вместе с тем, этот вопрос является прерогативой всех государств-членов ЕАЭС, — напомнил Н.Назарбаев в ходе брифинга по итогам тюркского саммита.

Казахстанский лидер отметил также, что важным вопросом на заседании стало развитие транспортной сферы и коммуникаций. Он подчеркнул значимость для экономик стран-участниц саммита строительства новых автомобильных и железных дорог. Он обратил внимание на то, что железная дорога Казахстан — Туркменистан — Иран, строительство которой планируется завершить в нынешнем году, будет способствовать дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры в регионе.

Эксперты обратили внимание на военный аспект сотрудничества, который впервые обозначился в формате  Турция – Казахстан – Азербайджан. Об этом сообщили азербайджанские СМИ со ссылкой на директора по морским проектам турецкой компании STM С.Онура. По его словам, переговоры с Азербайджаном и Казахстаном ведутся по вопросу совместного строительства военных кораблей и верфи на берегу Каспия. Азербайджан и Казахстан проявляют интерес, в первую очередь, к корвету Milgem, — отметил он.

Еще одним подтверждением особого внимания турок к развитию отношений с постсоветскими центральноазиатскими республиками стало подписание Меморандума о взаимопонимании между министерствами иностранных дел Турции и Таджикистана в сфере обучения и переподготовки дипломатов и обмена информацией. Меморандум подписали министр иностранных дел Таджикистана С.Аслов и ректор дипломатической академии МИД Турции М.Озджан.

На израильском треке внешней политики Анкары в июне ожидалось важное событие, связанное с нормализацией двусторонних отношений. Планировалось, что стороны подпишут мировое соглашение, приурочив это событие четвертой годовщине инцидента на пароме Mavi Marmara, обострившего партнерские отношения двух стран на Ближнем Востоке.  Накануне премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган обозначил общие рамки мирового соглашения с Израилем. Стало известно, что в соответствии с ним Израиль выплатит Турции 21 млн долл. США компенсации, которая будет направлена семьям погибших и пострадавших турецких граждан. Отдельная часть соглашения посвящена вопросу турецкого свободного доступа к палестинской Газе для доставки гуманитарной помощи. Предполагалось, что с подписанием соглашения Израиль и Турция объявят о полной нормализации отношений.

Однако накануне предполагаемой даты подписания документа официальная Анкара неожиданно обратилась в Интерпол с запросом о выдаче международного ордера на арест ряда бывших высокопоставленных чинов Армии обороны Израиля. В список попали лица, по версии турецкой стороны, причастные к гибели граждан Турции на пароме Mavi Marmara 31 мая 2010 года в Восточном Средиземноморье. Турецкий суд возбудил дела в отношении бывших начальника генштаба израильской армии Габи Ашкенази, командующего ВМС Элиэзера Марома, руководителя военной разведки Амоса Ядлина и начальника разведки ВВС Израиля Авишая Леви задолго до нынешнего приближения сторон к урегулированию конфликта. Частью договоренностей сторон должно было стать также снятие турецкими органами правосудия всех обвинений с указанных израильских граждан.

Запрос стамбульского суда в Интерпол оказался для израильтян неприятным сюрпризом. Турция дала задний ход процессу нормализации отношений с Израилем, к такому выводу пришла израильская сторона. Эксперты сходятся на том, что пока неясно, насколько Р.Т.Эрдоган намерен отложить урегулирование отношений с Израилем. На наш взгляд, этот шаг турецкого премьера связан с предстоящими в августе президентскими выборами и он, как кандидат от правящей партии, должен учитывать высокий градус антиизраильских настроений в Турции накануне этого важнейшего события с точки зрения страны, возглавляемой им партии и судьбы его самого как политика.

Не исключаем, что срок замораживания Анкарой турецко-израильского урегулирования может быть продлен по таким же соображениям и в связи с предстоящими в 2015 году всеобщими парламентскими выборами. Однако можно с уверенностью утверждать, что нормализация отношений состоится после этого выборного цикла. Ведь в устранении этой конфликтной ситуации очень заинтересован Вашингтон для более эффективной реализации своих целей в регионе. Белый дом учитывает также факт  интереса нынешних властей Украины и лично президента П.Порошенко в расширении политических и торгово-экономических связей с Турцией и Израилем.

В июне состоялся первый за последние 18 лет официальный визит президента Ирана Хасана Роухани в Турцию. В состав иранской делегации вошли семь министров, глава Центрального банка, более 100 ведущих представителей деловых кругов страны. Эксперты констатируют, что переговоры в Анкаре с высшими турецкими руководителями продемонстрировали стремление сторон, несмотря на политические разногласия, сосредоточиться с учетом ослабления режима санкций на расширении взаимовыгодных торгово-экономических связей, прежде всего в сфере энергетики. По итогам переговоров подписаны 10 документов о взаимодействии в различных областях. Из них следует выделить Соглашение о создании Совета сотрудничества высокого уровня (ССВУ). В рамках визита состоялось его первое заседание, в ходе которого были достигнуты договоренности о расширении сотрудничества в энергетике, банковской сфере, в области гражданской авиации, культуры, туризма. Президент Турции А.Гюль подтвердил позицию Анкары по вопросу о решении проблемы иранского ядерного досье только дипломатическим путем.

Иранский лидер отметил, что стороны договорились о существенном увеличении в 2015 году двустороннего товарооборота до 30 млрд. долл. США. Этот показатель в 2013 году равнялся 14 млрд. долл. В случае полной отмены санкций в отношении Ирана Анкара и Тегеран планируют до 2020 года довести объем торговли до 100 млрд. долл. США.

Стержнем торгово-экономического сотрудничества двух стран является сфера энергетики. Поставки иранского газа в Турцию стали основной темой переговоров в ходе визита президента Х.Роухани. Турецкая сторона обратилась с просьбой о снижении цены на иранский газ, а Тегеран поставил вопрос об увеличении его поставок в Турцию. Как известно, газовое соглашение между Ираном и Турцией было подписано в 1996 г. В последние годы Турция критиковала Иран за высокие цены на поставляемый газ, и, указывая на снижение цены на российский газ, просила о 25%-ой скидке. Для достижения своей цели Турция даже обратилась в международный суд с жалобой на высокую цену на иранский газ. В этой связи министр нефти Ирана заявил о маловероятности успеха Турции в судебной тяжбе, подчеркнув гарантированность победы Тегерана в этом споре.

Эксперты выделяют утверждение комплексного плана газового партнерства в целях развития двустороннего сотрудничества в энергетической области. Однако обе стороны отмечают, что завершился только первый тур переговоров в этой области, по итогам которых было решено, что в рамках данного плана будут обсуждаться вопросы увеличения экспорта иранского газа в Турцию, цены на экспортный газ и иск, представленный турецкой стороной в международный арбитражный суд против ИРИ. Договорились продолжать контакты, согласно выработанному временному графику, так как стороны не смогли договориться по важному для турок вопросу снижения цены на иранский газ, которая составляет сегодня 490 долл. за 1 тыс. куб. м. Цена российского газа меньше на 55 долл., а азербайджанского на 155 долл. США. Наряду с этим, Турция и Иран продлили сроки действия нефтяного контракта. Ежедневный объем экспорта иранской нефти в Турцию остался неизменным и составляет 100-120 тыс. баррелей.  В настоящее время Иран стал крупнейшим экспортером сырой нефти в Турцию.

Эксперты выделяют также достигнутую в Анкаре договоренность о строительстве железной дороги между Турцией и иранским регионом Базарган. Магистраль обеспечит Тегерану выход из Персидского и Оманского заливов к Черному и Средиземному морям. В рамках ССВУ стороны обсудили создание совместного государственного банка и формирование инвестиционного комитета, зон свободной торговли на островах Кешм и Киш в Ормузском проливе, строительство аэропортов совместного управления.

Они указывают на тот факт, что представители турецкого бизнеса доказали свою надежность в сфере использования «серых» схем в торговле в условиях блокировки иранских активов в других странах. Турки, несмотря на давление Вашингтона, не поддержали нефтяное эмбарго Евросоюза в отношении Ирана и проводили расчеты золотом за иранский газ через подозреваемый в коррупции государственный банк Halkbank. Объем этих операций в 2012 – 2013 гг. составил 13 млрд долл. США. Политологи, анализируя итоги переговоров президента Ирана Х.Роухани в Анкаре, полагают, что достигнутые договоренности сторон и подписанные документы свидетельствуют о прагматизме Анкары и Тегерана, которые, несмотря на ряд разногласий по вопросам региональной безопасности, сделали акцент на углубление взаимовыгодных торгово-экономических отношений двух стран.

Продолжает сохраняться напряженность в отношениях Турции с Ираком. Багдад обвинил Анкару в нарушении двусторонних договоренностей и резолюции ООН, согласно которым управлять экспортом иракской нефти должны центральное правительство и национальная компания SOMO, а все доходы от ее продажи должны поступать на специальный счет в США. Напомним, что Турция и курдская автономия в ноябре 2013 года договорились, что нефть из региона будет поступать через Турцию в страны Европы после предварительного согласования с федеральным иракским правительством. Федеральное правительство Ирака передает Эрбилю 17% от общих нефтяных доходов, но при этом выступает категорически против предоставления права местным властям самостоятельно экспортировать углеводороды и заключать контракты на их разведку и добычу. После провала переговоров с Эрбилем Багдад приостановил перечисление доли общих доходов от продажи иракской нефти курдской автономии.

В начале этого года было завершено строительство нефтепровода из Региона Курдистан в соседнюю Турцию. Турция в конце мая начала и в июне продолжила получение нефти из автономии. Порядка миллиона баррелей нефти, которые хранились в турецком порту Джейхан, были отгружены, в т.ч. на нефтеналивной танкер United Leadership, и отправлены в Европу. Министерство нефти Ирака предостерегает иностранные компании от покупки нефти из курдской автономиии, экспортированной без разрешения центральных властей. По мнению иракской стороны, речь идет о контрабандной нефти, вывезенной за пределы страны без согласия федерального правительства и Министерства нефти. При этом Багдад пригрозил судебным преследованием компаниям, которые возьмутся реализовывать эту нефть.

В ответ Турция и правительство курдской автономиии подписали 50-летний контракт на экспорт нефти из курдского региона.  По словам премьер-министра автономии Нечирвана Барзани, выступившего 4 июня в курдском парламенте  в Эрбиле, срок энергетической сделки с Турцией в случае необходимости может быть продлен. В то же время, премьер-министр заявил об отсутствии у курдов намерений по расколу Ирака, подчеркнув, что данное соглашение не направлено на нарушение территориальной целостности страны. Он также сообщил, что региональной правительство  уже экспортировало нефти на сумму в 9 млрд долл. США, которые пошли на выплаты зарплат государственным служащим. По его словам, автономии требуется в общей сложности 740 млн долл. США для погашения задолженности по заработной плате. Анкара и Эрбиль заявили, что поставки курдской нефти на международные рынки будут продолжаться, несмотря на обращение Ирака в международный арбитраж с требованием немедленного прекращения ее продаж.

Эксперты указывают в связи с этим на двойные стандарты политики Вашингтона по этому вопросу. Белый дом, на словах убеждая руководство Турции и курдской автономии в необходимости согласовывать экспорт нефти с центральным правительством Ирака, на деле способствует углублению взаимодействия Анкары и Эрбиля, ускорению, таким образом, расколу Ирака и процессу создания независимого курдского государства на севере страны. Американцы, используя привлекательность для турок сотрудничества с иракскими курдами в нефтяной сфере, постепенно «размывают» категорическое неприятие Анкарой такого сценария образования самостоятельного курдского государства на севере Ирака.

Этому способствуют и боевые действия в Ираке террористической группировки «Исламское государство» (ранее — «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ)), захватившей иракские города Мосул и Тикрит. В социальных сетях распространяются призывы от имени группировки, в которых, в частности, утверждается, что организация в скором времени создаст на территориях Турции и Азербайджана исламские государства. Здесь же помещены государственные карты и флаги Азербайджана и Турции на черном фоне с изображением печати пророка Мухаммеда. Анкара понимает, что только курды и их военные подразделения «пешмерга» способны на нынешнем этапе на реальное противостояние радикальным исламистам ИГ и заинтересована в такой ситуации в координации действий с Эрбилем.

Турция продолжает уделять большое внимание расширению сотрудничества с российскими регионами, что укрепляет, по мнению экспертов, основу многопланового партнерства двух стран. Они обратили внимание на российско-турецкий бизнес-форум в Туле по вопросам инвестиционного сотрудничества, в котором приняли участие руководители и ведущие представители деловых кругов области и турецкая делегация во главе с президентом Российско-турецкой ассоциации предпринимателей «Деловое сотрудничество» (РУТИД) Э.Сары. Губернатор области В.Груздев отметил, что внешнеторговый оборот Тульского региона и Турции увеличился в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 60%. «Уверен, что после сегодняшнего форума у нас появятся новые возможности для дальнейшего расширения нашего  сотрудничества», — подчеркнул губернатор. Э.Сары, поддержав главу российского региона, в свою очередь, отметил, что Тульская область располагает для этого выгодной инфраструктурой и необходимым административным ресурсом. Турецкие компании, по его словам, готовы рассматривать вопросы по размещению высокотехнологичных производств на территории Тульской области.

О межрегиональном сотрудничестве двух стран шла речь и в Анкаре на встрече российского посла А.Карлова с мэром Анкары М.Гёкчеком. Мэр Анкары, один из ближайших соратников премьер-министра и кандидата от правящей партии в президенты Турции Р.Т.Эрдогана, отметил высокий уровень политических контактов между двумя странами, указал на необходимость наращивания сотрудничества между столичными мегаполисами России и Турции, в т.ч. в сфере культурно-гуманитарного взаимодействия.

Зарубежные эксперты обратили также внимание на статью в издании «Almonitor» о российско-турецких отношениях. В ней отмечается, что сегодня отношения между двумя странами остаются стабильно дружественными, хотя и подвергаются серьезному испытанию сирийским кризисом и ухудшением отношений России с Западом из-за событий на Украине. Как считают некоторые российские эксперты по Турции, «в сегодняшнем формате отношений Москвы и Анкары ощущается достижение «пределов роста»». По их мнению, «существующая модель сотрудничества с ее экономической доминантой во многом себя исчерпала, а потенциал кооперации по политическим вопросам остается нереализованным», при этом ситуация вокруг Сирии вывела «на новый уровень проблему дефицита доверия». Сможет ли Москва продолжить поступательное движение в отношениях с Анкарой или же существующие разногласия нанесут им значимый ущерб?  Такой вопрос задает автор статьи.

На наш взгляд, в таком контексте не совсем верно говорить о «поступательном движении» только одной из сторон этого процесса, а именно Москвы. Ведь российско-турецкие отношения последнего десятилетия выгодно отличаются именно двусторонним динамичным движением навстречу друг другу, несмотря на возникающие проблемы, что позволяет Москве и Анкаре решать их за столом переговоров. Трудно согласиться и с «исчерпанностью экономической доминанты» в отношениях с Турцией. Можно перечислить ряд проектов, включая, например, строительство российскими специалистами  атомной станции в  Аккую на Средиземноморском побережье Турции. Его стоимость 22 млрд долл. США. Обе стороны признали сотрудничество в сфере энергетики стратегическим партнерством. Потенциал двух стран далеко не исчерпан и на основании этого руководством России и Турции поставлена задача достичь товарооборота в 100 млрд долл. США.

Что касается «нереализации потенциала кооперации по политическим вопросам», то этот тезис выглядит также не совсем убедительно. Конечно, если подходить к этому вопросу с требованием «спетого дуэта» Москвы и Анкары по всем международным проблемам, то можно сказать, что такого дуэта нет. Пока. Однако, как показывает реальное развитие событий, такого нет практически вообще в нынешних международных отношениях.  Но есть российско-турецкий тандем, участники которого, понимая его взаимовыгодность, пытаются, и зачастую успешно, совместно решать не только двусторонние, но региональные и глобальные проблемы.

Очередной свежий пример из этой области вопрос крымских татар, который очень остро стоял во время известных событий в Крыму, связанных с воссоединением полуострова с РФ. «Татарский фитиль», который в те дни очень активно зажигали западные эмиссары, был потушен, в частности, благодаря и совместным усилиям Москвы и Анкары на самом высоком уровне. Когда работа над этой статьей была завершена, СМИ сообщили об открытии морского и авиасообщения между Крымом и Стамбулом. Это еще одна убедительная экономическая и не менее важная политическая доминанта российско-турецких отношений в условиях, когда Запад без устали твердит о необходимости санкций и блокады. Можно ли говорить в такой ситуации о «дефиците доверия» в отношениях Москвы и Анкары?

52.25MB | MySQL:103 | 0,523sec