Ливия: бои между противоборствующими сторонами продолжается

Прошедшая неделя ознаменовалась вначале заключением в Ливии перемирия между противоборствующими сторонами, пытавшихся отбить друг у друга столичный аэропорт в Триполи. которое впрочем очень быстро сменилось вспышкой самого кровопролитного военного  столкновения в «послереволюционной» истории Ливии. Только за сутки активных боевых действий противоборствующие стороны потеряли 50 человек убитыми и 150 ранеными Напомним, что столичный аэропорт находился под контролем вооруженной милиции племенной группы зинтан практически с момента свержения ливийского диктатора М.Каддафи. Боевики из Мисураты, которые собственно и пытаются сейчас овладеть аэропортом, последние дни обстреливали его из ракет, пытаясь выбить из него своих противников. В результате, на сегодняшний день Ливия фактически лишилась всего своего авиапарка гражданских авиалайнеров, но бойцы зинтан по-прежнему контролируют аэропорт.

Кратковременное перемирие которое было нарушено, а ожесточенные бои возобновились 21 июня с.г. в результате провокации и убийства одного из полевых командиров мисуратовцев, стало возможно благодаря усилиям фактического руководителя племенной группы зинтан и руководителя муниципального совета одноименного города Осаммой аль-Джоули.  Последний занимал в свое время пост министра обороны в  Переходном национальном совете (ПНС). Отряды исламистов из Мисураты возглавляет  бывший представитель этого города в ПНС Салах Бади. Он тесно связан с самой радикальной исламистской фракцией «Аль-Вафа», которая старалась выдвинуть его в апреле с.г. на пост руководителя военной разведки и тем самым поставить указанный орган под свой контроль. При этом мисуратовцы действуют фактически в одиночку без поддержки  «Братьев-мусульман» из Триполи. Отряды же  зинтан смогли заручиться поддержкой вооруженной милиции из столичного пригорода Тажура. Причем к такому альянсу местных полевых командиров подтолкнули сами жители. Вооруженная милиция этого города в настоящее время заняла позиции для атаки на второй по значимости аэропорт в столичных окрестностях – военный аэродром Митага, и только ждет команды.

Аэродром сейчас находится под контролем бывшего эмиссара «Ливийской Боевой группы» и креатуры Дохи А.Бельхаджа. В настоящее время он открыт для приема гражданских рейсов, что в условиях разрушения основного аэропорта делает его монополистом на грузовые и рейсовые гражданские перевозки в наиболее востребованном с точки зрения грузо- и пассажиропотоков столичном регионе Ливии.

Но и это не самый главный момент, который фактически предопределяет атаку вооруженной милиции из Тажуры на Митагу. Через этот аэропорт идет материально-техническая помощь из Катара местным «Братьям-мусульманам». Оружие и боеприпасы перебрасываются через суданскую территорию. Что уже вызвало адекватную реакцию главного военного противника исламистов генерала Х.Хафтара. Пока его разведкой было зафиксировано прибытие трех бортов с оружием и боеприпасами. Накануне ожидаемого обнародования результатов выборов в новый парламент стороны явно накапливают силы. Это позволяет предположить, что любой их итог вызовет новый виток гражданской войны. Что же касается новой вспышки боев за основной аэропорт Триполи, то следует отметить, что это также следует отнести больше к вопросам стратегии, нежели тактики. С точки зрения тактики аэропорт сейчас вряд ли представляет большой интерес: инфраструктура его серьезно повреждена, и грузовые самолеты он принимать сейчас не в состоянии.

И катарцы готовятся к этому моменту не только путем наращивания военного потенциала лояльных им структур, но и перестройкой пропагандистской сферы приложения своих усилий. Напомним, что Доха фактически «поставила» новое телевидение Ливии, начавшее свое вещание (правда в основном из Дохи) еще в период активной фазы военного противостояния между повстанцами и войсками М.Каддафи. Собственно, если называть вещи своими именами, катарская «Аль-Джазира» просто предоставила свою аппаратуру и инженерный состав для нужд ПНС. Руководил этой станцией до самого последнего времени специально направленный в Ливию член совета директоров «Аль-Джазиры», ливийский эмигрант Махмуд Шамран. Он же занял в структуре ПНС пост министра информации, и отметился в тот период времени несколькими ярыми антироссийскими выпадами. Позднее эта телестанция была переименована в Al Ahrar TV, стала, в итоге, ведущей на территории страны, а ее директором продолжал оставаться М.Шамран. На сегодняшний день это практически единственный «рупор» Дохи, поскольку вторая, курируемая ею телестанция Al Naba, располагавшаяся в Триполи и контролировавшаяся А.Бельхаджем, была разгромлена в прошедший вторник толпами антиисламистски настроенных демонстрантов. Как водится, демонстрация, естественно, также произошла не вполне спонтанно, а при явной поддержке и организации со стороны сторонников нынешнего министра обороны А.ат–Тани, который также не явно, но поддерживает усилия Хафтара по минимизации влияния «Братьев-мусульман». Но при этом у него собственные планы. Он намеревается остаться в руководстве Министерства обороны, поэтому и старается остаться над схваткой, сейчас разгоревшейся между тем же Х.Хафтаром и начальником генерального штаба ливийской армии аль-Обейди.

Появилась информация о том, что М.Шамран отправлен в отставку. Причина все та же: раскол в самой Al Ahrar на сторонников и противников генерала Х.Хафтара. Последнего, напомним, активно поддерживают в Вашингтоне и Лэнгли. Не исключено, что именно этот фактор стал основным для выбора М.Шамрана и ведущего корреспондента компании в Бенгази Хадиджы аль-Аммами в пользу поддержки провозглашенной генералом «Операции достоинство», конечной целью которой является разгром вооруженных отрядов исламистов на западе страны. Самому М.Шамрану не в первый раз менять внешнеполитические ориентиры: в свое время он оказался в эмиграции в Катаре именно по причине разворовывания государственных средств, выделенных на закупку импортной техники для ливийского телевидения. Естественно, что такая его позиция вошла в резкое противоречие с официальной политикой Дохи, делающей все возможное для того, чтобы сохранить влияние лояльных им «Братьев-мусульман» в Ливии, несмотря на усиливающуюся изоляцию катарцев со стороны остальных стран Персидского залива и США. Отсюда и крайне жесткая реакция на демарш М.Шамрана.

52.29MB | MySQL:103 | 0,529sec