Южный Судан: что стоит за срывом перемирия

В Южном Судане вновь нарушено перемирие. Войска, лояльные мятежному бывшему вице-президенту Р.Машару, 20 июля с.г. взяли под свой полный контроль Насир – стратегический город в штате Верхний Нил. Пресс-атташе военных подразделений мятежников генерал-майор Гатхос Гактус сообщил, что город взят утром на рассвете.

«Освобождение города стало нашим ответом южносуданскому президенту С.Кииру и его войскам за их неоднократные попытки арестовать меня и моих сторонников на военной базе Маан-Денг», — говорится в пресс-релизе. При этом также добавляется, что перед штурмом города боестолкновения продолжались три дня и завершились блицкригом мятежников и практически полным окружением правительственных войск. Последние потеряли в результате боев три танка и несколько бронетранспортеров. При этом официальные лица южносуданских вооруженных сил все отрицают, говоря о локальных боях за аэропорт.

Специальные посланники региональной организации ИГАД, которые выступают в качестве миротворческих посредников, уже выразили крайнюю озабоченность случившимся и срывом  перемирия между повстанцами-нуэр и Джубой, заключенное 23 января с.г. Оно предусматривало помимо прекращения огня и образование «переходного коалиционного правительства» в течение 60 дней. Теперь об этом можно забыть, как минимум, до конца лета. У представителей миссии ИГАД, кстати, нет больших сомнений в том, что повстанцы взяли под свой контроль Насир.

Заметим и еще один интересный момент. Перед вспышкой нынешнего насилия и вооруженного противостояния произошло несколько знаменательных моментов. Во-первых, С.Киир инициировал возбуждение уголовного дела в отношении своего оппонента Р.Машара. Суть обвинений сводится к тому, что, будучи первым вице-президентом, тот использовал коррупционные схемы для личного обогащения. Такой сигнал сам по себе в состоянии похоронить любые посреднические усилия ИГАД. Но главное, видимо, в другом. На протяжении всего срока перемирия Р.Машар совершал челночные вояжи в страны региона и, судя по данным ряда экспертов, нашел очень теплый прием в Аддис-Абебе и Найроби. Кроме того, стало известно, что эмиссары Р.Машара проводят в Кампале переговоры с представителями президента Уганды Й.Мусевени. И происходит это на фоне нарастающего раздражения со стороны угандийского лидера действиями своего южносуданского коллеги. Естественно, что такое положение дел сильно насторожило С.Киира, который нашел выход из ситуации падения своего рейтинга наиболее простым путем — срывом перемирия.

 

Одной из ключевых тем, обсуждаемых Р.Машаром во время его международных поездок, была инициатива бывшего первого вице-президента о проведении административной реформы Южного Судана. Суть реформы состоит в перекройке административного деления страны и увеличения количества штатов с 10 до 21. Таким шагом, как предполагается, минимизируется опасность возникновения межплеменных столкновений, поскольку границы штатов будут максимально соответствовать местам традиционного проживания той или иной племенной группы. Другими словами, страну предлагается пустить по рельсам усиления федерализма с передачей штатам дополнительных полномочий. О поддержке инициативы Р.Машара уже заявили представители общины нуэр в Эфиопии. Как представляется, аналогичную позицию займут и остальные общины нуэр за границей. Предложение Р.Машара также поддержали племенные сообщества чолло и экваторианцы уже внутри самого Южного Судана. Все это является самым тревожным сигналом для действующей еще пока южносуданской власти и президента С.Киира. Он, кстати, сразу же и категорически отрицательно воспринял инициативу своего политического оппонента. И нынешний, инициированный южносуданскими войсками, срыв перемирия, и неожиданно возникший скандал с коррупцией Р.Машара необходимо расценивать, прежде всего, как, пока не совсем внятную, реакцию на это. Отметим также и растущее недовольство со стороны США и Европы самим С.Кииром. Откровенным сигналом стало введение санкций со стороны ЕС и США в отношении двух приближенных к южносуданскому президенту генералов правительственной армии, обвиняемых в военных преступлений. Да и тот факт, что Р.Машара встречают в Европе высокопоставленные чиновники ЕС означают, что опасения С.Киира вполне обоснованы. Введение федеративной системы в Южном Судане резко сужает возможности центра (читай: С.Киира и племенной верхушки динка) в вопросах контроля и распоряжения федеральным бюджетом. Кроме того, проект реформы предусматривает оставление значительной части выручки от экспорта углеводородов в распоряжении штатов. Этот момент выбивает из рук С.Киира очень серьезный механизм управления и воздействия на племенные элиты страны. Не стоит также забывать и о том, что львиная доля нефтяных месторождений находится в штатах, подавляющее большинство которых представляют нуэр и другие племенные группы, которые сейчас явно тяготятся гегемонией динка в органах исполнительной власти.

Необходимо понимать, что такая реформа находит все больше понимания в Аддис-Абебе и Найроби. Дополнительное деление Южного Судана позволит им более уверенно влиять на политику и развитие ситуации своего беспокойного соседа. Реализация реформы создает на границах Эфиопии и Кении буферные штаты с фактически монолитным лояльным населением и предсказуемой обстановкой. Заинтересован в таком сценарии и Хартум. Ему достигнуть компромисса с Р.Машаром во много раз проще, чем с тем же С.Кииром. Напомним, что Р.Машар во время гражданской войны воевал на стороне северян и сохранил с суданскими властями вполне деловые отношения. В случае реализации предложенного им плана реформы под контроль нуэр попадают штаты на границе с двумя «проблемными» суданскими штатами Южный Кордофан и Голубой Нил. А это сразу же и кардинальным образом повлияет на боеготовность местных повстанцев, что, собственно, уже и происходит. Об этом убедительно свидетельствует и хроника боевых действий.

62.81MB | MySQL:102 | 0,552sec