Великобритания – центр исламских финансов на Западе

В конце июня 2014 г. Великобритания впервые в своей истории и впервые в истории экономики европейских стран выпустила сукук или, иными словами, ценные бумаги, полностью соответствующие нормам шариата. Бумаги, являющиеся формальным аналогом облигаций, были выпущены на общую сумму в 200 млн фунтов со сроком погашения в 2019 году. В материалах о событии многие СМИ поспешили сообщить, что «процентная ставка по этим ценным бумагам еще не установлена, но будет сопоставима со ставкой для стандартных облигаций и, скорее всего, составит 2%». Подобное описание сукук лишний раз свидетельствует о том, насколько необычным является данное событие для западной экономики.

Ростовщичество в исламе запрещено, а это означает, что говорить о процентах применительно к исламским ценным бумагам попросту некорректно. Фундаментальное отличие сукук от привычных облигаций состоит в том, что держатели исламских облигаций не получают процент за то, что дали деньги в долг посредством покупки ценных бумаг, а приобретают право собственности на оговоренную часть базового актива и, соответственно, на долю потенциальной прибыли, которую может принести этот актив. Поэтому, если и можно говорить о каких-то процентах, то лишь о процентах потенциальной доходности, которая при этом не гарантирована.

В число организаторов выпуска сукук вошли банки, активно действующие в мусульманском мире или прямо аффилированные с мусульманскими странами: Barwa Bank, CIMB, HSBC, National Bank of Abu Dhabi и Standard Chartered. По оценкам аналитиков, спрос на сукук превысил предложение более чем в десять раз. Популярность этого финансового инструмента в Великобритании объясняется целым рядом факторов. Традиционно являясь одной из мировых финансовых столиц, Лондон сохраняет и тесные связи с финансовыми институтами стран мусульманского мира, многие из которых в прошлом были британскими колониями, а ныне входят в Британское Содружество. Еще одним фактором является одно из крупнейших в Европе мусульманских сообществ на территории страны. Сообщество это включает немало состоятельных людей, ведущих бизнес как на Западе, так и на Востоке.

Эти обстоятельства обусловили явно проявившееся еще в конце нулевых стремление британских властей сделать страну и конкретно Лондон центром исламских финансов на Западе, а в перспективе и одной из крупнейших в этом отношении точек в мире. Готовившийся несколько лет выпуск сукук стал еще одним логичным и хорошо просчитанным шагом в этом направлении. Ключевым же моментом в процессе реализации принятой стратегии стал 9-й Всемирный исламский экономический форум, прошедший в Лондоне с 29 по 31 октября 2014 г.

Форум, выросший из бизнес-мероприятия Организации исламская солидарности, впервые прошел за пределами мусульманского мира и более того, впервые в одной из ведущих стран Запада. Согласно данным британских организаторов форума, приехавшие на него делегации представляли больше половины приоритетных для Соединённого Королевства рынков инвестиций и более 30 крупных международных проектов, участвующих в программе правительственного департамента торговли и инвестиций (UK Trade & Investment’s). Программа форума получила название «Меняющийся мир, новые отношения» (Changing World, New Relationships) и отражала «появление между нациями новых экономических связей, не взирая на границы, религиозные и культурные различия». Всего для участия в форуме зарегистрировались более 2500 участников, представлявших 115 стран, что стало рекордом для этих мероприятий.

Среди выступивших на форуме были главы и ведущие политики таких государств мусульманского мира, как Пакистан, Бангладеш, Малайзия, Афганистан, Бахрейн, Индонезия, Бруней и др. Одной из главный целей для Великобритании как для страны, принимающей форум, было представить Соединённое Королевство в качестве привлекательного глобального места для исламских финансов. Именно на исламском форуме в рамках своего выступления премьер-министр страны Дэвид Кэмерон назвал Лондон крупнейшим центром исламских финансов на Западе и озвучил планы по выпуску в 2014 г. сукук, а также о создании на Лондонской фондовой бирже исламского индекса (Islamic Market Index), что является прецедентом для всего мира. С помощью индекса инвесторы могут получать актуальную информацию об объеме исламского фондового рынка и определить инвестиционный потенциал различных проектов. Кэмерон также заявил, что в стране больше нет препятствий (в частности, налогового характера) для развития бизнеса по шариату, а вузы (в том числе Оксфорд и Кембридж) вводят специальности по исламскому финансированию. Кроме того, премьер привел статистику, согласно которой отрасль исламских финансов в настоящее время растет на 50% быстрее, чем традиционный банкинг, а глобальные исламские инвестиции в 2014 г. достигнут отметки в 1,3 трлн фунтов.

«Лондон не должен довольствоваться статусом крупнейшего центра исламских финансов на Западе. Я хочу, чтобы он встал в один ряд с Дубаем и Куала-Лумпуром, как один из ведущих центров исламских финансов в мире», — сказал Кэмерон, приветствуя участников форума. «Сегодня мы имеем больше банков, деятельность которых соответствует принципам исламского финансирования, чем любая другая страна Запада. Более 25 юридических фирм предоставляют услуги в сфере исламских финансов и порядка 16 колледжей и вузов осуществляют подготовку по соответствующим специальностям», — продолжил премьер.

По данным британского правительства, в настоящее время исламский капитал есть в таких компаниях, как Thames Water, Barclays, Sainsburys, Harrods, а DP World (Dubai Port World), Qatari investment, Emirates и Etihad поддерживают или осуществляют на территории страны купные инфраструктурные проекты. Более того, по некоторым данным, по общему объему исламских инвестиций Лондон сегодня входит в первую десятку городов мира. Порядка 20 банков и финансовых учреждений Великобритании в настоящее время в том или ином объеме предоставляют финансовые услуги, не противоречащие нормам шариата. Полностью этим нормам сегодня соответствует деятельность 6 банков: Islamic Bank of Britain, Bank of London and The Middle East, Gatehouse Bank, Islamic Investment Bank, Abu Dhabi Islamic Bank и QIB UK. Еще около 15 банков имеют в своей линейке исламские продукты. Среди них представлены такие транснациональные гиганты, как UBS, Barclays, Royal Bank of Scotland и другие.

Развитие этой отрасли началось еще в 1980-х гг., когда интерес к масштабным инвестициям в Соединенное Королевство проявили бизнесмены из Саудовской Аравии, купившие компанию «Hargrave Securities», которая имела право на осуществление банковской деятельности. Данное обстоятельство позволило сначала сделать из неё исламский банк, а затем инвестиционную компанию. К тому моменту в стране уже сформировалась достаточно многочисленная и представительная мусульманская община, что обусловило появление спроса на соответствующие банковские и инвестиционные продукты. С тех пор число адептов ислама в Великобритании лишь росло, но что еще важнее, под влиянием ряда факторов (поиски идентичности, бытовая дискриминация и т.п.) возрастала их религиозность. К 2000-м гг. это, среди прочего, привело к качественному скачку спроса на исламские финансовые услуги и продукты.

Отдельные финансовые продукты по нормам шариата стали внедрять крупные банки вроде HSBC. Постепенно перспективы развития сектора подобных услуг осознали и в правительстве страны. Ряд мер, принятых в начале нулевых и способствовавших увеличению притока исламских инвестиций в страну, непосредственно связан с именем Гордона Брауна, возглавлявшего в тот период министерство финансов. Так, в 2003 г. правительство ввело благоприятный режим налогообложения для компаний, занимающихся исламскими финансами. Эта мера позволила повысить конкурентоспособность подобных продуктов по отношению к традиционным неисламским видам банковского сервиса. Именно тогда финансовое законодательство было изменено таким образом, чтобы сукук стал столь же выгодным инструментом для инвестиций, как и обычные ценные бумаги, облигации.

В 2004 г. лицензию Управления финансовых услуг (FSA) получил первый полностью исламский банк в Соединённом Королевстве. Им стал Islamic Bank of Britain. Основными инвесторами банка вновь, как и в случае с «Hargrave Securities», выступили бизнесмены из стран Персидского залива. Только теперь к представителям Саудовской Аравии присоединились представители Бахрейна, Катара и ОАЭ. В 2006 г. вторым исламским лицензированным банком Великобритании стал European Islamic Investment Bank.

Кроме банков в стране работают и другие исламские финансовые компании. Так, с 2008 г. мусульмане Соединённого Королевства могут воспользоваться услугами страховых компаний (первой стала Salaam Halal Insurance) и инвестиционных фондов, среди прочего вкладывающих деньги в тот же сукук. Сегодня программа британского правительства по привлечению исламских инвестиций включает более 550 проектов. Общая стоимость которых оценивается более чем в 310 млрд фунтов.

Нет сомнений, что столь активная политика, направленная на привлечение исламских инвестиций и развитие соответствующего сектора экономики уже принесла Лондону серьёзные дивиденды. В Соединённом Королевстве проживает одна из самых многочисленных исламских общин Старого Света или порядка 3 млн мусульман. Развитие в экономике отрасли исламских финансов прежде всего означает активное включение этой, все еще весьма сегрегированной части населения в экономическую жизнь государства. Кроме того, эти инвестиции позволят, например, отчасти компенсировать отток из страны средств российского бизнеса, напуганного санкциями в связи с ситуацией на Украине. Это серьёзное преимущество перед всеми остальными европейскими странами, ни одна из которых в сложившихся условиях не может даже отдалённо соперничать с Великобританией по объемам исламский вложений в свою экономику. И вряд ли сможет в ближайшей перспективе.

В то же время у повышенной открытости страны исламским финансам могут быть свои издержки. Так, в 2013 году при личном вмешательстве мэра Лондона Бориса Джонсона был пересмотрен инвестиционный договор между компанией из ОАЭ и организацией Transport for London, по которому компания Emirates Air Line должна была вложить средства в организацию маршрута такси между Королевскими доками на востоке города и районом Гринвич на юге. Причиной пересмотра стал пункт контракта, запрещавший взаимодействие любой из сторон с представителями Израиля и участие в проекте израильского бизнеса в любой форме. После вмешательства мэра данный пункт был удален из соглашения.

Кроме того, не нужно особых доказательств, чтобы утверждать, что определённая часть прибыли, получаемой на территории Соединённого Королевства теми же инвесторами из стран Персидского залива, так или иначе идет на поддержку повстанцев в Сирии и ряде других горячих точек сегодняшней карты мира, что может иметь отсроченный дестабилизирующий эффект уже для самой Великобритании, многие из граждан которой ранее были замечены в участии в боевых действиях на стороне экстремистских группировок вроде «Джабхат-ан-нусра».

52.22MB | MySQL:103 | 0,521sec