Пути решения кризиса в Ираке: непростой выбор для Эр-Рияда

Продолжающиеся боевые действия в Ираке и опасность проникновения вооруженных отрядов «Исламского государства» на саудовскую территорию заставляет Эр-Рияд предпринимать экстраординарные меры по укреплению своей границы в рамках возобновленной программы «Saudi Border Guard Development Program». Этот проект, о котором было громко заявлено еще в апреле 2006 г., был свернут в 2009 г., но в настоящее время возобновлен при участии специалистов из компании «Кассидиан» (Cassidian), входящей в европейскую аэрокосмическую и оборонную корпорацию «Европейский аэрокосмический и оборонный концерн» (European Aeronautic Defence and Space Company). Тем не менее, по заявлению генерала Фалеха ас-Субейи, командующего саудовскими пограничными войсками в этом регионе, противодействие боевикам «Исламского государства» не является основной задачей для саудовских войск, дислоцированных вдоль границы, более серьезной является угроза со стороны шиитских вооруженных формирований, т.к. за ними стоят режим Нури аль-Малики и Иран.

Очевидно, что Эр-Рияд по-прежнему привержен своей позиции относительно оценки причин нынешнего кризиса в Ираке. Что касается «Исламского государства», то саудовцы не перестают утверждать, что не имеют каких-либо контактов с этой группировкой. Например, в саудовском МИДе в июне с.г. во время закрытой встречи с некоторыми послами западных стран было заявлено, что королевство выступает против всех террористических организаций с напоминанием, что ИГИЛ (переименованная в «Исламское государство») была внесена в этот список наряду с «Аль-Каидой», саудовской «Хизбаллой» (Хизбалла аль-Хиджаз), йеменскими хауситами и др. Поэтому ситуация в Ираке вынуждает Саудовскую Аравию строить свою стратегию как на противодействии террористическим организациям (шиитским и суннитским), так и на преобразовании иракской политической системы. Вероятно, с этим связано решение саудовцев направить гуманитарную помощь в размере 500 млн долл. США «братскому народу Ирака, пострадавшему от трагических событий» через структуры ООН. Как сказали в Эр-Рияде, эта помощь предназначается не только для суннитов, но и других религиозных групп, что сигнализирует готовность королевства открыть «новую главу» в отношениях двух стран при условии, что произойдут изменения в правительстве Ирака.

Как предполагают, одним из реальных способов достичь желаемого результата для КСА стало бы достижение взаимопонимания с Ираном. Тем более, как ни странно, интересы двух геополитических соперников на данном этапе даже совпадают по некоторым аспектам, хотя и признается, что такой союз стал бы просто временным «браком по расчету». Прежде всего, это касается формирования нового правительства и смещения Нури аль-Малики. К этому в последнее время все больше склоняются и в Тегеране, где также считают, что нынешний иракский премьер является одним из главных камней преткновения для достижения национального согласия в Ираке. Некоторые источники, сообщают, что на состоявшихся в середине июня с.г. встречах руководителей иранских спецслужб с президентом Х.Роухани было принято решение о необходимости избавиться от Н.аль-Малики. Отметим, что такие же представления имелись и среди дипломатического корпуса в Эр-Рияде, что Иран, который ранее оказывал исключительную поддержку Н.аль-Малики, пришел к выводу о необходимости найти ему замену на посту премьер-министра другим шиитским политиком. Новый премьер-министр должен быть приемлемым также и для суннитов и не связываться напрямую с режимом Н.аль-Малики, который проводил политику «политической маргинализации и преследования, следуя инструкциям из Тегерана».

Другой причиной, которая заставляет Эр-Рияд искать более тесных отношений с Тегераном — опасение, что проиранские радикальные шиитские группы могут пойти на формирование отдельного шиитского анклава. Согласно, информированным саудовским источникам, Эр-Рияд «обеспокоен» относительно возникновения «шиитской копии ИГИЛ» на юге Ираке, в приграничных районах, прилегающих к городу Басра. По-видимому, именно в этом контексте следует рассматривать заявления генерала Ф.ас-Субейи относительно опасности «вооруженных шиитских формирований». Предположительно, в Эр-Рияде определенные круги все же рассматривают в позитивном ключе возможность такого сотрудничества, что может, по их мнению, исправить ситуацию с безопасностью и решить некоторые проблемы в Ираке. По некоторым данным, саудовским спецслужбам было рекомендовано «улучшить» отношения с их иранскими коллегами, избегать по возможности излишней конфронтации по «шиитскому фактору» и объединить усилия по борьбе с джихадисткими группировками.

Тем не менее, несмотря на такие оптимистические оценки и явно просматривающееся желание некоторых политиков в Тегеране и Эр-Рияде наладить отношения хотя бы в этой сфере, ситуация с ирано-саудовским сотрудничеством остается весьма противоречивой. Например, Иран опроверг сообщения, что имеет в планах проведение каких-либо консультаций с Саудовской Аравией по этому вопросу. Из заявления посольства Ирана в Эр-Рияде от 05.07.2014 г. следовало, что ИРИ не отправляла своих представителей в Саудовскую Аравию для ведения секретных переговоров, чтобы обсудить текущую ситуацию в соседнем Ираке. «Формирование иракского правительства и назначение премьера является внутренним вопросом, который касается политических партий и групп в стране…И это, очевидно, будет проходить в соответствии с конституцией страны и на основании результатов недавних парламентских выборов в Ираке», — говорится в заявлении. Кроме того, иранский МИД также подтвердил, что министр иностранных дел ИРИ Джавад Зариф не планирует посетить Саудовскую Аравию с визитом. По некоторым данным, в настоящее время ирано-саудовские отношения почти заморожены и ограничены в рамках обычных дипломатических контактов

Помимо всего, ирано-саудовский диалог «подпортила» ситуация вокруг иранского шиитского священнослужителя Али Арефи, который был арестован саудовскими властями 11 июля с.г. после инцидента в Медине «за провокационные высказывания» во время посещения кладбища Аль-Баки, где находятся могилы нескольких шиитских имамов, а также члены семьи и сподвижники пророка Мухаммеда. Якобы, иранский священнослужитель резко отреагировал на оскорбительные заявления со стороны нескольких саудовских граждан. Заметим, что это уже не первый инцидент подобного рода в Мекке и Медине, когда религиозная практика шиитов является причиной конфликтов с местными салафитами. Что касается задержанного А.Арефи, несмотря на ноту иранского представительства в Джидде и вроде бы полученного согласия саудовских властей отпустить его под залог, пока ему было продлено задержание.

Тем не менее, несмотря на сообщения о напряженности в отношениях между Ираном и Саудовской Аравии, иорданская газета «Аль-Араб Аль-Яум» (Al-Arab Al-Yawm) от 9 июля с.г. сообщала, что КСА, США и ИРИ предпринимали попытки договориться о будущем коалиционном правительстве в Ираке. Стороны, якобы, даже пришли к некой договоренности о «третьем сроке для Н.аль-Малики». Газета ссылается на некий «иракский источник, знакомый с деталями соглашения», по которому Н.аль-Малики придется отказаться от контроля над некоторыми силовыми министерствами, а также выполнить соглашение 2010 г. о создании Совета национальной безопасности Ирака. Согласно этому сообщению, планировалось на пост президента Ирака избрать Бахрама Салеха – бывшего премьер-министра регионального правительства Иракского Курдистана и заместителя премьер-министра правительства Ирака, на пост вице-президента шиита Тарика Наджма, на пост спикера иракского парламента умеренного суннита Салима аль-Джубури, а на пост иностранных дел предлагалась кандидатура Хусейна аль-Атыйи вместо Хошияра Зебари. Предполагалось, что данное соглашение будет заключено в в по окончании священного месяца Рамадан, после праздника Ид аль-Фитр, который в этом году исламский мир отмечает 28 июля.

Как показали события, прогноз частично оправдался. Действительно, 15 июля с.г. Салим аль-Джубури (1971 г.р.) — выходец из очень влиятельного иракского племени аль-Джубури, был избран председателем Совета представителей Ирака. Что касается, Бахрама Салеха, то прогнозы не подтвердились, т.к. 24 июля с.г. на этот пост был избран другой курдский политик – Фуад Маасум, которому удалось добиться большинства голосов в иракском парламенте.

Возможно, более серьезный потенциал, чтобы занять пост премьер-министра имеет Тарик Наджм аль-Абдалла  (1945 г.р.) – бывший руководитель канцелярии Н.аль-Малики. У многих аналитиков складывается мнение, которое подкрепляется сообщениями из «осведомленных источников» в Багдаде, что именно он может стать преемником на посту премьер-министра и сменить Нури аль-Малики, давление на которого усиливается как со стороны шиитских политиков и религиозных лидеров Ирака, так и со стороны американцев. Кандидатура Тарика Наджма аль-Абдаллы более приемлема и для оппозиционных сил (даже, несмотря на его работу, в аппарате премьера), т.к. его рассматривают как прагматичного политика, менее приверженного курсу нынешнего режима на закрепление доминирования шиитов, что в конечном итоге стало одной из причин нынешнего «суннитского восстания». Некоторые полагают, что и сам Н.аль-Малики рассматривает Тарика Наджма аль-Абдаллу как своего вероятного приемника, т.к. он желает, чтобы на посту премьер-министра его заменил бы человек из собственного окружения, и он смог бы и дальше оказывать влияние на политическую жизнь в стране.

Однако предполагается, что будущий премьер-министр Ирака уже не будет играть такую же роль в системе государственной власти, как это было после 2006 г. По сообщению некоторых источников близких к правительственным кругам в Эр-Рияде, Саудовская Аравия активно «работает» по изменению самой структуры иракской политической системы с целью ограничить полномочия премьер-министра как главы исполнительной власти и ввести новую систему сдержек и противовесов, чтобы избежать в будущем проявления «рецидива аль-Малики». Кроме того, саудовцы, по мнению некоторых аналитиков, будут продолжать свою стратегию за сохранение Ирака в качестве единого государства (даже пусть в виде конфедерации), и не поддерживают идею создания независимого Курдистана, который приобретает все более реальные очертания.

Пока лишь несомненно одно: Саудовская Аравия активно контактирует с суннитскими повстанцами. Не без патронажа Эр-Рияда и других суннитских стран региона в иорданской столице Аммане 15 июля с.г. прошла за закрытыми дверями встреча влиятельных представителей суннитской общины Ирака, на которой обсуждалась ситуация в стране и перспективы ее урегулирования. Как сообщалось, на встрече присутствовало около 250 представителей от примерно одиннадцати оппозиционных суннитских партий и движений. Среди участников назывались «Исламская армия в Ираке» (The Islamic Army in Iraq (IAI), «Народное движение в Ираке» (The Popular Movement in Iraq), партия «Баас», а также «военные советы» суннитских повстанцев, представители совета суннитских улемов, шейхи суннитских племен и т.д.

По словам Ваддаха Малика ас-Садида, шейха племени шаммар, конференция не имеет никаких связей с ИГ, а делегаты, присутствовавшие на ней это представители оппозиционных суннитских племен, которые были исключены политикой Н.аль-Малики из политического процесса после падения режима Саддама Хусейна. Интересно, что по признанию организаторов этой конференции некоторые из повстанцев, принимавших в ней участие, в свое время воевали вместе с ИГИЛ против правительственных войск, но потом перестали быть союзниками этой группировки. Что касается Нури аль-Малики, то суннитская оппозиция отказалась поддерживать продление срока его премьерства и заявила об опасности для Ирака такого курса, который был охарактеризован как  «иранское вмешательство в дела страны, а также преследование и убийство суннитов». Делегаты конференции в Аммане призвали к «объединению усилий и позиций по отношению к событиям в Ираке» и потребовали поддержать «революцию иракского народа против несправедливости», совершенной правительством премьер-министра Нури аль-Малики. Участники сделали особый акцент на сохранении «территориальной целостности Ирака и арабской идентичности», призвав другие арабские страны, поддержать «продолжающееся восстание в Ираке». Со слов Раада Абдель Саттара ас-Сулеймана, «председателя координационного комитета по руководство революцией», стало известно, что большинство участников конференции решительно отвергли предложение, выдвинутое небольшой группой, по созданию полуавтономного суннитского региона, и выступили за единый Ирак, подчеркнув, что конференция не намерена закрепить раскол по этно-конфессиональному признаку или как-либо содействовать дальнейшему разделению Ирака. Говоря о проблеме курдской независимости и его влиянию на суннитское восстание, Р.ас-Сулейман охарактеризовал взаимоотношения суннитов с курдами как «стратегические», т.к. курды «также пострадали от несправедливой политики Малики». Кроме того, как стало известно, данная конференция была своего рода подготовительной для следующего более представительного форума, который должен состояться после завершения месяца Рамадан.

Таким образом, Саудовская Аравия остается верна своей позиции, которая была заявлена в Эр-Рияде в первые дни «суннитского восстания» в Ираке – сместить Нури аль-Малики со своего поста, сформировать новое коалиционное правительство, поддержать суннитов, вернув им многие из утраченных позиций в политической системе Ирака, максимально снизить уровень влияния Ирана на внутренние дела Ирака, сформировать альянс из «умеренных» суннитов, который должен стать ведущей силой для противодействия не только боевикам ИГ, но и шиитским вооруженным формированиям, сохранить территориальное единство Ирака. Однако всем очевидно, что достичь поставленных задач Саудовская Аравия и суннитские страны региона, несмотря на все желание, не смогут в одиночку. Для этого необходима не только поддержка и согласие США, но и договоренность со своим главным геополитическим противником – Ираном. Саудовской Аравии в любом случае придется искать выход из состояния безусловной конфронтации и путь к разумному диалогу, сторонники которого есть как в Эр-Рияде, так и в Тегеране, как, впрочем, и последовательные его противники этого.

 

52.26MB | MySQL:103 | 0,600sec