К вопросу о Форуме стран – экспортеров газа

Газовая проблематика приобрела в последнее время особую актуальность и приковала пристальное внимание экспертного сообщества, которое обеспокоено расстановкой сил на региональных рынках природного газа, последствиями нашумевшей «сланцевой революции», перспективами СПГ-индустрии и многими другими насущными проблемами отрасли.

В этой связи назрела необходимость проанализировать механизм межгосударственного взаимодействия ключевых участников газовых рынков по основным вопросам международной повестки дня.

Как представляется, весьма интересным и показательным примером такого партнерства может оказаться деятельность Форума – стран экспортеров газа (ФСЭГ). История возникновения и последующий период становления этой профильной международной организации, а также анализ ее текущей деятельности и возможных перспектив любопытны для читателя, поскольку информация о Форуме в открытой печати куцая и часто не отвечающая реальной картине.

Автору довелось долгое время участвовать в ряде мероприятий Форума. Каким же предстает ФСЭГ изнутри?

Примечательно, что за последние годы состав участников и наблюдателей организации пополнился лишь за счет арабских государств.

Сегодня из 13 членов Форума 6 являются арабскими странами.

Данное соотношение вовсе не на руку Москве, поскольку имеет место острое противостояние двух полюсов – России и арабских монархий Персидского залива. Возглавляет коалицию последних Катар, который активнее других стремится потеснить «Газпром» на европейском рынке.

Основными потребителями катарского сырья все-таки являются азиатские страны (их импорт составил 75 млрд куб. м в 2013 году), но экспортные амбиции Дохи весьма широки. Европейский рынок сбыта сжиженных углеводородов является в эмирате вторым по значимости (импорт из Катара – 23,4 млрд куб. м в 2013 году).

Чтобы не допустить дефицита предложения внутри страны, эмират выразил намерение импортировать иранский природный газ. Катар опасается увеличения внутреннего спроса на данный энергоноситель, так как до сих пор действует мораторий на расширение добычи на самом крупном катарском месторождении North Field.

В этой связи в ближайшей перспективе катарцы не смогут интенсифицировать производство для полного погашения потребностей местного рынка, увеличившихся вследствие осуществления в стране масштабных инфраструктурных проектов в рамках государственной программы «Стратегия экономического развития 2011–2016 годов» и подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 года.

Кроме того, Доха заключила долгосрочные договоры на поставку сжиженного природного газа с Великобританией, Испанией, Италией, Францией, Японией, Южной Кореей, Таиландом, Индией, Китаем, а также другими европейскими и азиатскими странами. Как следствие, Катар не сможет отойти от контрактных обязательств и снизить объемы экспорта.

Стоит отметить, что, несмотря на достигнутую договоренность о разделе сфер добычи «голубого топлива» в смежных морских районах, Катар и Иран охотно бы отказались от деления «по-братски» крупнейшего в мире газоконденсатного месторождения, расположенного на территории обеих стран. Катарская часть участка носит название North Field (площадь – 6 тыс. кв. км), а иранская – South Pars (3,7 тыс. кв. км).

Поскольку спрос на энергоносители в эмирате будет расти в результате постоянного роста его экономики, то складывается вполне логичный и закономерный сценарий: Доха будет стремиться заполучить South Pars, всячески подыгрывая США и Европе, стремящимся заставить Тегеран подорваться на «минном поле» многочисленных санкций.

Таким образом, экономическое давление Запада мешает иранцам закрепиться на европейском направлении (однако способствует присутствую там катарских углеводородов), но Тегеран активно штурмует азиатские рубежи, среди которых особняком стоят Китай и Индия.

В перспективе Иран планирует организовать экспорт СПГ в Европу через сирийские порты. Это абсолютно не на руку Дохе.

В свою очередь, Катар, не дожидаясь активных действий Ирана, уже несколько лет активно сотрудничает с Китаем, который стремительно наращивает газовый импорт. Согласно предварительным договоренностям, в перспективе объемы поставок СПГ из Катара в Китай существенно увеличатся по сравнению с 2010 годом (1,2 млн т) и составят 10–12 млн т.

Однако этого может и не случиться, ведь эмират получил конкурента в лице России после заключения контракта между «Газпромом» и CNPC на ежегодную поставку 38 млрд куб. м российского газа в Китай сроком на 30 лет. Соответствующий документ был подписан в мае 2014 года.

Данное соглашение может постепенно уменьшить долю Катара на азиатском рынке СПГ, а также подорвать высокоценовой климат, благодаря которому эмират имеет самый высокий в мире средний подушевой доход.

Разумеется, будущие поставки трубопроводного газа из России в Китай не означают, что Катар перестанет поставлять Пекину СПГ, особенно с учетом того, что страна занимает доминирующую позицию на этом рынке. В 2013 году эмират обеспечил около 38% китайского импорта СПГ. Пекин стремится сократить использование угля за счет более активного использования газа и наращивает покупку сжиженного топлива.

По мнению экспертов, весенняя сделка между «Газпромом» и CNPC может поставить под вопрос экономическую модель, лежащую в основе экспортной стратегии Катара в Азии, которая основана на долгосрочных двусторонних контрактах и привязке цен к стоимости нефти и деривативов.

С учетом того, что стоимость российского газа, которая, по некоторым оценкам, составит порядка 10 долларов за 1 млн британских тепловых единиц (MMBtu), будет, по крайней мере, на 5 долларов за MMBtu ниже средней цены, которую азиатские страны платят за катарский СПГ, Китай может пересмотреть свое отношение к покупке газа у Дохи на прежних условиях и потребовала у последней скидок.

Беспокойство в Катаре, вероятно, вызвали еще два документа: заключенная осенью минувшего года сделка по продаже российским «Новатэком» 20% акций проекта «Ямал СПГ» китайской CNPC, а также контракт, подписанный в мае с.г. между этими компаниями, на поставку в Китай 3 млн т российского СПГ в год.

Как справедливо замечают аналитики, продлевая трубопровод в Китай, Россия соединяет европейский и азиатский газовые рынки. Цены на газ в Европе существенно ниже, чем в Восточной Азии. Россия просто согласилась продавать газ в Китай почти по тем же ценам, по которым она экспортирует его в Европу. Это создает ценовой прецедент, который может оказать существенное давление на стоимость газа в Восточной Азии, включая стоимость СПГ.

В результате Катар может столкнуться с двумя основными проблемами: с сокращением спроса на поставляемый страной газ в связи с конкуренцией со стороны России; со снижением выручки от продажи СПГ азиатским партнерам. По их мнению, это в любом случае потребует изменения долгосрочной стратегии Катара в сфере экспорта СПГ.

Примечательно, что Катар мог минимизировать риски, связанные с планируемым российским вхождением на рынок Поднебесной. В числе российско-катарских инвестиционных проектов мог быть «Ямал-СПГ». Однако, несмотря на старания и попытки «достучаться» до катарцев со стороны «Новатэка», работа эмирата в отношении развития данной сделки не дала ожидаемых результатов.

Возвращаясь к ФСЭГ, стоит напомнить, что эта организация создавалась при активном участии и незыблемом авторитете России. Сегодня позиции нашего государства в этой организации заметно ослабли, вследствие численного расширения Форума за счет арабских участников, которые не самым дружественным образом настроены в отношении Москвы.

Арабские участники организации вполне способны создать эффективную коалицию против России и всячески препятствовать ее деятельности в рамках Форума. Это особенно актуально в свете мировой повестки дня, на переднем плане которой значатся различные газовые вызовы, ответы на которые некоторые арабские страны стремятся искать без учета интересов России.

Нынешним генеральным секретарем организации стал иранский представитель, что также частично понизило вес нашей страны в рамках Форума.

За два срока нахождения у руля ФСЭГ Л.В.Бохановский проделал все черную работу, связанную с периодом становления этой организации, наладил контакты между Форумом и многими серьезными игроками газовых рынков.

В ходе 15-ой министерской встречи ФСЭГ, состоявшейся осенью 2013 года в Тегеране новым генеральным секретарем организации избран представитель Ирана М.Х.Адели.

Иранец вступил в должность генерального секретаря Форума с 1 января 2014 года в соответствии с уставом организации, срок его полномочий составит два года.

Новый генеральный секретарь заявил, что Иран, по итогам прошлого года обошедший Россию по запасам природного газа (см. таблицу), станет его ведущим поставщиком.

Таблица

Запасы и экспорт природного газа стран — участниц ФСЭГ в 2013 г.

Страна

Запасы природного газа, трлн куб. м

Экспорт природного газа, млрд куб. м

Россия

31,3

225,5

Иран

33,8

9,4

Катар

24,7

125,5

ОАЭ

6,1

7,4

Венесуэла

5,6

н/д

Нигерия

5,1

22,4

Алжир

4,5

42,9

Египет

1,8

3,7

Ливия

1,5

5,2

Оман

0,9

11,5

Тринидад и Тобаго

0,4

19,8

Боливия

0,3

15,9

Экваториальная Гвинея

0,04

5,1

Всего в мире

185,7

1035,9

Источник: Составлено автором на основе данных BP Statistical Review of World Energy 2014.

Несмотря на действующие санкции, большое количество бизнес-делегаций Европы посещает Иран с тем, чтобы заключить двусторонние сделки в топливно-энергетической сфере. Инвестиционный потенциал республики высок вследствие большой территории и определенного инвестиционного «голода», который вызван длительными санкциями, не позволяющими местной экономике получать доходы от кооперации с зарубежными партнерами.

К тому же в прошлом году «шестерка» (пять постоянных членов Совета безопасности ООН и Германия) на переговорах в Женеве заключили с Ираном предварительное соглашение об ограничении его ядерной программы в обмен на частичное ослабление международных экономических санкций.

Согласно договоренностям сторон, «шестерка» в течение полугода будет вести переговоры с Тегераном о всеобъемлющем соглашении по ядерной проблеме, которое может предусматривать отмену санкций. В июле с.г. «шестерка» договорилась продлить соответствующие переговоры до ноября.

Таким образом, потенциальные европейские инвесторы в иранскую экономику не учли временной фактор и уже начали стараться получить свое место под солнцем Тегерана. В результате «паломничество» европейских предпринимателей вполне может не принести ожидаемых выгод по ряду веских причин.

США, которые являются основными противниками того, чтобы Иран смог в полной мере реализовать свой инвестиционный потенциал, продолжают официально заявлять, что из-за действия международных санкций Иран по-прежнему закрыт для экономического сотрудничества.

Иранцы являются весьма прагматичными и неуступчивыми переговорщиками (автору удалось убедиться в этом на площадке ФСЭГ), что часто мешает поиску компромисса. Потенциальным партнерам обязательно стоит учитывать этот факт и, общаясь с Тегераном, не рассчитывать на какие-либо уступки.

Многочисленные риски работы в Иране способны существенно понизить рентабельность планируемых проектов и вынудить инвесторов оперативно свернуть начатую деятельность.

В Тегеране запланировано проведение 3-го саммита ФСЭГ. Понятно, что основная нагрузка, связанная с подготовкой этого мероприятия, ляжет на плечи Адели. От того, насколько качественно и профессионально он выполнит функцию организатора и координатора, будет зависеть его дальнейший имидж в лице стран-участниц.

Стоит подчеркнуть, что проведение 1-го саммита ФСЭГ в Дохе, в подготовке которого автору довелось принимать участие, во многом помогло российскому генеральному секретарю Л.В. Бохановскому сохранить свое кресло еще на один срок.

Конечно, говорить о переизбрании иранца на второй срок еще рано, но вполне возможно, что через два года за пост руководителя секретариата развернется борьбы между Ираном, Венесуэлой и Тринидадом и Тобаго.

Если проведение 3-го газового саммита будет способствовать обеспечению безопасности спроса и предложения на рынке газа; привлечению внимания к экологическим преимуществам «голубого топлива» в мировой энергетике; активизации инвестиционных потоков в газовую отрасль; продемонстрирует скоординированную позицию стран-членов в глобальном энергетическом диалоге и придаст импульс стратегическому развитию Форума в будущем, то это станет несомненным достижением нового руководства секретариата ФСЭГ.

Что касается вопросов российско-иранского партнерства и перспектив его дальнейшего расширения в рамках деятельности ФСЭГ, а также тенденций развития мирового рынка энергоресурсов в контексте сегодняшней обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке, то, по мнению собеседников из секретариата ФСЭГ, консолидация усилий Москвы и Тегерана для стабилизации ситуации на рынке природных ресурсов является важным фактором повышения мирового уровня энергобезопасности.

Действительно, энергетический сектор в общем и газовый в частности, бесспорно, являются ключевыми отраслями экономик сырьевых государств. В этой связи действенная работа Форума может стать эффективным шагом на пути к консолидации позиции государств-поставщиков относительно вектора глобальной политики на международных газовых рынках.

За время участия в различных мероприятиях Форума автору удалось сделать некоторые полезные выводы.

Во-первых, часто участниками обсуждаются весьма острые и насущные проблемы газовой отрасли, но из-за внутренних противоречий тяжело достичь единого и эффективного результата. Удастся ли новому генеральному секретарю поменять ситуацию в лучшую сторону?

Во-вторых, в организации сильно соперничество трех полюсов: арабских участников, России и Ирана. Причем год от года эта борьба за пальму первенства на международных газовых рынках все сильнее отражается на уровне топливно-энергетического сотрудничества названных стран между собой.

В-третьих, необходима серьезная поддержка высшего руководства страны, чтобы ее авторитет в рамках Форума был стоящим. Если этого лоббирования на самом высоком уровне не будет, то ждать чудес не стоит. Огромные запасы сырья еще не означают того, что страну будут уважать мощные визави.

Входящие в Форум государства имеют не только внушительные запасы природного газа (более 60% всех доказанных запасов в мире), но и достаточно высокие показатели экспорта.

Как видно из таблицы, по данным BP Statistical Review of World Energy 2014, запасы природного газа в Иране превышают российские. При всем уважении к авторитетному изданию все же допускаю, что это спорный момент, поскольку свежая статистика часто бывает немного завышена и в последующем указанные данные пересматриваются.

Тем не менее и Россия, и Иран долгие годы не дают никому усомниться в том, что именно на их территориях залегают самые большие запасы «голубого топлива».

Замыкает тройку мировых лидеров по запасам сырья небольшой по площади и населению Катар, который сегодня является одним из основных конкурентов России и Алжира на газовом рынке Европы.

Запасы остальных участников ФСЭГ заметно уступают названному трио.

Что касается экспорта, то Россия серьезно опережает остальных участников, поставляя основной объем сырья трубопроводным способом в страны дальнего зарубежья.

Обложенный санкциями Иран, несмотря на огромные запасы сырья, не способен реализовать большие его объемы на внешних рынках, что серьезно замедляет темпы роста иранского хозяйства.

В свою очередь, Катар экспортирует большое количество сырья (преимущественно морским путем с помощью специальных танкеров-метановозов), что позволяет эмирату доставлять свое сырье на различные рынки, включая Северную и Южную Америку, Европу и Азию.

Стоит выделить Алжир, который также входит в число ведущих поставщиков природного газа, поставив около 26% импортируемого Европой СПГ в 2013 году. Для сравнения: в названном году Катар обеспечил около 45% европейского импорта.

В 2012 году ОАЭ вошли в Форум, поэтому монархия будет интенсифицировать нынешние объемы поставок сжиженного природного на внешние рынки (7,4 млрд куб м. в 2013 году) за счет строительства нового плавучего регазификационного терминала (предполагаемая мощность – около 34 млн куб м. в сутки) возле эмирата Фуджейра. В Дубае приемный терминал был введен в эксплуатацию в 2010 году.

Внутреннее потребление газа в ОАЭ, как и в соседних государствах, растет, причем потребление превышает добычу: в 2013 году страна добыла 56 млрд куб м., а потребила почти 68,3 млрд куб м. Экспортные объемы в основном идут из соседнего Катара, который поставляет в ОАЭ 17,8 млрд куб м. сырья по трубе и около 1 млрд куб м. в виде СПГ.

В будущем ФСЭГ может получить еще одного члена. По данным казахских источников, Астана ведет переговоры с секретариатом ФСЭГ по вопросу возможного присоединения Казахстана к Форуму (в настоящее время страна является наблюдателем), однако этот процесс затяжной и его результат будет зависеть от многих фактором, в том числе от положения дел на различных газовых рынках.

Таким образом, перспективы организации вполне конкретны. Прежде всего, закрепление имеющихся позиций путем проведения 3-его саммита, а также увеличения числа участников.

Конечно, российская сторона ожидает положительных итогов грядущей встречи на высшем уровне, но пока приходится констатировать, что Форум не оправдывает тех ожиданий, которые на него возлагались, несмотря на проведение двух встреч на высшем уровне в 2011 году в Дохе и 2013 году в Москве.

На московской встрече Катар, ОАЭ, Оман, выступающие против интересов России, были представлены лишь руководителями энергетических ведомств, хотя формально мероприятие носило статус саммита глав государств и правительств. Как представляется, столь скромное участие со стороны арабских монархий было обусловлено рядом факторов:

  • продолжающимися напряженными политическими отношениями с Россией со времен «арабской весны»;
  • низким уровнем инвестиционного партнерства с нашим государством;
  • острой конкуренцией с Москвой на газовых рынках.

По итогам второго саммита ФСЭГ все же была принята совместная декларация, подписанная всеми участниками мероприятия. В документе отмечена поддержка существующей формулы привязки цен на газ к ценам на нефть и приоритет долгосрочных контрактов на поставку газа в финансировании крупномасштабных газовых проектов.

Безусловно, в обозримой перспективе российская сторона ожидает положительных результатов деятельности Форума, но пока приходится констатировать, что в целом ФСЭГ едва ли реализовывает ожидания Кремля. С учетом данного факта России необходимо добиваться минимизации арабского влияния и увеличения собственного авторитета в рамках этой организации.

Начало этому положено. В мае с.г. И.И. Сечин, президент «Роснефти», ответственный секретарь Комиссии при Президенте России по стратегическому развитию ТЭК и экологической безопасности, провел рабочую встречу с генеральным секретарем Форума. В ходе переговоров стороны обсудили взаимодействие компании, получившей право экспортировать СПГ после вступления в силу с 1 декабря 2013 года новой редакции закона об экспорте газа, с ФСЭГ. Кроме того, были намечены перспективы формирования условий для реализации совместных проектов в странах организации, в том числе в Иране.

Как ожидается, следующий саммит Форума пройдет в Тегеране, который, как и арабские монархии, не заинтересован в усилении российских позиций на рынках сбыта. В этой связи России стоит внимательно оценить рентабельность возможных сделок и лоббировать собственные интересы на самом высоком государственном уровне в рамках грядущего саммита.

52.25MB | MySQL:103 | 0,470sec