Война в секторе Газа: промежуточные итоги

На исходе субботы премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и министр обороны Моше (Буги) Яалон провели пресс-конференцию, посвященную решению кабинета министров начать вывод израильских войск из сектора Газы. Таким образом, могло сложиться впечатление, что закончен очередной виток кажущегося бесконечным израильско-палестинского вооруженного противостояния вокруг сектора Газы.

Уместно напомнить, что в эти дни исполняется 9 лет со времени ликвидации еврейских поселений сектора Газа, осуществленной в рамках программы «Размежевание» правительством Ариэля Шарона. За минувшие годы сектор Газа превратился, по сути, в самостоятельное государственное образование, управляемое исламистским движением ХАМАС, которое не признает права еврейского государства на существование в каких бы то ни было границах, открыто декларируя своя стремление создать вместо него исламское государство. Полностью контролируя сектор Газа, ХАМАС использовал все доступные ему ресурсы и, в первую очередь, гуманитарную помощь, щедро выделяемую международным  сообществом и отдельными государствами жителям палестинского анклава, на построение военной машины, способной стать стратегической угрозой Израилю. Несмотря на кровопролитный конфликт между шиитами и суннитами на Ближнем Востоке, суннитский ХАМАС получает военную поддержку со стороны шиитского Ирана, использующего Газу в качестве одного из передовых форпостов против еврейского государства.

Несмотря на то, что ХАМАС имеет определенную – хотя и ограниченную – легитимацию на международной арене (например, Россия, являющаяся постоянным членом Совета Безопасности ООН, не рассматривает ХАМАС как террористическую организацию) и постоянного финансового спонсора в лице Катара, положение исламистского государственного образования в секторе Газа резко ухудшилось и даже стало критическим в связи с отстранением от власти президента-исламиста М.Мурси в Египте. Нынешний египетский режим во главе с президентом из военных А.Ф.ас-Сиси открыто враждебен к ХАМАСу. Попытка выйти из этой критической ситуации и толкнула ХАМАС и союзную ему группировку «Исламский джихад» на нынешний круг вооруженного противостояния с Израилем.

За истекшие после ухода Израиля из сектора Газы годы ХАМАС сумел создать военную машину, располагавшую двумя основными козырями:

  • Впечатляющим арсеналом ракетных вооружений ближнего и среднего радиуса действия, благодаря которому под обстрелами оказалась большая часть территории Израиля и подавляющее большинство населения страны.
  • Система подземных туннелей, имеющая выходы на территории Израиля и позволяющая группам хамасовского спецназа внезапно появляться в тылу израильских войск и в гражданских израильских населенных пунктах, расположенных вдоль границы с сектором Газа.

Оба эти козыря были пущены в ход, что заставило израильскую армию начать полномасштабную операцию по ликвидации прямой военной угрозы гражданскому населению страны. Израильская противоракетная система «Железный купол» показала себя в этой войне с самой лучшей стороны, сведя к минимуму жертвы и разрушения от непрерывно сыпавшихся на Израиль на протяжение более, чем месяца ракет. Вступление израильских войск на территорию сектора Газа привело к обнаружению и разрушению значительной части подземных туннелей, на строительство которых ХАМАСом были потрачены колоссальные средства. Израильтяне уничтожили значительную часть боевиков элитных подразделений ХАМАСа. Лидеры организации оказались загнанными в подземный город бункеров, созданных для их безопасности. Поскольку исламисты активно использовали гражданское население в качестве «живого щита», израильская армия, стремившиеся избежать ненужных жертв из числа некомбатантов, потребовали от жителей целых кварталов покинуть свои дома, после чего эти кварталы стали ареной боев, практически полностью разрушивших их. Количество внутренних беженцев в секторе Газа и масштабы разрушений таковы, что там заговорили о второй «Накбе», подразумевая под первой «Накбой» (т.е. Катастрофой) поражение арабов в войне с евреями в 1947 – 1949 гг.

В этих условиях руководство Израиля должно было принять решение, сводившееся к двум альтернативам:

  • Либо полностью оккупировать сектор Газа, уничтожить власть ХАМАСа и восстановить израильское присутствие в этом районе.
  • Либо свернуть операцию.

Большинство израильтян выступают однозначно против сворачивания операции до полной ликвидации ракетной угрозы и угрозы проникновения боевиков на территорию Израиля по подземным туннелям. В этой связи было объявлено, что операция не прекращается, что соглашения о прекращении огня не будет. Израильская армия просто перегруппируется и отведет свои силы туда, куда сочтет для себя это удобным.

Особую проблему представляли собой двое израильских военнослужащих, тела которых не были обнаружены, и относительно которых существовало подозрение, что они (или их тела) находятся в руках боевиков ХАМАСа. Зная об особой чувствительности израильтян к освобождению своих пленных соотечественников и погребению своих погибших, ХАМАС всеми силами – но безуспешно пытался захватить в плен израильского солдата (или гражданское лицо) или хотя бы завладеть трупом. Однако на этот раз сценарий, знакомый по делу Гилада Шалита, не сработал. Главный военный раввин полковник Рафи Перец официально объявил «погибшим, место погребения которого неизвестно» сперва сержанта бригады «Голани» Орона Шауля, а затем (на исходе минувшей субботы) – младшего лейтенанта бригады «Гивати» Гадара Гольдина (как выяснилось, родственника министра обороны Моше Яалона). Таким образом, было снято серьезное препятствие на пути вывода израильских войск из сектора Газа.

Пока не ясно, во что это выльется конкретно. Жителям севера сектора Газа, которым израильтяне ранее приказали оставить свои дома, было разрешено вернуться. Возможно, израильская армия намерена оставить под своим контролем так называемый «Филадельфийский коридор», тянущийся вдоль границы сектора Газа с Египтом. Следует отметить, что, согласно Норвежским соглашениям, «Филадельфийский коридор» должен был оставаться в руках Израиля, однако 10 сентября 2005 года Ариэль Шарон вывел из него израильские войска в рамках программы «Размежевание». В ходе недавних боев ЦАХАЛ снова заняли этот стратегически важный коридор.

Очевидно, что на этом этапе высшее руководство Израиля не заинтересовано в уничтожении исламистского государственного образования в секторе Газа, что заставило бы еврейское государство взять на себя ответственность за благосостояние многочисленного и враждебного Израилю местного населения. Израильские лидеры предпочитают отложить решение этой болезненной проблемы на потом в расчете на то, что понесший тяжелейший урон ХАМАС, не сумевший добиться ничего, что он смог бы выдать за своя победу, какое-то время (по возможности, достаточно долгое) не будет беспокоить израильтян. Однако война еще не закончена и не исключено, что события будут разворачиваться таким образом, что у израильского правительства не будет иного выхода, как восстановить полный и постоянный контроль над сектором Газа.

52.23MB | MySQL:103 | 0,626sec