Слушание Конгресса США по общей ситуации в Афганистане и результатам программ помощи США

19 июля состоялось слушание Комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США, посвященное анализу общей ситуации в Афганистане, а также итогам реализованных США программ помощи и взаимодействия в стране. Председатель подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки Рос-Лейтинен начала свою вступительную речь со слов, что целью данного заседания является оценка усилий США по нормализации ситуации в Афганистане и эффективности использования бюджетных средств.

«Вынесли ли мы какие-либо уроки из ситуации в Ираке? Нам по-прежнему необходимо научиться рационально использовать деньги»– заявила Рос-Лейтинен. По ее словам, в настоящее время стало гораздо сложнее следить за распределением денег в Афганистане, в то же время правительство Афганистана не способно самостоятельно распоряжаться деньгами и инфраструктурой. Цели  ряда организаций, реализующих программы помощи и взаимодействия на территории страны, довольно амбициозны и затратны, в то время как Афганистан не может самостоятельно поддерживать их работу.

Большой неконтролируемый поток финансов также способствовал  росту коррупции среди афганского правительства. В настоящее время единственным возможным сценарием для Афганистана является сохранение его зависимости от доноров, однако это плохо как для самого Афганистана, так и для США.

«Пришло ли время Конгрессу произвести оценку своей деятельности и приступить к реализации реформ? Безусловно, да», – добавила г-жа председатель.

Все обсуждения базировались на двух озвученных докладах: первый был сделан Счетным управлением Соединенных Штатов Америки (US Government Accountability Office, GAO), а второй – Специальным Генеральным Инспектором по восстановлению Афганистана Джоном Сопко.

Согласно отчету Счетного управления, начиная с 2003 года США столкнулись с рядом проблем, мешающих проведению программ помощи и развития в Афганистане. Среди этих факторов можно назвать проблему безопасности, коррупцию, неспособность правительства Афганистана обеспечить основные нужды граждан и грамотно распределить получаемые средства. Что касается непосредственно реализуемых программ, США наряду с международным сообществом сосредоточили свои усилия на таких сферах как укрепление политических институтов Афганистана, развитие экономики и инфраструктуры страны, укрепление афганской армии.

Что  касается проблемы безопасности, еще в 2009 году США и союзники разместили дополнительные войска в Афганистане с целью борьбы с экстремистами. Если рассматривать ситуацию с точки зрения общего количества атак на коалицию Запада, афганскую армию и мирных жителей, то можно сказать, что ситуация в стране улучшилась. Однако количество ежедневных атак значительно возросло по сравнению с 2009 годом.

С 2002 по 2013 года агентства США выделили более 62 млн долларов на укрепление внутренней безопасности Афганистана  повышение эффективности его вооруженных сил. Согласно недавнему анализу, было установлено, что продолжение данной программы поддержки будет ежегодно обходиться США в 18 млн долларов, что вызывает вопрос о рациональности использования средств.

Коррупция в Афганистане сохраняется на высоком уровне, подрывая безопасность страны и веру граждан в эффективность правительства. В 2013 году агентство Transparency International оценила показатель уровня коррупции в Афганистане как один из худших в мире. Страна по-прежнему сильно зависит от США и прочих иностранных доноров, при этом средства распределяются крайне неэффективно. В то же время США не удалось выработать антикоррупционную стратегию, благодаря которой удалось бы снизить масштаб данной проблемы. Более того, Вашингтон ответственен за процветание коррупции в Афганистане еще и по той причине, что изначально прибегал к помощи полевых командиров с целью уменьшить влияние талибов и «Аль-Каиды». Полевые командиры в свою очередь зачастую использовали средства США для укрепления своей политической силы и улучшения собственного экономического положения.

В 2010 году США  выделили 470 млн долларов на укрепление политических институтов Афганистана, подготовку специалистов, ответственных за рациональное использование ресурсов. В 2010 году эта сумма превысила 1,4 млрд долларов, однако нет никаких документов, подтверждающих как именно данные средства были расходованы. Начиная с 2011 года, выделением средств и контролем над их использованием занималось Агентство международного развития США (АМР США), что является подтверждением того, что Администрация президента услышала рекомендации Конгресса США, однако АМР США далеко не всегда правильно оценивало риски при предоставлении финансовой помощи тем или иным лицам и группам в Афганистане.

В целом, с 2002 по 2013 год Америка выделила 23 млрд долларов на развитие проектов в Афганистане, которые были реализованы через  АМР США, Департамент обороны и Администрацию президента. Изучив текущие проблемы и результаты программ,  Счетное управление выработало ряд рекомендаций для организаций, реализующих проекты в Афганистане.

Одной из основных рекомендаций является создание общей базы данных организаций с целью избежания дублирования программ и, следовательно, неэффективного использования бюджетных средств.  Так, например, еще в 2008 году Департамент обороны обязался предоставить информацию по своим проектам строительства дорог в Афганистане АМР США, однако так и не сделал этого. В результате по настоящее время так и не существует полноценной базы данных по объектам инфраструктуры. Подобная проблема прослеживается во всех сферах оказываемой помощи, в то время как вопрос отсутствия единой базы данных становится лишь критичнее. В связи с этим Конгресс требует от агентств и фондов, ведущих деятельность в Афганистане, делиться друг с другом информацией по реализуемым проектам.

В мае 2014 года президент Б.Обама объявил, что США сохранят свое военное присутствие в Афганистане до конца 2016 года, оставив там около 10 000 своеннослужащих. В то же время Обама заявил, что США продолжит оказывать финансовую помощь  Афганистану в последующие два года. Данные заявления вызвали довольно бурную реакцию в обществе и Конгрессе, поскольку вопрос финансирования непосредственно связан с подотчетностью распределения средств.

Специальный генеральный инспектор по восстановлению Афганистана Джон Сопко также начал свое выступление с общих данных по объемам оказываемой Афганистану финансовой помощи. По его данным, общие затраты к апрелю 2014 года составили 103 млрд долларов. США и дальше продолжат оказание помощи Афганистану в рамках  программы «Десятилетие трансформации» (программа рассчитана на период с 2015 по 2024 год).

По мнению Сопко, 2014 год стал переломным этапом в судьбе Афганистана, поскольку прошли президентские выборы, означающие новый этап в истории страны. Несмотря на это, Афганистан по-прежнему нестабилен и имеет множество проблем, мешающих его нормальному развитию. Что касается проблем, то помимо тех, что были обозначены в докладе Счетного управления, Джон Сопко назвал наркотрафик и контрактную службу специалистов разного уровня.

Согласно полученным данным, в настоящее время афганские фермеры выращивают больше опиума, чем когда-либо в истории страны. Доход от опиума составляет  около 3 млрд долларов, что равноценно 15 процентам ВВП страны в 2013 году. Наркоторговля способствует росту «черного рынка», коррупции, разрастанию криминальных сетей и укреплению финансовых возможностей талибов. Именно производство опиума и наркоторговля являются основными факторами, представляющими угрозу всей деятельности мирового сообщества, направленной на восстановление Афганистана.

Среди деятельности агентств США по борьбе с наркотрафиком можно выделить поддержку сельского хозяйства в Афганистане, уничтожение маковых полей и нарколабораторий, активное сотрудничество с пограничными странами с целью пресечения международной торговли опиумом и героином. Тем не менее, данных усилий недостаточно.

«Можно назвать три возможных сценария для Афганистана по завершению трансформационного периода: успешное современное государство, государство под властью повстанцев или криминальное государство, являющимся центром наркотрафика,» – подытожил Джон Сопко.

Основные вопросы председателя и конгрессменов касались коррупции, эффективности распределения средств и дублирования программ помощи и взаимодействия. Единственный вопрос, оставшийся без ответа, прозвучал от председателя Рос-Лейтинен: «Что необходимо сделать Конгрессу для того, чтобы средства расходовались эффективно?»

В целом, можно отметить, что в своем большинстве выделяемые США средства на развитие Афганистана используются нерационально в связи с дублированием программ, отсутствием подотчетности, высоким уровнем коррупции. Наркоторговля также остается ключевой проблемой на пути создания стабильного и безопасного афганского государства.

52.12MB | MySQL:103 | 0,616sec