Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (4 — 10 августа 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и зоне палестино-израильского конфликта. В Ираке вооруженные силы США начали наносить авиационные удары по боевикам группировки «Исламское государство» (ИГ). По предварительной информации, Израиль и радикальное палестинское движение ХАМАС приняли предложение Египта об очередном перемирии сроком на 72 часа.

Военная обстановка в Ираке имеет тенденцию к дальнейшему обострению. Силы боевиков «Исламского государства» развивают наступление на позиции курдских сил пешмерга на севере страны в районах с преимущественно курдским населением. Под контроль ИГ перешла местность, где проживает религиозное меньшинство курды-езиды, а также иракские христиане. Экстремисты блокировали в горном районе Синджар до 50 тыс. беженцев, в основном из числа езидов. Эти люди остро нуждаются в воде, продовольствии и медицинской помощи. По проделанному коридору до 20 тыс. беженцев удалось вывести на территорию соседней Сирии. Боевики ИГ захватили несколько городов на севере Ирака, и вышли на подступы к Эрбилю — столице иракской курдской автономии. Также экстремисты захватили крупнейшую в стране плотину и ГЭС к северу от Мосула. Попытки командования пешмерга перейти в контрнаступление особого успеха пока не имеют. На помощь иракским курдам прибывают бойцы Курдской демократической партии (из Сирии) и Рабочей партии Курдистана (из Турции). Сообщается о возобновлении военного сотрудничества между Багдадом и Эрбилем в интересах борьбы против вооруженных формирований «Исламского осударства». Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики отдал распоряжение об оказании силам пешмерга авиационной поддержки. Иракские самолеты и вертолеты уже наносят удары по боевикам ИГ на севере страны. Кроме того, правительство Ирака поставило курдам партию стрелкового оружия, боеприпасов и снаряжения.

8 августа США начали в Ираке гуманитарную операцию по оказанию помощи блокированным беженцам. Американские самолеты сбрасывают им воду, продовольствие и медикаменты. В этот же день авиация США нанесла первые удары по боевикам ИГ вблизи Эрбиля. 9 и 10 августа удары с воздуха были продолжены. Командование ВС США сообщает об уничтожении групп боевиков и тяжелой техники. Президент Б. Обама заявил, что он «одобрил целевые авиационные удары, где это будет необходимо», подчеркнув их ограниченный характер и заявив, что «не позволит втянуть США в новую войну». По словам главы Белого дома, опасность геноцида вынудила Америку вмешаться в ситуацию. Кроме того, правительство Ирака обратилось к США за помощью. В опасности оказались и американцы, работающие в Ираке. По заявлениям Обамы, нанесение ударов по боевикам ИГ в Ираке – это «долговременный проект». Также было заявлено, что пока в Ираке не будет сформировано новое правительство с участием различных политических сил, военная помощь США ограничится ударами, которые защищают американский персонал и помогают разрешить гуманитарную ситуацию в районе Синджар.

В нанесении ударов по боевикам ИГ принимают самолеты F/A-18, базирующиеся на авианосце «George H.W. Bush», находящемся в Персидском заливе, а также ударные беспилотные летательные аппараты. В операции готов принять участие авианосец «Carl Vinson». В то же время эксперты отмечают, что ограниченные авиационные удары по отдельным целям противника без прямого участия специально подготовленных для борьбы с партизанами частей регулярной армии, в том числе спецназа, не приведут к изменению военной ситуации в Ираке. Однако Обама жестко исключил возможность направления в эту страну сухопутных войск США, в то время как иракская правительственная армия и, как показали последние события, курдские силы пешмерга в их нынешнем состоянии не способны вести наступательные действия с решительными целями против боевиков «Исламского государства».

8 августа Совет Безопасности ООН осудил последние нападения исламистов в Ираке и призвал международное сообщество помочь этому государству, «сделать все возможное для того, чтобы смягчить страдания населения, затронутого конфликтом в Ираке». Помощь Ираку, в том числе гуманитарную, оказывают Великобритания, Франция и другие страны. Глава МИД России С. Лавров и госсекретарь США Дж. Керри в ходе телефонного разговора высказали озабоченность резко обострившейся обстановкой в Ираке, выразили поддержку иракским властям в борьбе с боевиками ИГ, подчеркнув «важность скоординированных, без двойных стандартов, усилий международного сообщества в противодействии терроризму».

Напряженная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. 8 августа после окончания 72-часового перемирия боевики радикального палестинского движения ХАМАС, отказавшегося продлевать режима прекращения огня, вновь стали обстреливать ракетами Израиль, который соглашался на продление перемирия. В ответ израильская авиация наносила удары по объектам противника в секторе Газа. Вместе с тем, отметим, что интенсивность обмена ударами, равно как и число жертв были значительно ниже по сравнению с периодом до временного перемирия.

Отказ от продления перемирия ХАМАС мотивировал тем, что израильтяне требуют разоружения боевиков палестинских группировок в Газе. Палестинцы также настаивали на снятии блокады анклава, обеспечении свободы передвижения грузов и людей в сектор Газа. Египет, выполняющий посредническую функцию между конфликтующими сторонами, пытается возобновить переговорный процесс. По информации из Каира, вечером 10 августа палестинцы и Израиль дали согласие на новое перемирие сроком на 72 часа «без предварительных условий» с 00 часов 11 августа.

В Ливане после переговоров при посредничестве авторитетных мусульманских богословов боевики сирийских исламистских экстремистских группировок «Джабхат ан-нусра» и «Исламское государство» 7 августа начали покидать приграничный с САР города Арсаль, который они удерживали в течение шести дней. При уходе из города боевики увели с собой группу заложников. 9 августа ливанская армия восстановила контроль над Арсалем.

В связи с событиями вокруг Арсаля правительство Ливана призвало Францию ускорить поставки вооружения национальной армии согласно контрактам, заключенным между двумя государствами. В свою очередь, король Саудовской Аравии Абдалла выразил готовность выделить 1 млрд долларов для оплаты французских военных поставок Ливану. В Париже сообщили о готовности ускорить передачу вооружения ливанской стороне.

События, связанные с захватом Арсаля боевиками сирийских экстремистских группировок, обострили внутриполитическую ситуацию в Ливане. Оппозиция в лице коалиции «14 марта» обвинила правительство Т. Саляма в неспособности прекратить нелегальный переход сирийских боевиков в Ливан, а также вновь потребовала прекращения участия боевиков ливанской «Хизбаллы» в гражданской войне в Сирии на стороне войск президента САР Б. Асада. Коалиция «8 марта» эти обвинения отвергает и заявляет о вовлеченности оппозиции в сирийские события.

На этом фоне 8 августа в Ливан после трехлетнего пребывания в Саудовской Аравии вернулся С. Харири — глава смещенного в январе 2011 г. правительства и лидер движения «Аль-Мустакбаль». По мнению местных аналитиков, одного из ведущих суннитских политиков подвигла к такому шагу серьезная угроза, нависшая над Ливаном в связи с усилением воздействия на страну сирийского конфликта. Харири уже заявил, что выделяет 15 млн долларов на восстановление Арсаля.

На минувшей неделе силы боевиков «Исламского государства» продолжали наступление на позиции правительственной армии Сирии в северных и северо-восточных провинциях страны. Под ударами исламистов сирийские военные оставили ряд важных объектов в провинциях Ракка и Хасаке. Ожесточенные бои ведутся за авиабазу Табка – последний оплот армии Асада в провинции Ракка. Боевики ИГ атакуют позиции правительственных войск в провинциях Хама и Алеппо. Как отмечают аналитики, формирования ИГ хорошо вооружены и мобильны. Они со знанием дела применяют попавшую в их руки бронетехнику, артиллерийские орудия крупного калибра и реактивные системы залпового огня (РСЗО).

10 августа впервые в истории Турции прошли прямые выборы президента республики. Ожидается, что 11 августа будут сообщены их предварительные итоги, а 15 августа турецкий ЦИК объявит официальные результаты голосования. В президентских выборах принимали участие три кандидата. Правящая в Турции Партия справедливости и развития выдвинула кандидатуру премьер-министра страны Р. Т. Эрдогана. Оппозиционная Народная республиканская партия выдвинула кандидатом экс-главу Организации исламского сотрудничества Э. Ихсаноглу. Третьим кандидатом на пост главы государства был председатель прокурдской Партии мира и демократии С. Демирташ. Ожидается, что после своего избрания президентом республики Р. Т. Эрдоган предпримет шаги по изменению турецкой конституции с целью расширения реальных прав главы государства. По предварительной информации, Р. Т. Эрдоган одержал победу на выборах, получив примерно 52 процента голосов избирателей.

8 августа кандидаты в президенты Афганистана А. Абдулла и А. Г. Ахмадзай подписали соглашение о создании правительства национального единства. С этой целью будет создана специальная комиссии с участием представителей обоих политиков. Посредником на переговорах между Абдуллой и Ахмадзаем выступал посетивший Кабул 7 августа госсекретарь США Дж. Керри. Тем временем продолжается пересчет голосов второго тура выборов, который состоялся 14 июня.

Международные силы содействия безопасности (МССБ) в Афганистане временно прекратили деятельность по обучению и консультированию афганских сил в связи с недавним убийством в Кабуле афганским гражданином американского генерала Г. Грина, ранением немецкого генерала М. Бартшера и ещё солдат из стран НАТО. Ответственность за нападение взяло на себя движение «Талибан». Ожидается, что МССБ возобновят взаимодействие с афганскими силовиками после того, как личный состав последних пройдёт проверку на благонадёжность.

Сложная, нестабильная обстановка сохраняется в Ливии. В столице страны Триполи с 13 июля не прекращаются бои за международный аэропорт между контролирующей его «Зинтанской бригадой» и исламистскими формированиями, главным образом отрядами из города Мисурата. За время боев число погибших достигло 200 человек, сотни человек получили ранения. Бои между силами отставного генерала Х. Хафтара и исламистскими группировками «Ансар аш-шариа» и «Революционный совет Бенгази» продолжаются на востоке страны в районе города Бенгази. Как в Триполи, так и в районе Бенгази конфликтующие стороны активно применяют артиллерию, РСЗО, танки.

4 августа депутаты нового парламента Ливии призвали все противоборствующие силы в стране к серьезному диалогу для преодоления политического хаоса. Спикером парламента 5 августа были избран А. С. Ису, который на протяжении длительного времени работал в судебных органах.

В Египте Административный суд Каира 9 августа вынес решение о роспуске «Партии свободы и справедливости» — политического крыла ассоциации «Братьев-мусульман, запрещенной осенью в 2013 г. В Каире в этот же день прошли демонстрации сторонников исламистов, участники которых «выкрикивали лозунги в поддержку ХАМАСа и проклинали египетскую армию».

В Женеве 7 августа прошла встреча высокопоставленных представителей США и Ирана по ядерной программе Тегерана. Сообщается, что её участники обсудили вопросы, связанные с объемами производимого в ИРИ ядерного топлива и иранскими атомными исследованиями. В Госдепартаменте США отметили, что делегации двух стран «провели очень конструктивную дискуссию». В Вашингтоне рассчитывают на проведение очередного раунда переговоров между Ираном и «шестеркой» международных посредников к началу осени текущего года.

Приложение

О строительстве Эфиопией плотины на Голубом Ниле

В апреле 2011 г. Эфиопия начала сооружение плотины и ГЭС на севере страны на реке Голубой Нил (одном из двух главных притоков Нила) недалеко от границы с Суданом. Проект получил амбициозное название «Великая эфиопская плотина возрождения» (ВЭПВ) или «Плотина Тысячелетия». Мощность строящейся ГЭС, которая станет крупнейшей в Африке, составит 6 тыс. мегаватт. Высота бетонной плотины составит 170 м, а ее длина – 1800м. Будет создано водохранилище площадью 1680 кв. км, которое вместит 74 млрд куб. м воды. Водохранилище планируется заполнить в течение 5-6 лет. Проектные работы были выполнены итальянской компанией Salini Costruttori. Она же и осуществляет строительство объекта. Общая стоимость проекта составляет примерно 5 млрд долларов, из которых 1,8 млрд долларов вложили банки Китая, а остальное финансирование Эфиопия осуществляет самостоятельно, для чего правительство выпустило специальные облигации, которые население заставляют покупать. Кроме того, Эфиопия подписала 11 контрактов на общую сумму 329 млн долларов на строительство линий электропередач, подстанций, консалтинговую поддержку и пр. К настоящему времени на стройке выполнено примерно 30 процентов от запланированного объема работ. Так, уже полностью изменено русло Голубого Нила, что необходимо для сооружения плотины ГЭС (по завершении работ река снова будет пущена по естественному руслу). Строительство ВЭПВ должно завершиться в июле 2017 года.

Ввод в строй гидротехнического комплекса и ГЭС поможет решить многие проблемы современной Эфиопии, в том числе обеспечить страну в полной мере электроэнергией. Ведь на сегодняшний день примерно 80% эфиопов не пользуется электричеством. При положительном исходе данного проекта планируется возведение еще нескольких дамб и гидроэлектростанций. Эфиопия также получит возможность экспортировать электроэнергию в соседние страны, что, позволит получать солидную валютную прибыль и, безусловно, будет способствовать росту политического влияния Аддис-Абебы в зоне Африканского Рога, что отвечает внешнеполитическим амбициям эфиопского руководства по превращению страны в нового регионального лидера. Возведение плотины направлено и на создание реального и эффективного инструмента политического воздействия на Судан и Египет. В целом в Эфиопии считают возведение ВЭПВ национальной гордостью и символом возрождения государства после изнурительных засух 1980-х – 1990-х гг., сопровождавшихся голодом.

Нил и его притоки протекают по территории 11 стран, однако строительство плотины затрагивает лишь три из них: Эфиопию, Египет и Судан. Эфиопия является обладателем 85% всех водных ресурсов Нила. Вместе с тем, проекты по сооружению ГЭС в странах, расположенных выше Египта по течению Нила, всегда вызывали крайне негативную реакцию в Каире. Особенно проекты по перегораживанию Голубого Нила, ибо 85% воды, которая течет через северную часть Судана и Египет – это вода Голубого Нила. Сооружение эфиопской плотины с растущей озабоченностью воспринимается в Египте, где серьезно обеспокоены возможными негативными последствиями этой стройки. Прежде всего, речь идет об угрозе коренного изменения водного баланса в бассейне Нила, причем явно не в пользу АРЕ, что грозит очень тяжелыми последствиями для экономики и жизни населения страны, самому существованию египетского государства. Особо подчеркивается, что эфиопы начали строить плотину, не проконсультировавшись предварительно с Египтом, а само строительство ведется в «условиях почти полной секретности», чтобы «вплоть до последней минуты строительства скрыть истинные последствия ввода в эксплуатацию этого объекта для региона».

Тревоги Каира далеко не безосновательны. Никто всерьёз не отрицает, что эфиопская ГЭС значительно истощит водные ресурсы Нила вниз по течению, а Нил обеспечивает Египет водой на 95%. Сейчас АРЕ получает около 70% стока нильских вод, что превышает его квоту примерно на 20 млрд куб. м, а к 2050 г., когда по прогнозам население Египта составит 150 млн человек, стране потребуется дополнительно еще 21 млрд куб. м воды. В то же время количество поступающей воды будет ограничено плотиной. Эксперты отмечают, что после завершения постройки ВЭПВ Египет в течение шести лет, которые отведены на заполнение водного резервуара, будет получать в среднем на 30% меньше от своей ежегодной нормы, а после этого – на 20%, при этом выработка электроэнергии Асуанской ГЭС уменьшится на 40%. Страна может лишиться 60% земель сельскохозяйственного назначения.

В ответ в Аддис-Абебе заявляют: «Позиция Египта непонятна, а его опасения не имеют под собой почву… В любом случае нет никакого смысла требовать прекращения строительства плотины, это не подлежит переговорам». В то же время Эфиопия предупреждает, что АРЕ и Судану в течение нескольких лет придется терпеть ограничения в потреблении воды, пока водохранилище ВЭПВ полностью наполнится. По мнению экологов, Эфиопия не только не оценила потенциальное негативное воздействие плотины на окружающую среду, но и не просчитала долгосрочные риски влияния изменения климата на социальное развитие региона. Тем не менее, Аддис-Абеба твердо настроена реализовать проект «Великой плотины».

До недавнего времени международно-правовой режим регулирования водозабора вод Нила основывался на договорах 1929 г. между Египтом и Великобританией (Лондон тогда выступал от лица Судана, Кении, Танзании и Уганды) и египетско-суданском договоре 1959 г. По договору 1929 г. Египет получал право вето на любые проекты, которые могли бы повлиять на его интересы, но при этом сам мог осуществлять водные проекты на Ниле без согласования с другими странами бассейна реки. Согласно договору 1959 г. Египет ежегодно получал право использовать 55,5 млрд куб. м вод Нила, а Судан – 18,5 млрд. куб. м., что составляло 90% водных ресурсов реки.

Однако с начала 1990-х гг. становилось все более очевидным, что существовавшая договорная база по Нилу не соответствовала новым реалиям, так как лишала принильские страны (кроме Египта и Судана) официально оформленного права на использование водных ресурсов реки для реализации национальных проектов экономического и социального развития.

Роль лидера «обиженных» государств, выступающих за пересмотр соглашений по Нилу, взяла на себя Эфиопия. В 2010 г. Эфиопия, Уганда, Руанда и Танзания подписали в Уганде соглашение об изменении условий распределения вод Нила, которое устанавливало новую процедуру принятия решений простым большинством голосов. Участники соглашения заявили, что далее не намерены мириться с ситуацией, когда Египет препятствовал проведению любых проектов, связанных с нильской водой в странах, расположенных выше по течению реки. Вскоре к соглашению присоединилась Кения, а после получения независимости в 2011 г. – Южный Судан. Египет и первоначально Судан объявили новому соглашению бойкот.

Отметим, что вскоре в вопросе о распределении вод Нила Судан впервые не поддержал Египет, а принял сторону Эфиопии, одобрив строительство плотины. Такая позиция Хартума безусловно была «продиктована прагматичными соображениями. Ему необходима Эфиопия в качестве союзника в очень сложном вопросе выстраивания взаимодействия со своим южным соседом в лице Джубы». Кроме того, политическая и деловая элита Судана видит в реализации эфиопского проекта значительную экономическую выгоду: проект увеличит площадь пригодных для сельского хозяйства земель и обеспечит Судан дешевой электроэнергией.

Для изучения возможных последствий строительства «Великой плотины» была создана трехсторонняя комиссия в составе Эфиопии, Египта и Судана. Неоднократно проходили и двусторонние египетско-эфиопские переговоры. Но все это не привело к каким-либо значимым конкретным результатам. Как заявили в январе 2014 г. в Каире, «эфиопская сторона с упрямством отвергает египетские предложения, связанные с механизмом выполнения рекомендаций Комиссии международных экспертов и отказывается от какого-либо решения, способного сблизить позиции и вывести ситуацию из кризиса, вызванного строительством плотины». Так, Эфиопия отвергла предложение АРЕ уменьшить размер плотины и объем водного резервуара. Столь жесткая позиция Аддис-Абебы в значительной степени объясняется тем, что Египет после свержения в 2011 г. режима Х. Мубарака ослаблен внутренней нестабильностью, усиливающимися экономическими и социальными проблемами.

26 июня 2014 г. на полях саммита Африканского союза в Экваториальной Гвинее состоялась встреча премьер-министра Эфиопии Х. Десаленя и президента Египта А. Ф. ас-Сиси. Два лидера согласились открыть «новую главу» в египетско-эфиопских отношениях, основанную на «открытости, взаимопонимании и сотрудничестве». Достигнута договоренность о создании совместной комиссии, которая изучит все аспекты двусторонних отношений. В то же время, учитывая остроту противоречий между сторонами, прорывных решений по строительству эфиопской плотины вряд удастся достичь.

52.19MB | MySQL:103 | 0,456sec