К вопросу об интернационализации борьбы против джихадистской группировки «Исламское государство»

В Ираке ведется ожесточенная борьба против террористической группировки «Исламское государство», объявившей недавно о создании на части территории Сирии и Ирака «исламского халифата». Это вызов не только христианам, иудеям и езидам, но и подавляющему большинству мусульманского мира, включая шиитов Ирана.

 

Гражданская война на Украине, очередная вспышка израильско-палестинского конфликта несколько оттеснили от центра мирового информационного поля кровавую деятельность  джихадистской группировки «Исламское государство» (ИГ).

Эта террористическая организация стала самой многочисленной вооруженной группировкой в Сирии и Ираке. Она насчитывает в своих рядах свыше 80 тыс. боевиков (50 тыс. – в Сирии, 30 тыс. в Ираке).

Боевики ИГ, воевавшие до последнего времени в Сирии, в начале июня осуществили наступление на северные и западные районы Ирака. К ним присоединились некоторые иракские сунниты, бывшие военные  армии Саддама Хусейна и мелкие террористические группировки, присягнувшие на верность «халифу» ИГ Абу Бакру аль-Багдади. Только в июле в ряды боевиков влилось 800 мятежников и 1,1 тыс. иностранных наемников. Кроме того, прошли военную подготовку еще 6,3 тыс. рекрутов. 80% из них сирийцы, остальные — иностранцы, выходцы из арабских и азиатских стран.

ИГ потребовалось всего несколько недель, чтобы объявить о создании «исламского халифата» на подконтрольных ей территориях в Ираке и Сирии.

Успеху этой группировки способствовала слабость правительственных вооруженных сил Ирака, захват их арсеналов новейшей боевой техники американского производства и захваченные  в иракских банках значительные финансовые средства. Но это не всё. Весь мир шокирован кровожадными, беспощадными и свирепыми методами борьбы с противниками, которыми джихадисты устанавливают свои средневековые порядки. Даже пресловутая «Аль-Каида», от которой и отпочковалась ИГ, выступила против своей «дочки». В феврале 2014 г. лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири официально заявил, что не признает принадлежность ИГ к своей группировке.

ИГ, по некоторым данным, контролирует сейчас 35% территории Сирии и около 30% иракской территории.

Стремясь обеспечить себе поддержку населения, члены ИГ, как и талибы в Афганистане, пытаются наладить снабжение и хозяйственную жизнь городов, восстанавливают разрушенную инфраструктуру. Имитируя власть, они выплачивают служащим зарплату и пособия безработным, собирают налоги. Своим боевикам радикалы выдают жалование по 700 долларов. При этом в жестоком насаждении исламистских средневековых порядков они превосходят афганских талибов.

Практическому уничтожению подверглись сирийские и иракские христиане, езиды, шииты, курды. Реальная угроза возникла и для Ливана, Иордании, Северной Африки. Джихадисты ИГ замахиваются на Египет и Израиль. Главари группировки, обладающие большими финансовыми возможностями, ведут активную работу по увеличению числа «спящих» террористических ячеек в Марокко, Алжире и Тунисе.

По мнению политологов, существует серьезная террористическая угроза для стран, граждане которых воюют в рядах ИГ. Добавим, и не только для этих стран. Недаром, в мире растет осознание реальной угрозы со стороны этой джихадистско-террористической заразы.

Верховный муфтий Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Абдалла аш-Шейх назвал джихадистов «Аль-Каиды» и «Исламского государства» главными врагами ислама. При этом он процитировал суру из Корана, где содержится призыв к убийству исполнителей актов, «пагубно отражающихся на исламе». Действительно, компромиссов с кровожадными фанатиками быть не может – только уничтожение.

Папа Римский Франциск одобрил применение силы против исламистов в Ираке. По словам понтифика, силовые методы следует использовать для защиты представителей религиозных меньшинств от боевиков.

Всемирный еврейский конгресс (ВЕК) и Российский еврейский конгресс (РЕК) призвали всё мировое сообщество, объединившись, остановить «отвратительнейшую волну насилия» по отношению к христианам на Ближнем Востоке.

В Ираке шиитский лидер аятолла Али ас-Систани вновь обратился к иракцам с призывом противостоять боевикам группировки «Исламское государство». Обращение аятоллы зачитал его представитель Абдул-Мехди аль-Карбалаи во время пятничной молитвы в Кербеле. А.ас-Систани также призвал иракских лидеров положить конец разногласиям между ними и как можно скорее сформировать новое правительство.

Иран – центр мирового шиизма – не допускает даже мысли о существовании на своих границах «исламского халифата», покушающегося на шиитов и их святыни. Поэтому Тегеран помогает Багдаду и иракским курдам в борьбе против ИГ оружием и советниками.

Находившийся 24 августа с визитом в Ираке министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф заявил: «Иран был вместе с Ираком с первого дня проведения самозванцами из организации «Исламское государство» терактов против иракского народа… Они, террористы, опасны не только для самого Ирака, но и создают угрозу для всего региона. Мы уже поддерживали наших курдских и шиитских братьев, и точно также будем поддерживать наших братьев-суннитов. Они тоже понесли огромные потери в Ираке от выступлений террористов». Глава иранского МИД, подчеркнув, что ИГ ответственна за «жуткие акты геноцида и преступления против человечности», призвал международное сообщество поддержать Багдад в борьбе против исламистов.

С позицией Тегерана солидарны и в Багдаде, и в Дамаске, и в Анкаре, и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Москве.

Россия возобновила поставки вооружения Багдаду. В начале августа пришло сообщение, что Москва и Багдад подписали контракты на поставку вооружений и военной техники на общую сумму в 1 млрд долларов. В соответствие с ними Россия поставит правительству Ирака четыре тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», по два-три дивизиона реактивных систем залпового огня «Град» и гаубиц «Мста-Б» калибра 152 миллиметра. Напомним, что в июне Россия уже поставила Ираку 5 штурмовиков Су-25, а теперь ведутся переговоры о закупке  10 истребителей Су-27/30.

Германия впервые после Второй мировой войны поставит вооружение в зону боевых действий. Военную помощь борющимся против ИГ иракцам и курдам согласились оказать также, Италия, Нидерланды, Дания, Венгрия, другие страны ЕС.

Глава курдской автономии в Ираке Масуд Барзани, отметив силу и опасность ИГ, заявил, что эта группировка великолепно вооружена, и курды фактически, сражается не с террористической организацией, а с террористическим государством. По его словам, вооружение боевиков «Исламского государства» превосходит вооружение военных формирований иракских властей. И он попросил, чтобы страны ЕС обеспечили бойцов курдских отрядов «пешмерга» тяжелым вооружением, бронетехникой и другим необходимым для ведения боевых действий снаряжением.

Министр обороны США Чак Хейгел также дал характеристику деятельности «Исламского государства» в Сирии и Ираке. Он отметил, что ИГ переросло стадию террористической группировки и превратилось в гораздо более мощную и опасную организацию, способную проводить масштабные наступательные операции с использованием общевойскового вооружения и тактики. Исламисты также выработали агрессивную идеологию, которая позволяет им эффективно вербовать новых членов, в том числе среди граждан ЕС и США. Наиболее крупные успехи за последние два месяца — захват ряда нефтяных месторождений и второго по величине города Ирака Мосула превратили ИГ в самое мощное и богатое экстремистское движение в мире.

Перед лицом этой угрозы, США, как сказал Чак Хейгел, намерены приложить все усилия для ослабления «Исламского государства».

Угроза, исходящая от ИГ, по всей видимости, привела к пониманию Белым домом необходимости налаживания контактов с когда-то (совсем недавно) неприемлемым для Вашингтона президентом Сирии Башаром Асадом. По данным британской газеты The Independent (22.08.2014), Запад ведет сегодня тайные переговоры с сирийским лидером с целью объединения усилий в борьбе с боевиками ИГ в Сирии и Ираке.

Издание утверждает, что США уже оказывают неафишируемую помощь Башару Асаду. Они, в частности, передают разведывательные данные о том, в каком конкретно районе находятся руководители ИГ, а также где именно концентрируются его группировки.

The Independent стало известно о том, что к передаче разведывательных данных действующей власти Сирии подключены и специалисты Федеральной разведывательной службы Германии – BND. Собственно, именно этим издание объясняет недавние успехи сирийской правительственной армии против боевиков ИГ одновременно в нескольких провинциях Сирии.

В Ираке против ИГ действуют несколько антитеррористических сил. Это правительственные войска, которые пока еще не пришли  в себя после скандальных поражений от ИГ и, безусловно, вооруженные силы Ирака нуждаются в кардинальной реформе.

Активны боевые группировки иракских, шиитов, ведомых аятоллой Али ас-Систани. Боевикам в последнее время успешно противостоят курды, причем, как езиды, так и мусульмане. Партизанские отряды курдов-езидов «Батальоны павлинов Ангела» (Катаиб Таус аль-Маляк) провели успешные спецоперации в горах Синджара. После вторжения  ИГ в Синджар в начале августа бойцы сил самообороны сирийских курдов пришли на выручку езидам и занялись подготовкой добровольцев для их партизанских отрядов.

Подразделения «пешмерга» успешно наступают на позиции ИГ в долине Ниневии. Им удалось освободить несколько населенных пунктов в секторе Зумар, к западу от Мосула.

С момента вторжения в Ирак боевиков ИГ в этой стране активизировалась деятельность иранских вооруженных формирований, в первую очередь, спецподразделений Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Хотя в Тегеране это упорно отрицают. Так, глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф заявил в Багдаде, что иранские военнослужащие не участвуют в боевых действиях на территории Ирака. При этом он подчеркнул, что Иран «работает и сотрудничает» с центральным правительством Ирака и курдским правительством в сфере безопасности. Но кто лучше КСИР может работать в этой сфере?

Большую помощь иракцам в борьбе с ИГ оказывают иранские военные специалисты. По некоторым данным, большая группа военных советников из КСИР в высоких воинских званиях содействовала планированию и организации обороны Багдада на случай наступления ИГ. Много иранских советников работает в курдских вооруженных формированиях.

Американцы, по большому счету ответственные за сложившуюся ныне внутриполитическую ситуацию в Ираке, приведшую к военной импотенции иракских властей, предпринимают меры к защите иракцев от исламистских террористов-фанатиков. Речь не идет о возвращении военных подразделений США в Ирак. Соединенные Штаты направили туда своих советников и главное – начали осуществлять авиационно-ракетные удары по позициям ИГ и скоплению боевиков и их военной техники. По данным СМИ, американцы намерены расширить сферу деятельности своих ВВС и на группировки ИГ в Сирии. Как заявил председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси, боевиков ИГ невозможно победить, не сражаясь с ними на территории Сирии. На это высказывание бывший посол США в Саудовской Аравии Чес Фримен заметил, что это может означать необходимость сотрудничества в этом вопросе с Башаром Асадом, в том числе «обмен информацией с противниками ИГ, даже с теми из них, с кем враждуем мы сами».

Вполне возможно, планы по расширению географии боевых ударов американской авиацией — это результат тайных переговоров Вашингтона и Дамаска. В любом случае, удары с воздуха достаточно эффективны. Как заявил официальный представитель Министерства по делам «пешмерга» в  правительстве курдской автономии генерал Холкурд Хикмет, «моральный дух моджахедов [имеется в виду боевики ИГ] падает после бомбардировок с воздуха».

Таким образом, сегодня в Ираке в борьбе против исламистских экстремистов ИГ прямо или косвенно принимает участие, можно сказать, интернационал. Поскольку весь цивилизованный мир не приемлет идеологию воинствующего джихадистского исламизма и практическое воплощение ее в жизнь. Как заявил глава МИД Ирака Хошияр Зибари, группировка ИГ представляет угрозу для всего мира, а не только для этноконфессиональных меньшинств, проживающих на территории Ирака. Мировому сообществу следует оказать Ираку поддержку в борьбе с ИГ, — подчеркнул Зибари. И это справедливое замечание.

Безусловно, нужны решительные совместные действия. Но в первую очередь, как подчеркнул иракский президент Фуад Маасум, «необходимо создать мощную и сильную власть в Ираке» сотрудничающую с курдами, шиитами и суннитами. Новое правительство в Багдаде во главе с Хайдаром аль-Абади, просто обязано не только представлять интересы всех этнических и религиозных групп населения своей страны, но и объединить их перед лицом страшной угрозы.

Вопрос об интернационализации борьбы с ИР был поднят и во время недавнего визита г-на Зарифа в Багдад, где глава МИД ИРИ обсудил с новым премьер-министр Ирака Хейдаром аль-Абади возможность проведения международной операции с целью подавления джихадистской группировки ИГ, воюющей на территории Сирии и Ирака.

Конечно, в несбыточном идеале (что, конечно, — будем реалистами – вряд ли достижимо) иракское правительство могло бы инициировать формирование своеобразного интернационального объединенного штаба по борьбе с исламистскими террористами, куда бы вошли иностранные представители всех сторон, заинтересованных в ликвидации ИГ. Штаб мог бы координировать боевые действия и иракской армии, и курдской «пешмерга», и авиации США, и иранских сил, действующих в Ираке, в том числе, советников, а также всех иностранных поставщиков вооружения и боевой техники для Ирака.

Интернационализация борьбы с ИГ — это объективное требование момента. Завтра может быть поздно.

Да, конечно, глубинные интересы наиболее причастных к иракскому конфликту стран разнятся. США имеют свой взгляд на будущее Ирака, Иран не готов поделиться своим влиянием в соседней стране, Турция озабочена курдским вопросом, Сирия погружена во внутренние распри. Причем, сами эти страны имеют сложные, если не сказать больше, «межличностные отношения».

Но всех их, и в целом мировое сообщество вне рамок этнических, конфессиональных, политических различий должно объединить понимание необходимости именно сейчас покончить с реальной угрозой для цивилизации XXI века. И отложить до общей победы над средневековым варварством решение свои личных политических вопросов.

Группировка «Исламское государство» и созданный ею « исламский халифат» это не проблема одной – двух стран, а угроза всей цивилизации.

52.24MB | MySQL:103 | 0,463sec