Ситуация в Судане и Южном Судане: июль 2014 г.

9 июля Южный Судан отметил 3-ю годовщину со дня достижения независимости на фоне 9-месячной ожесточенной гражданской войны, начавшейся в середине декабря прошлого года и разделившей страну по этническому признаку. В ней сошлись сторонники президента Сальвы Киира (динка) и бывшего вице-президента Риека Машара (нуэр).

Ранее, 9 мая, противоборствующие стороны заключили третье по счету соглашение о прекращении огня и обязались в 60-дневный срок сформировать переходное правительство. Однако как и все предыдущие соглашения, оно осталось лишь на бумаге, хотя интенсивность боев несколько снизилась.

Как заявила 1 июля международная организация «Врачи без границ» (ВБГ), в ходе этой гражданской войны насилие достигло «ужасающего» уровня, никогда не отмечавшегося даже во время 20-летней гражданской войны в прежнем Судане (завершилась в 2005 г.). Как отмечалось в докладе ВБГ, в ходе войны в Южном Судане отмечались даже случаи уничтожения больниц вместе с их пациентами. За последние месяцы ВБГ зафиксировали 4 подобных случая. При уничтожении больниц погибли по меньшей мере 58 их пациентов. В этой войне счет погибших ведется уже на десятки тысяч человек. Свыше 1,5 млн человек стали беженцами. ВБГ работают в Судане уже 30 лет, и им есть с чем сравнивать новый вооруженный конфликт.

7 июля бывший президент Нигерии Олусегун Обасанджо, назначенный в марте с.г. Африканским союзом главой комиссии по расследованию жестокостей, совершенных в Южном Судане, заявил, что стороны конфликта в этой стране должны как можно быстрее вернуться за стол  мирных переговоров, блокированных на тот момент, с тем, чтобы избежать новых смертей и не допустить голода. Он сообщил об обнаружении в районах городов Бенти и Бор двух массовых захоронений людей, а также получении информации о других аналогичных захоронениях. Ранее оба эти города в ходе боев неоднократно переходили из рук в руки. Всякий раз смена контроля над каждым из городов сопровождалась массовыми этническими чистками.

9 июля Южный Судан отметил военным парадом в Джубе День независимости, полученной во многом при содействии США, стремившихся любой ценой ослабить хартумский режим. Произнесенные в тот день пышные официальные речи не могли скрыть главного: страна раскололась по этническому признаку и с каждым днем погружается в хаос. Как предупредила неправительственная организация Oxfam, «Южный Судан переживает в настоящее время самый острый кризис в Африке, где 4 млн человек или трети населения угрожает голод, а помощь может прийти только половине из них».

9 июля президент Южного Судана С.Киир призвал своего оппонента Р.Машара возобновить мирные переговоры. «Хотя силы Р.Машара продолжают атаковать наши позиции, я вновь призываю его принять логику мирного решения конфликта», — заявил он. «Сложите оружие и разойдитесь по домам», — предложил президент повстанцам. Ему ответил из Аддис-Абебы Р.Машар, заявив, что готов к возобновлению переговоров. Одновременно он осудил «тиранию» правительства С.Киира и призвал к санкциям против Джубы.

10 июля Евросоюз ввел символические санкции против руководителей боевыми действиями с обеих сторон южносуданского конфликта, пригрозив, что если в ближайшие недели не будет достигнут прогресс на мирных переговорах, под санкции подпадут и политики с обеих сторон. При этом констатировалось, что несмотря на оружейное эмбарго, обе стороны конфликта проводят активные закупки вооружений. Так, в июле стало известно, что армия Южного Судана получила большие партии оружия из Китая, включая противотанковые ракеты. Как утверждал министр обороны Южного Судана Куол Маньянг Жуук, соответствующий контракт был заключен с государственной китайской компанией China North Industries Corp. (Norinco) в 2012 г., то есть еще до конфликта. Среди поставленного оружия – 100 пусковых установок противотанкового ракетного комплекса HJ-73 и 1200 ракет к ним, свыше 9 тысяч китайских копий автомата Калашникова, свыше 2 тысяч гранатометов, 80 пулеметов, а также боеприпасы.

20 июля сторонники Р.Машара развернули наступление на г.Насир (500 км к северу от Джубы близ границы с Эфиопией), где раньше находилась их штаб-квартира. К исходу дня они взяли его. Эти действия были оценены ООН как «очевидное нарушение» режима прекращения огня. Правительственные войска контролировали Насир с мая.

21 июля бои за Насир (штат Верхний Нил) продолжились. Центр города к этому времени контролировали повстанцы, а правительственные войска удерживали военный городок.

22 июля в Кампале побывала делегация южносуданских повстанцев. Их целью было добиться встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени и потребовать вывода угандийских войск из Южного Судана, где они воюют на стороне Джубы. Глава Уганды не принял делегацию. В Кампале объяснили этот жест тем, что южносуданские повстанцы предварительно не оповестили о направлении их делегации в Уганду.

В июле достаточно бурно развивались события и в Судане. 1 июля стало известно, что власти продолжили кампанию арестов активистов оппозиционных партий. На сей раз за решетку попали семеро активистов партии Суданский конгресс (ПСК), лидер которой Ибрагим аш-Шейх был арестован тремя неделями ранее за критику действий проправительствепнных «Быстрых поддерживающих сил» (БПС). Все аресты были произведены на основании закона о чрезвычайном положении, действующем в штате Западный Кордофан.

В ответ на эти действия властей лидер оппозиционной партии «Реформа сейчас» (ПРС) и бывший советник президента Судана Гази Салахеддин ат-Табани потребовал освобождения активистов ПСК, отметив, что в противном случае будет сорван т.н.национальный диалог.

Президент Судана Омар аль-Башир призвал в январе с.г. оппозицию, а также повстанцев, действующих в Дарфуре, штатах Южный Кордофан и Голубой Нил, принять участие в национальном диалоге. Таким образом он ответил на требования суданцев изменить ситуацию в стране, выраженные в ходе массовых протестных выступлений в сентябре прошлого года. Однако за первой подготовительной встречей, проведенной в рамках этого процесса в апреле, последовали аресты участвовавших в ней лидеров оппозиции, а также гонения на прессу.

ПСК и Компартия Судана отказались от участия в национальном диалоге, поскольку власти не выполнили их предварительного условия – не отменили законы, ограничивающие свободы граждан.

6 июля сотрудники всесильной Национальной службы разведки и безопасности изъяли тираж газеты «Ат-Тайяр», лишь в марте возобновившей выход после двухлетнего запрета. Поводом для конфискации послужила статья, посвященная задержке с началом национального диалога.

Уже 8 июля лидер ПРС Г.С. ат-Табани констатировал, что национальный диалог оказался в тупике, потребовав от властей более жизнеспособную альтернативу. Относительно ее разработки ПРС намеревалась провести консультации с другими партиями оппозиции.

2 июля стало известно о гибели по меньшей мере 22-х человек на границе штатов Восточный Дарфур и Западный Кордофан в столкновениях между племенами хамар и маалия, не поделившими скот. В предыдущих аналогичных столкновениях в мае погибли по меньшей мере 28 человек.

2 июля ООН объявила о начале внутреннего расследования, связанного с выдвинутыми в адрес совместной миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре (ЮНАМИД) обвинениями, согласно которым миротворцы сознательно минимизировали последствия злоупотреблений, совершавшихся суданской армией в Дарфуре. Эти обвинения распространила через ряд СМИ бывшая официальный представитель ЮНАМИД Аиша аль-Басри. Прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда еще в середине июня потребовала от ООН провести расследование относительно обвинений, выдвинутых против ЮНАМИД.

ЮНАМИД численностью 19 тысяч солдат и полицейских была создана шесть лет назад с задачей защищать мирное население Дарфура и обеспечивать доставку гуманитарной помощи. В этом регионе с 2003 года идет противостояние между повстанцами из числа неарабского населения и представляющими арабскую элиту центральными властями. В результате этого конфликта, по данным ООН, погибли по меньшей мере 300 тысяч человек, около 2 млн стали беженцами.

2 июля повстанцы из действующего в штате Южный Кордофан Суданского народно-освободительного движения – Север (СНОД-С) объявили, что несколькими днями ранее сбили боевой вертолет правительственной армии. Одновременно они представили фотографии сбитой машины. День спустя представитель суданской армии опроверг это сообщение. Тем не менее он признал, что один из суданских вертолетов совершил вынужденную посадку. По его словам, машина была эвакуирована с места посадки.

3 июля стало известно, что в боях, развернувшихся между двумя кланами влиятельного арабского племени миссерия в штате Западный Кордофан погибли по меньшей мере 150 человек. Конфликт между кланами вспыхнул из-за территориального спора. Предыдущий аналогичный инцидент, имевший место в начале июня, унес жизни по меньшей мере 40 человек.

16 июля ООН сообщила, что с учетом обострения конфликта в Дарфуре и притоком беженцев из Южного Судана число нуждающихся в гуманитарной помощи в Судане увеличилось до 7 млн человек. По состоянию на конец 2013 года аналогичный показатель составлял 6,1 млн человек.

Как представляется, в Южном Судане все дело идет к тому, что в этой стране мировое сообщество вынуждено будет развернуть миротворческую операцию с тем, чтобы прекратить творящееся в этой стране насилие, поскольку политической воли у сторон двинуться в сторону урегулирования конфликта явно не наблюдается. Впрочем, ожидать чего-то другого явно нереально после того количества крови, которое было пролито в этой стране с середины декабря прошлого года.

52.25MB | MySQL:103 | 0,469sec