Ситуация в Турции: август 2014 г.

В центре внимания политического и военного руководства Турции, оппозиции, представителей деловых кругов, неправительственных и общественных организаций, средств массовой информации страны продолжали оставаться выборы нового, 12-го президента республики, которые состоялись 10 августа. Значительный интерес президентские выборы в Турции вызвали во многих странах и международных организациях, которые прислали на выборы своих наблюдателей. Так, только от Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) за избирательным процессом с 8-го по 11-е августа наблюдала делегация в составе 28 человек.

Эксперты обратили внимание на высокую явку избирателей. В выборах приняли участие 73,75% от общего числа граждан, обладающих избирательным правом. Голоса избирателей между тремя кандидатами распределились следующим образом. Претендент от правящей Партии справедливости и развития (ПСР), глава правительства Р.Эрдоган получил 20.894.170 голосов, что составило 51,74% от принявших участие в голосовании. Общий кандидат от двух оппозиционных Народно-республиканской партии (НРП) и Партии националистического движения (ПНД) Э.Ихсаноглу соответственно 15.544.783 голоса (38,49%) и третий кандидат от прокурдской Демократической партии народов (ДПН) С.Демирташ – 3.947.690 голосов (9,77%).

В некоторых из 50 провинций страны, поддержавших Р.Эрдогана, за него проголосовали свыше 70% граждан. Около 72% турок, проживающих за пределами государства, также поддержали кандидатуру действующего премьера. Э.Ихсаноглу «обогнал» Р. Эрдогана в основном в западных и южных провинциях Турции, которые традиционно являются вотчиной оппозиции. В то же время, за С.Демирташа проголосовало большинство населения девяти восточных и юго-восточных провинций, населенных преимущественно турецкими курдами. Так, в приграничных с Ираком провинциях Ширнак и Хаккяри за кандидата от прокурдской партии проголосовали более 80%.

Эксперты обратили внимание на заявление в ходе предвыборной кампании С.Демирташа, который пообещал в случае победы на выборах 10 августа признать геноцид армян 1915 года и ежегодно 24 апреля отмечать годовщину этого преступления против человечества. В интервью газете «Агос» С.Демирташ отметил, что долгие годы был правозащитником и «всегда признавал геноцид, осуществленный против армянского народа». Он подчеркнул, что в 1915 году против армянского народа была осуществлена организованная резня, добавив при этом, что это является «его личным мнением». Жертвами политики истребления, по словам С.Демирташа, стали также курды и другие нацменьшинства, хотя отношение властей Турции к ним было не настолько жестоким, как к армянам. В то же время кандидат в президенты подчеркнул, что геноцид в отношении армян совершил не турецкий народ, а власти Турции того времени. Признание этого преступления, считает он, станет важным шагом в строительстве нового турецкого государства.

Президентские выборы в Турции завершились, как и прогнозировали эксперты Института Ближнего Востока, без сенсации уже в первом туре победой Р.Эрдогана, который в ходе избирательной кампании выглядел убедительнее своих соперников при изложении на предвыборных митингах своего видения всех аспектов будущей внутренней и внешней политики Турции. Р.Эрдоган победил, несмотря на массовые антиправительственные демонстрации и коррупционные скандалы, которые во многом были организованы и спровоцированы, по мнению ряда турецких экспертов и официальной Анкары, извне, прежде всего, со стороны Вашингтона, которому явно не импонирует чрезмерная самостоятельность турецкого лидера в решении ряда вопросов внутренней и внешней политики.

Р.Эрдоган победил, несмотря на свои серьезные промахи на отдельных направлениях внешней политики (прежде всего по сирийскому вопросу), а также ощутимое незапланированное ПСР торможение при решении двух основных внутриполитических проблем, а именно процессов подготовки проекта новой конституции и курдского урегулировании. Важным элементом очередного успеха Р.Эрдогана стало отсутствие организованной, профессионально грамотной оппозиции, которая и после выборов продолжала делать ошибки, аналогичные тем, которые были допущены ею в ходе подготовки и проведения выборной кампании.

В частности, основная оппозиционная НРП сосредоточилась не на анализе неудачи на выборах даже при выставлении общего кандидата с влиятельной ПНД, а на попытках доказать, например, что Р.Эрдоган незаконно занимает должность премьера после своего избрания президентом страны с 10-го по 28 августа (дата инаугурации). Более того, оппозиция выступила с критикой Р.Эрдогана, который после избрания президентом оставался членом правящей ПСР и депутатом парламента. По ее мнению, президент А. Гюль должен на этот срок назначить одного из вице-премьеров главой правительства. В противном случае, считает оппозиция, уходящий президент становится соучастником этого правового инцидента.

Заместитель генерального председателя ПНД Октай Вурал, выступая на пресс-конференции в парламенте, поддержал коллег и НРП. «Если человек, срок полномочий которого в качестве премьер-министра закончился, до сих пор выступает в качестве премьер-министра, то, в соответствии с Конституцией, это означает, что президент и спикер парламента не выполняют свои конституционные обязанности», — заявил О.Вурал, призывая А. Гюля и главу парламента Дж.Чичека принять меры по этому вопросу.

Конституционный суд, принимая во внимание заявление Р. рдогана об обнародовании им кандидатуры на пост главы правительства и нового лидера правящей партии накануне своей инаугурации, что логично, отверг требование оппозиции о рассмотрении этого вопроса. То есть, в стане оппозиции вновь идет подмена предметной критики по основным вопросам внутренней и внешней политики правительства со своими конкретными предложениями по исправлению ошибок правящей партии и ее лидера попытками заниматься в данном конкретном случае непринципиальной юридической казуистикой.

Принятие Р.Эрдоганом присяги президента республики, несмотря на протесты оппозиции, состоялось 28 августа. По данным аппарата премьер-министра, на церемонии присутствовали представители около 90 стран Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока. Россию на инаугурации представляла делегация, которую возглавил председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин. В нее также вошел президент Татарстана Рустам Минниханов и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

Эксперты обратили особое внимание на участие в церемонии делегации во главе с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном. По их мнению, это важная и полезная возможность для налаживания дальнейших контактов сторон с целью нормализации отношений. Глава армянской делегации после приема в Анкаре провел краткую беседу с Р.Эрдоганом и передал новому президенту Турции официальное приглашение президента Армении С.Саргсяна принять участие 24 апреля 2015 года в мероприятиях в Ереване, посвященных памяти жертв геноцида армян в Османской империи.

Р.Эрдоган дал высокую оценку работы своего предшественника на посту президента – А.Гюля, наградил его высшей наградой – орденом за заслуги перед Отечеством, пообещал использовать в своей деятельности его богатый опыт работы на этом посту. Эксперты отмечают, что, несмотря на заявление Р.Эрдогана о слаженной работе на олимпе государственной власти Турции в тандеме с А.Гюлем, между ними существовали разногласия по ряду вопросов внутренней и внешней политики, которые, по их мнению, пытались использовать в своих интересах западные союзники Анкары, прежде всего, США. Это и стало причиной его фактического ухода из большой политики.

11-й президент Турции А.Гюль за период исполнения своих обязанностей стал своего рода рекордсменом. Он, по сравнению со своими предшественниками на этом посту в президентском дворце Чанкая в Анкаре, посетил наибольшее количество зарубежных стран, где провел встречи и переговоры со своими иностранными коллегами, совершил рекордное число поездок по стране. Он посетил 76 городов. А.Гюль побывал в 110 зарубежных поездках в 84 странах. Чаще всего он посещал Казахстан – 5 раз, далее идут США, Египет и Туркменистан, где он был по 4 раза.

А.Гюль стал также «первооткрывателем» многих стран африканского континента, подчеркивая, что африканское направление стало одним из приоритетных в сфере турецкой внешней политики. Еще одна особенность его визитов – регулярное участие в них групп бизнесменов, ученых, деятелей культуры. Вместе с ними он посетил Россию, Азербайджан, Пакистан, Грузию, Румынию, Катар, Сирию, Эстонию, Финляндию, Японию, Францию, Македонию, Германию, Кению, Ирак, Иран, Бахрейн, Китай, Иорданию, Тунис, Голландию и многие другие страны.

А.Гюль принял в Анкаре порядка 500 высокопоставленных гостей, 116 из которых – главы государств и правительств. Чаще всего турецкого президента навещали лидеры Казахстана, Азербайджана, Афганистана и Пакистана. А.Гюль открыл двери президентского дворца для всех граждан страны, продолжив, таким образом, традицию совместных трапез, заложенную основателем и первым президентом республики К.Ататюрком. Для сравнения, политологи отмечают, что предшественник А.Гюля президент Недждет Сезер за семь лет побывал в 48 зарубежных поездках.

А накануне инаугурации нового президента министр иностранных дел Турции, депутат парламента от провинции Конья Ахмет Давутоглу, набрав 1 тыс. 382 голоса делегатов ходе первого чрезвычайного съезда партии власти, по предложению Р.Эрдогана практически единогласно был избран генеральным председателем ПСР. Участие в голосовании приняли 1 тыс. 388 человек. 6 бюллетеней были признаны недействительными. Избранный генеральным председателем ПСР А. Давутоглу в соответствии с конституцией получил право сформировать правительство.

После полуторачасовых консультаций с Р. Эрдоганом он обнародовал состав нового 62-го кабинета министров. В правительстве появилось четыре новых министра, а один министр возглавил другое ведомство. Представляем вам полный список министров Турецкой Республики со всеми изменениями:

Премьер-министр Ахмет Давутоглу (вместо Реджепа Тайипа Эрдогана).

Вице-премьер Бюлент Арынч. Продолжит курировать в правительстве информационный блок.

Вице-премьер Али Бабаджан. Продолжит возглавлять экономический блок, несмотря на заявления накануне о планах уйти из правительства.

Вице-премьер Ялчин Акдоган (вместо Бешира Аталая).

Вице-премьер Нуман Куртулмуш (вместо Эмруллаха Ишлера).

Министр юстиции Бекир Боздаг.

Министр по делам семьи и социальной политики Айшенур Ислам.

Министр по вопросам евроинтеграции Волкан Бозкыр (вместо Мевлюта Чавушоглу).

Министр науки, промышленности и технологий Фикри Ышык.

Министр труда и социальной защиты Фарук Челик.

Министр экологии и градостроительства Идрис Гюллюдже.

Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу (вместо Ахмета Давутоглу). До работы в 61-м правительстве возглавлял Парламентскую ассамблею Совета Европы.

Министр экономики Нихат Зейбекчи.

Министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз.

Министр по делам молодежи и спорта Акиф Чагатай Кылыч.

Министр сельского хозяйства Мехмет Мехди Экер.

Министр торговли Нуреттин Джаникли (вместо Хаяти Языджы).

Министр внутренних дел Эфкан Ала.

Министр экономического развития Джевдет Йылмаз.

Министр культуры и туризма Омер Челик.

Министр финансов Мехмет Шимшек.

Министр народного образования Наби Авджы.

Министр обороны Исмет Йылмаз.

Министр лесного и водного хозяйства Вейсель Эроглу.

Министр здравоохранения Мехмет Муэззиноглу.

Министр транспорта, мореходства и связи Лютфи Эльван.

Произошли кадровые перестановки и в руководящих органах ПСР. Наиболее заметная – бывший вице-премьер правительства Бешир Аталай сменил Хюсейна Челика на посту заместителя генпредседателя ПСР, ответственного за СМИ и пропагандистскую работу, в т.ч. формирование имиджа правящей партии. Анализ состава нового правительства Турции и тех изменений, которые произошли в нем и руководстве партии, вновь говорят о высокопрофессиональной кадровой работе в ПСР, умении Р.Эрдогана максимально точно определять целесообразность того или иного назначения. В начале сентября новое правительство представит в парламенте свою программу, после чего состоится голосование по вопросу о вотуме доверия.

«Главной целью 62-го правительства является построение лучшего будущего не только для страны, но и для всего региона», — написал новый премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу на своей странице в Twitter. Он также отметил, что Турция за период нахождения у власти ПСР заняла влиятельное положение в мире, подчеркнул, что при поддержке народа новое правительство намерено и далее двигаться по этому пути. Это говорит о планах Анкары и далее укреплять позиции Турции как региональной супердержавы, готовой к роли глобального игрока при решении основных международных проблем.

Свой первый визит в качестве президента Турции Р.Эрдоган, по его словам, совершит в непризнанную Турецкую республику Северного Кипра (состоялся 1 сентября), а затем в Азербайджан. Согласно сообщениям турецких СМИ, среди тем двусторонних переговоров в Баку – энергетика и проблема Нагорного Карабаха. Надо отметить, что такая очередность первых зарубежных визитов вновь избранного главы государства – это традиция турецких президентов последних двух десятилетий и новый президент не намерен ее менять. Это свидетельствует о том, что принципиальных изменений на кипрском и кавказском направлениях внешней политики Анкары не произойдет и они останутся одними из приоритетных для турецкого руководства. Из Баку Р.Эрдоган отправится в Уэльс на саммит НАТО.

Свое первое важное для Азербайджана заявление по кавказской тематике сделал новый глава дипломатического ведомства Мевлют Чавушоглу. Министр, отвечая на вопрос о том, что собирается делать Анкара в связи с приближением столетия (в 2015 году) геноцида армян в Османской империи, заявил: «Турция с Азербайджаном будут сообща бороться с вымышленным «геноцидом армян». Азербайджан может быть уверен, что я буду прилагать в этом вопросе такие же усилия, как и мой азербайджанский коллега. Мы объединим наши силы во всех вопросах».

О неизменности турецких приоритетов на Кавказе говорит и реальное развитие событий в августе. Состоялась трехсторонняя встреча министров обороны Азербайджана, Грузии и Турции. На встрече министры обсудили военно-политическую ситуацию в регионе, обменялись мнениями по вопросам безопасности и сотрудничества в области обороны, а также обсудили ряд вопросов, представляющих взаимный интерес. Кроме того, министрами было принято решение встречаться каждые шесть месяцев. «С целью повышения боеспособности вооруженных сил была достигнута договоренность о проведении совместных трехсторонних учений, в т.ч. по защите нефтепроводов и газопроводов, семинаров и конференций, военно-техническом сотрудничестве», — заявил министр обороны Азербайджана.

Отметим, что это первая встреча глав оборонных ведомств Азербайджана, Грузии и Турции в трехстороннем формате. Встречи же глав дипломатических ведомств этих стран уже приобрели регулярный характер, что может косвенно указывать на постепенное формирование политического и военного союза этих стран. Эксперты связывают переговоры руководителей министерств обороны трех стран с резким обострением обстановки в зоне карабахского конфликта, в результате чего погибли и были ранены военнослужащие обеих противостоящих сторон. Раненые азербайджанские военные проходят лечение в Турции. Их со словами поддержки и солидарности навестил А.Давутоглу. С призывами к сторонам конфликта проявлять сдержанность, отказаться от использования силы и стабилизировать ситуацию в регионе выступили ОБСЕ, ЕС, МИД России и Госдепартамент США.

Чрезмерная, по мнению американцев, самостоятельность Анкары, прежде всего Р.Эрдогана, по ряду вопросов внутренней и внешней политики все больше раздражает Вашингтон. Противостоять независимым от Белого дома решениям турецкого руководства можно в т.ч. с помощью банального шпионажа, в котором Турция заподозрила США и Великобританию. Американский поверенный в делах (новый посол пока не прибыл в Анкару), по словам заместителя главы правительства Турции Б.Арынча, был вызван в связи с этим в турецкий МИД.  Причиной стали сведения, опубликованные в германском журнале Der Spiegel, который утверждает, что Агентство национальной безопасности США и Центр правительственной связи Великобритании активно шпионят за Турцией.

Б.Арынч отметил, что от представителя США потребовали разъяснений. Сведения журнала основываются на документах Э.Сноудена, которым трудно не доверять. Напомним, что ранее журнал опубликовал информацию о том, что и германская разведка шпионит за Турцией с 2009 года. Турецкий МИД заявил, что эти сведения ставят под угрозу двустороннее сотрудничество по вопросам безопасности, а шпионаж является абсолютно недопустимым среди друзей и союзников.

«Министерство иностранных дел работает над делом о прослушивании со стороны Германии. Такая ситуация неприемлема», — сказал журналистам 18 августа министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. А заместитель генерального председателя ПСР Мехмет Али Шахин заявил: «Я придерживаюсь мнения, что к этому нужно отнестись серьезно. Безусловно, наше правительство и МИД проведут все необходимые расследования относительно утверждения в журнале Der Spiegel и сделает соответствующие выводы».

Вашингтон использует и экономические рычаги давления в случае, если его союзник Анкара не прислушивается к рекомендациям американцев. Так, в августе американский суд наложил арест на крупную партию нефти, доставленную танкером в Техас из Иракского Курдистана. На борту находилось более 1 млн баррелей нефти. За нее курдские власти рассчитывали получить 100 млн долл. США. Запрет на отгрузку сырья был введен под давлением центральных властей Ирака, которые пытаются остановить нелегальные, по их мнению, поставки нефти из курдской автономии. О том, что право на экспорт иракской нефти есть только у центрального правительства этой страны, заявили и в Госдепе США. Вашингтон продемонстрировал, что приоритетом для него на нынешнем этапе остается территориальная целостность Ирака, даже если это в ущерб особым отношениям с курдами, которые США поддерживают на протяжении многих лет.

Напомним, что активную роль в отправке курдской нефти за рубеж играла и Анкара (транспортировка из курдской автономии Ирака до порта Джейхан, хранение до отгрузки в танкер, финансовое обеспечение сделки через турецкие банки). Американцы знают об этом, но в каждом конкретном случае самостоятельно, в соответствии со своими интересами принимают решение о пресечении или же разрешении сделки. Аналогичные поставки нефти по очень выгодной цене осуществляются и в Израиль. Так что следует подумать, кого больше наказывает Вашингтон запретом на сделку – курдов или же турок, которые в последнее время все чаще пренебрегают советами и рекомендациями США. Когда Анкара станет более покладистой (в т.ч. в вопросах нормализации отношений с Израилем), этот американский рычаг давления будет ослаблен. Время у Вашингтона есть, ведь между курдской автономией  Ирака и Турцией заключено очень выгодное для обеих сторон соглашение о поставках нефти на 50 лет.

В сфере турецко-иранских отношений в августе следует выделить переговоры сторон в Анкаре по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Представительную иранскую делегацию возглавлял министр промышленности и торговли Мохаммед Реза Нематзаде, турецкую сторону представлял министр экономики Нихат Зейбекчи. В ходе переговоров были затронуты проблемы, которые мешают развитию торговли между двумя странами, а также состоялось обсуждение хода реализации подписанных ранее соглашений. Турецкой стороной, в частности, было отмечено, что подписанное ранее двустороннее соглашение о преференциальной торговле передано на утверждение в турецкий парламент и документ вступит в силу в самое ближайшее время.

Этот документ предусматривает обмен между двумя странами списками товаров, таможенные тарифы на которые будут взаимно существенно снижены, что позволит активизировать двустороннюю торговлю. В список иранских товаров войдет продукция пищевой и сельскохозяйственной отраслей экономики, в турецкий — промышленные товары. Обе стороны надеются на то, что это соглашение (переговоры о его подписании продолжались более 12 лет) откроет новый этап во взаимовыгодных торговых отношениях между двумя странами.

В позитивном плане прошли переговоры и об увеличении поставок иранского газа в Турцию. Обе стороны зафиксировали свою заинтересованность в этом, однако Анкара считает, что цена иранского газа слишком высока и продолжает настаивать на снижении Тегераном стоимости поставляемого в Турцию «голубого топлива». Ежегодно Турция импортирует 10 млрд кубических метров газа из Ирана. Иран может легко увеличить ежедневную подачу газа в Турцию с нынешних 36 млн кубометров до 53.

Как известно, Анкара столкнулась с увеличением спроса на природный газ в целях производства электроэнергии, так как в этом году уровень воды в крупных водоемах Турции резко снизился, уменьшив производительность гидроэлектростанций страны и, таким образом, увеличив потребность в природном газе для производства электроэнергии. В связи с этим в первой половине этого года Турция увеличила закупки российского газа на 9%. Переговоры по газовому вопросу Анкара и Тегеран продолжат в соответствии с решением сторон на самом высоком уровне.

В сфере российско-турецких отношений эксперты отмечают поздравление президента РФ В.Путина в связи с победой Р.Эрдогана на президентских выборах. В.Путин и Р.Эрдоган выразили надежду на продолжение и дальнейшее поступательное развитие отношений стратегического партнерства между двумя странами.

В этом же ключе высказался спикер Госдумы РФ С.Нарышкин в рамках своего визита в Турцию на торжественные мероприятия, посвященные инаугурации Р.Эрдогана. По его мнению, сотрудничество между РФ и Турцией является многоплановым, а по некоторым направлениям имеет характер стратегического партнерства. Так, объем торговли между двумя странами уже достиг существенного уровня – около 33 млрд долл. США. Динамично развиваются отношения двух стран в области туризма. Полным ходом идет реализация проекта строительства первой в Турции атомной электростанции на площадке Аккую, продолжается сотрудничество по проекту «Южный поток».

«В соответствии с проводимой конституционной реформой, Турция, очевидно, скоро станет президентской республикой, в то время как до сегодняшнего дня это была парламентская республика», — заявил С.Нарышкин журналистам по окончании торжеств, связанных со вступлением в должность нового президента Турции. Он также отметил, что в четвертом квартале этого года предполагается проведение очередного заседания российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ) на уровне глав государств. На октябрь-декабрь запланированы также заседания Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и Форума общественности двух стран. В сфере высоких технологий спикер Госдумы РФ отметил недавний запуск турецкого спутника связи с помощью российской ракеты-носителя, а также активную работу открытого в Анкаре при участии российской парламентской делегации Центра российской науки и культуры.

Высказался о российско-турецких отношениях и новый глава турецкого правительства. «Россия остается одним из основных иностранных партнеров Турции, и сформированное 62-е правительство продолжит активно развивать отношения с Москвой», — заявил премьер-министр Ахмет Давутоглу. «Россия является для нас важным региональным партнером. Мы очень внимательно наблюдаем за динамикой развития двусторонних отношений. Правительство нацелено на сохранение имеющегося темпа развития отношений с Российской Федерацией, а также на их дальнейшее развитие», — сказал он. А.Давутоглу констатировал, что «после создания ССВУ и отмены виз отношения Турции и России еще больше расширились, и во многих областях удалось достичь конкретных результатов».

Премьер охарактеризовал турецкую внешнюю политику как «многоплановую и самостоятельную». «Турция является одной из стран, которая самостоятельно принимает решения на внешнеполитической арене. Мы должны стать страной, которая участвует в формировании мира и процветания в регионе», — заявил А.Давутоглу. Коснувшись ситуации на Украине, турецкий премьер подчеркнул необходимость урегулировать кризис дипломатическими методами, обеспечить мир и стабильность.

Эксперты обратили внимание на мнение относительно событий в Украине влиятельной турецкой газеты «Дюнья». В противостоянии на Украине агрессором являются ЕС и НАТО (а за кулисами – США), полагает издание. Запад давно стремился к расширению своего влияния в регионах, которые испокон веков были близки с Россией. Восток Украины, где 75% населения составляют русские, богат месторождениями сланцевого газа, то есть как раз того энергоресурса, в который США в течение последних 15 лет вкладывают много денег, стремясь превратить его в альтернативу природному газу. Считается, что сланцевый газ может привести к сокращению доли на рынке таких традиционных газовых экспортеров как Россия. В связи с этим, указывает газета, обращает на себя внимание тот факт, что в совет директоров компании, которой украинское правительство предоставило полномочия добывать сланцевый газ, входит сын вице-президента США Байдена и друг семьи госсекретаря США Керри. Россия же, пишет газета, желает защитить свои экономические интересы и это нормально. Поэтому, делает вывод издание, пользующееся авторитетом и влиянием в деловых кругах Турции, несмотря на то, что западная пресса называет Россию «провоцирующей стороной» конфликта, это далеко не так.

Практические действия Анкары свидетельствуют, что заявления турецкого руководства в отношении углубления сотрудничества с Россией, несмотря на западные санкции, не являются голословными. В этом году Турция, в основном удовлетворяющая потребности в отоплении и энергоснабжении за счет природного газа, импортировала «голубое топливо» больше в связи с увеличением числа абонентов и использованием природного газа в жилищном строительстве и промышленности, а также по причине снижения количества электроэнергии, произведенной с помощью водных ресурсов. Растущая потребность Турции в природном газе способствовала развитию торговли с Россией. В первой половине прошлого года Турция импортировала 12,9 млрд кубометров природного газа. За такой же период в этом году эта цифра достигла 14,07 млрд кубометров, составив рост на 1,17 млрд кубометров, что соответствует 9%.

Наряду с этим, впервые три турецкие фирмы получили одобрение на экспорт в Россию молока и молочных продуктов. Ожидается, что объем экспорта в Россию, осуществляемый промышленным Эгейским регионом Турции ежегодно на сумму 120 миллионов, увеличится в два раза. Предполагается, что первая партия товаров, в т.ч. маслины и оливковое масло, будет отправлена в Россию уже в сентябре с.г.

Глава Ассоциации предприятий молочной промышленности Турции (ASÜD) Харун Чаллы сообщил, что в настоящее время около 50 турецких фирм могут претендовать на участие в экспорте в Россию. «Я думаю, что до 15 сентября все наши компании завершат процесс получения разрешений», – сказал Х. Чаллы. «Не осталось каких-либо бюрократических препятствий перед экспортом молока и молочной продукции. Мы согласуем цены и можем сразу же начать экспорт в Россию», – отметил глава Ассоциации предприятий молочной промышленности Турции.

Кроме этого, Турция заинтересована в поставках широкого ассортимента продовольственных товаров в Крым, чему способствует и их географическая близость. Об этом 14 августа заявил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт на селекторном совещании по ситуации на российском рынке продовольствия. По его словам, в ходе работы делегации ведомства в Анкаре достигнуты договоренности об увеличении количества турецких поставщиков продовольствия в Россию.

Продолжается динамичное развитие российско-турецкого сотрудничества в сфере атомной энергетики. Еще 84 турецких студента отправятся в Россию с целью получения в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) образования в области ядерной энергетики. Турецкие студенты, успешно завершившие курс обучения, пройдут практику на объектах Росатома и действующих АЭС в России. После ее окончания они начнут работать на АЭС «Аккую», которая строится в Турции российскими специалистами. В рамках программы образования в настоящее время в МИФИ обучается в общей сложности 259 турецких студентов.

52.39MB | MySQL:103 | 0,458sec