О нынешнем состоянии египетско-суданских отношений

Открытие 27 августа трассы Костул-Ашкит, соединяющей Египет и Судан, а также пограничного перехода Очет-Кустул должно быть призвано, по замыслу ее разработчиков, не только улучшить экономические отношений между странами, но и наладить так необходимое сейчас для Каира политическое сотрудничество с Хартумом.

Как заявил пресс-секретарь египетского посольства в Судане Абдель Насеф, строительство дороги и перехода стало «осуществлением мечты» об арабо-африканском сотрудничестве озвученной еще в далеком 1979 году на арабо-африканском саммите в Каире, а пресс-секретарь суданского МИД Юсеф аль-Курдуфани назвал это «важнейшим историческим событием» в двусторонних отношениях.

Напомним, что переговоры о транспортном сообщении между Египтом и Суданом начали вестись еще в 2012 г. во время президентства М.Мурси. О практической реализации данного проекта обе страны заявили во время визита в марте сего года в Египет министра иностранных дел Судана Али Карти. Тогда во время совместной пресс-конференции главы внешнеполитических ведомств были едины во мнении, что дорога, соединяющая оба государства, и пограничный переход откроют огромные возможности для экономик двух стран.

Во время церемонии открытия транспортного сообщения, представлявший египетскую сторону министр транспорта Хани Дахи, в частности, заявил, что правительства обеих стран проявляли настойчивый интерес к осуществлению проекта, являющегося ключевым элементом для достижения интеграции между народами нильской долины. Ожидается, что данная магистраль за два года увеличит торговый оборот между Египтом и Суданом с 850 млн долл. (показатель 2013 года) до 2 — 3 млрд долл.

Следует отметить, что суданская транспортная сеть связывает страну с восточной и центральной Африкой. И реализация данного проекта во много раз увеличит возможности для присутствия египетской продукции на африканском рынке. Как заявил накануне во время заседания египетско-суданского торгово-промышленного комитета министр промышленности и торговли АРЕ Абдель Нур, открытие дороги и перехода приведет к масштабным изменениям в торгово-экономических отношениях между странами.  Министр указал, что обе страны являются членами программы по содействию торговли, осуществляемой в рамках инициативы «Помощь в проведении торговли для арабских стран», в которую вовлечены также Саудовская Аравия, Иордания и Ирак. Целью данной программы является создание транспортных коридоров между странами арабского мира, что, в свою очередь, увеличит поток товаров и людей через границы и будет способствовать «региональной арабской экономической интеграции».

Впрочем, помимо экономического, строительство трассы и пограничного перехода на египетско-суданской границе имеет также и политическое значение.

Как известно, в связи со слабым контролем границы между АРЕ и Суданом, она превратилась в транзитную зону для контрабанды различных товаров, нелегальной миграции, работорговли. В своем февральском отчете правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч» пыталась привлечь внимание мировой общественности к проблемам границы, особо указывая на проходящие через нее маршруты торговли людьми. На что, правда, тогда официальный Каир заявил, что с приходом новой власти в Египте государство «существенно улучшило» контроль своих границ, особенно, что касается границы с Суданом.

Следует отметить, что Египет традиционно проявляет повышенный интерес к суданскому вектору собственной внешней политики, поскольку заинтересован сохранить «статус-кво» на своей южной границе, исходя из целого ряда причин.

В первую очередь, в египетских военно-политических экспертных кругах давно существует консенсус мнений относительно того, что Судан – это «стратегический тыл Египта». Поэтому, Египет в последние годы «мубараковского» периода вкладывал немалые средства в налаживание инфраструктуры на суданской территории (сооружение мостов, прокладка дорог, жилищное строительство и т.п.).

Вторым важным моментом было то обстоятельство, что до последнего времени режим в Хартуме, исходя из тактических соображений, не затрагивал проблему оккупации Египтом т.н. «треугольника Халаиб» (в ответ Каир перестал обвинять Судан в поддержке радикальных оппозиционных группировок).

 

Кроме этого, в случае дальнейшего обострения гуманитарной ситуации в Судане, около 4-5 млн суданцев станут беженцами и будут пытаться проникнуть, в первую очередь, на египетскую территорию. А это существенно ухудшит и без того сложную социально-экономическую ситуацию в АРЕ.

Неудивительно, что во времена президентства исламиста М.Мурси отношения с идеологически близким Суданом значительно оживились. В сентябре 2012 г. с двухдневным визитом Египет посетил президент Судана Омар аль-Башир. Тогда стороны подтвердили свое единое мнение по «нильскому» вопросу.  В апреле 2013 г. М.Мурси находился с двухдневным визитом в Судане. Основными вопросами переговоров стало обсуждение активизации экономических отношений, в частности, торговли и инвестиций. Офис О.аль-Башира приветствовал визит М.Мурси как «исторический».

Однако, с приходом к власти «армейцев» отношения начали давать трещину. В частности, летом прошлого года министр информации Судана Ахмед Осман заявил, что его страна задействована в строительстве одного из главных «раздражителей» для Каира – эфиопской плотины «Возрождение». При этом Хартум, акцентировав внимание на том, что опасения Каира относительно возможного ущерба беспочвенны, так как комиссия экспертов подтвердила, что строительство плотины не нанесет вреда ни Египту, ни Судану, отметил, что в свое время его страна принесла в жертву 22 деревни и миллион пальмовых деревьев с тем, чтобы позволить Египту возвести Асуанскую плотину.

Не удивительно, что заявление суданского министра Египет тогда расценил не как иначе, как предательство, так как до недавнего времени Судан был главным партнером АРЕ в вопросе раздела нильской воды.

Впрочем, нынче Каиру ссориться с Хартумом никак нельзя. Поэтому неудивительно, что в конце июня сего года суданскую столицу после участия в саммите Африканского союза посетил президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси.

Очевидно, что в ближайшей перспективе обе страны будут пытаться заручиться поддержкой друг друга в чувствительных для себя вопросах. Для Каира важным является рассчитывать на Судан в качестве союзника в вопросе строительства Эфиопией упомянутой плотины «Возрождение» на реке Нил. Впрочем, и Хартум, ослабленный политической и экономической изоляцией, усматривает для себя АРЕ как одного из потенциальных посредников между ним и Западом в вопросе ослабления санкций.

А значит, вскоре мы можем услышать еще не об одном совместном египетско-суданском проекте, призванном укрепить двусторонние отношения.

52.32MB | MySQL:103 | 0,603sec