Турция: участие в коалиции против «Исламского государства»- шанс заявить о себе

Уже не первый месяц группировка «Исламское государство» (ИГ), ранее известная под названием «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), не сходит с передовиц ведущих мировых СМИ. То боевики ИГ буквально всех шокируют своими видео с жестокими средневековыми расправами над американскими журналистами и целыми деревнями, населенными езидами, то поражают своей сноровкой и военным мастерством, с помощью которого им легко удается захватывать новые территории и стратегические объекты в Ираке и Сирии.

И вроде мировое сообщество и понимает всю абсурдность ситуации — в 21 веке существует некая группировка с примитивной средневековой идеологией, вырезающая целые деревни да и еще использующая при этом совершенно немыслимые варварские методы — тем не менее, кажется, никто не спешит принимать каких-либо активных действий, направленных на борьбу с ИГ. А «Исламское государство» тем временем продолжает бросать все новые вызовы безопасности всего Ближнего Востока, обещая в своих сообщениях в Twitter добраться «до руководства всех неверных прогнивших режимов стран региона».

В  сложившейся обстановке представляет особый интерес позиция Турции, страны-члена НАТО, имеющей общие границы с так называемым «Исламским государством». Создается впечатление, что Анкаре просто все равно, что больше трети Ирака и Сирии в руках у радикалов из ИГ, что боевики из группировки свободно проникают на территорию Турции из соседней Сирии, и, пожалуй, самое главное, что 49 граждан Турции до сих пор находятся в плену у боевиков из ИГ в результате захвата в июне турецкого консульства в иракском Мосуле.

Такое безразличное отношение Анкары можно объяснить двумя моментами. Во-первых, политикой Турции на сирийском и иракском направлениях. С иракским руководством отношения у Турции не ладились давно, более того Багдад был главной помехой для налаживания отношений Турции с Иракским Курдистаном, на чьи энергоресурсы уже так давно покушалась Анкара. Приход боевиков из ИГ на север Ирака, поражение иракской армии и на этом фоне колоссальный успех иракских курдов, отстоявших Киркук и более того взявших его под свой контроль, были только на руку Анкаре, желавшей ослабления режима в Багдаде и беспрепятственного сотрудничества с Иракским Курдистаном.

Что же касается сирийского направления, то, как полагают многие эксперты, политика Анкары на сирийском треке как раз привела к росту радикального исламизма в регионе. В экспертных кругах  и ведущих СМИ превалирует мнение, что за успехами ИГ в Ираке и Сирии стоит как раз Анкара. В недавней статье The Wall Street Journal отмечается, что «власти Турции, одержимые идеей скорейшего свержения Асада в Сирии, зашли слишком далеко. Они позволили радикальным исламистам свободно перемещаться с территории Сирии в Турцию и наоборот», обеспечивая их к тому же «полным соцпакетом» — лечением, жильем и питанием на своей территории. В результате Асад никуда не исчез, а «Исламское государство» появилось, развивается и успешно процветает.

Во-вторых, в то время как «Исламское государство» совершало свое триумфальное восхождение на олимп мировой славы, Турция была поглощена своими внутренними делами — подготовкой к президентским выборам, преследованием членов  движения «Хизмет» богослова Фетхулаха Гюлена и т.п. Сейчас внутренняя обстановка нормализовалась — в августе в стране прошли президентские выборы, был также назначен новый премьер-министр, обновлен кабинет министров. В результате президент Р.Т.Эрдоган и его правая рука премьер-министр А.Давутоглу, получив «народный мандат», «закрепили» свои долгосрочные права на продолжение переустройства Турции и турецкого общества и реализации своей идеи фикс, идеи «строительства Новой Турции».

В связи с этим возникает вопрос, не время ли обновленному, но по сути прежнему турецкому руководству подумать про безопасность этой самой «Новой Турции»? Тем более момент подходящий. На прошедшем 4-5 сентября саммите НАТО в Уэльсе 9 стран-членов НАТО, включая Турцию и Австралию, не являющуюся членом альянса, договорились о создании коалиции против «Исламского государства». Выступая в рамках саммита перед руководством стран-членов НАТО президент Турции Р.Т.Эрдоган отметил необходимость «комплексного подхода» в борьбе против экстремистов из ИГ. «Следует предпринять решительные и всеобъемлющие шаги против атмосферы насилия, царящей в Сирии и Ираке, угрожающей региональной безопасности и стабильности, выработать стратегию против террористических организаций, воспользовавшихся хаосом, царящим в Сирии и дестабилизацией ситуации в Ираке», — заявил президент Турции. Ожидается, что министр обороны США Чак Хейгел на днях приедет в Турцию обсудить детали сотрудничества в рамках коалиции.

В свою очередь отметим, что коалиция против  «Исламского государства» — отличный шанс для Анкары внести свой вклад в борьбу с растущим исламским радикализмом на Ближнем Востоке, то есть на деле проявить себя как ответственного и надежного игрока в регионе, где Турция претендует на лидерство и продолжает продвигать «модель» своего политического и социально-экономического устройства. Это также шанс наладить отношения со странами Запада, в первую очередь с США, в отношениях с которыми в последнее время наблюдается похолодание и некая напряженность. По мнению Сонера Джагаптая, эксперта Вашингтонского института по изучению Ближнего Востока и автора книги «Возвышение Турции: первая великая мусульманская  держава в 21 веке», Анкара может сыграть немаловажную роль в коалиции против ИГ и только выиграть от этого.

62.84MB | MySQL:102 | 0,425sec