Ситуация в Марокко: август 2014 г.

Самым заметным событием месяца в Марокко стало внезапное развертывание батарей зенитных ракетных комплексов (ЗРК) Королевских вооруженных сил (КВС) близ ключевых объектов страны, в том числе на набережной в Касабланке (с этого направления заходят самолеты при посадке в аэропорту экономической столицы), близ аэропорта в Марракеше, в  районе крупнейшего в стране НПЗ в Мохаммадие, что никак не могло остаться незамеченным. Любознательная пресса в отсутствие официальных сообщений на этот счет сразу же задалась вопросом – почему? Она же попыталась дать ответ на этот вопрос.

По одной из версий, подобная мера безопасности была предпринята в связи с приближением 11 сентября (годовщина воздушной атаки террористов на ряд объектов в США в 2001 году), а также с учетом того, что весьма активная в Ливии «Аль-Каида в странах исламского Магриба) после штурма международного аэропорта в Триполи получила в свое распоряжение до 11-ти авиалайнеров, которые АКИМ якобы планирует использовать с тем, чтобы повторить теракты 11 сентября 2001 года, но по новым целям.

Согласно другой версии, развертывание ЗРК китайского производства малой дальности DY-90 стало превентивной мерой на угрозы в адрес Марокко со стороны «Исламского государства» и его лидера Абу Бакра аль-Багдади. В частности, в августе стало известно, что «спящие ячейки» этой организации, находящиеся на территории королевства, получили приказ активизироваться с целью дестабилизации страны. Представители «Исламского государства» не жалеют денег на вербовку новых боевиков среди марокканцев, выплачивая им единовременно от 1 до 6 тысяч долларов (огромные деньги для бедняков).

Похоже, что две эти угрозы приняты всерьез Рабатом. Иначе как объяснить отзыв из отпусков офицеров и унтер-офицеров КВС? В повышенную степень боевой готовности были переведены королевские ВВС.

Уже известно, что эти и другие меры были предприняты после получения соответствующего предупреждения от США в  адрес Алжира, Марокко и Туниса.

Специалисты тут же заметили, что развертывание ЗРК типа DY-90, ракеты которых имеют боевую часть массой 3 кг, по своим боевым качествам вряд ли способно остановить современные авиалайнеры, летящие либо с крейсерской скоростью на большой высоте, либо пикирующие на выбраннную цель.

В начале августа стало известно, что король Марокко Мухаммед VI и недавно избранный президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси не примут участие в широко разрекламированном Соединенными Штатами саммите Африка – США в Вашингтоне. Его планировалось провести в период с 4 по 6 августа с участием глав африканских стран. Критерием для Вашингтона для приглашения на этот саммит являлось членство той или иной страны в Африканском союзе. Таких набралось 50. Как известно, Марокко не является членом Африканского союза, хотя наравне с Египтом является ближайшим союзником США. Главам четырех стран – Судана, Зимбабве, Эритреи и ЦАР – такие приглашения не направлялись.

В августе много новостей пришло с антитеррористического «фронта». 2 августа МВД Франции объявило о задержании в столичном аэропорте им.Шарля де Голля франко-марокканского джихадиста, прибывшего в Париж из Стамбула, откуда он был выдворен турецкими властями. Ему тут же было предъявлено обвинение в создании «организации злоумышленников, готовивших теракты». По данным полиции, 37-летний подозреваемый – уроженец Арлеса на юге Франции. В коммюнике МВД напоминалось, что Турция стала «главным транзитным пунктом для кандидатов в джихадисты на их пути в Сирию или Ирак».

7 августа госдеп США объявил о намерении Вашингтона и Рабата укрепить двустороннее сотрудничество в вопросах «борьбы против терроризма» и подготовке кадров для этой борьбы. Согласно рамочному соглашению, подписанному по завершении саммита Африка – США, Вашингтон и Рабат намерены сотрудничать в «урегулировании кризисов, укреплении безопасности границ, проведении расследований дел обвиняемых в терроризме». Стороны также договорились вместе содействовать подготовке антитеррористических кадров в странах-партнерах в Магрибе и Сахеле.

Марокко с 2004 г. имеет привилегированный статус «главного вненатовского союзника» США, что позволяет Рабату без каких-либо ограничений закупать американские вооружения. Кстати, в августе стало известно, что Марокко стало вторым по значимости партнером Пентагона после Израиля по американской программе реализации излишков вооружений. Только в 2014 году по этой программе Марокко получит вооружения на сумму в 90 млн долларов. В номенклатуре поставляемой бесплатно техники — колесный и гусеничный автотранспорт, средства связи, артиллерийские системы, индивидуальная амуниция. Согласно действующим по этой программе нормам, страна — получатель оружия берет на себя его доставку и страховку доставки.

14 августа МВД Марокко объявило о нейтрализации джихадистской ячейки, занимавшейся вербовкой добровольцев для действующей в Сирии и Ираке группировки «Исламское государство». Операция проводилась при содействии испанских спецслужб. Кроме того, участники ячейки планировали и активные акции на территории Марокко. Как сообщило со своей стороны МВД Испании, участники ячейки действовали в Тетуане, Фнидеке, Фесе и Сеуте.

22 августа марокканские власти объявили об аресте двух новобранцев «Исламского государства», которые готовились отправиться в Ирак для прохождения военной подготовки с последующим возвращением в Марокко для совершения терактов.

3 августа в Касабланке прошла 10-тысячная манифестация в поддержку населения сектора Газа, где в тот момент израильские военные проводили наземную операцию по зачистке этой территории от боевиков радикальных исламистских группировок. Организатором шествия, прошедшего под лозунгами «Мы хотим отправиться в Газу», «Откройте границы» и «Смерть Израилю» выступило запрещенное, но терпимое властями исламистское движение «Аль-Адль валь-Ихсан» («Справедливость и благочестие»).

В августе продолжились злоключения французов, попавших по тем или иным причинам в марокканские тюрьмы. Из-за достаточно длительного дипломатического конфликта между Францией и Марокко они не были переведены в тюрьмы к себе на родину, как это делалось ранее на основании двустороннего соглашения. Действие этого соглашения было приостановлено Рабатом в феврале с.г. в знак протеста против действий французских властей, попытавшихся допросить в момент нахождения во Франции шефа марокканской контрразведки (Direction generale de la surveillance du territoire – DGST) Абдельлатифа Хаммуши в связи с выдвинутыми в его адрес обвинениями в содействии пыткам в Марокко.

Пребывание в марокканских тюрьмах сподвигло примерно 40 французов начать 6 августа голодовку с тем, чтобы привлечь к себе внимание марокканских и французских властей. Требование узников – французов было одно – отправить их для отбывания наказания к себе на родину. Они надеялись, что отмечаемый 30 июля национальный праздник Марокко – День трона – будет поводом для марокканских властей либо освободить их, либо отправить для отбывания наказаний во Францию.

После первой аналогичной голодовки 23 мая король Мухаммед VI учредил специальную комиссию, которой было поручено персонально разобраться с французскими узниками марокканских тюрем.

В итоге коллизиция частично разрешилась 29 августа, когда порядка 10-ти французов по «гуманитарным» соображениям были отправлены во Францию.

В августе в Рабате и Алжире раздались новые словесные залпы «холодной войны», которая периодически то затухает, то вспыхивает с новой силой между двумя соседями из-за того, что в Рабате и Алжире по разному смотрят на перспективы урегулирования западносахарской проблемы. На сей раз громкими выпадами обменялись МИД двух стран.

6 августа представитель Марокко наравне с делегациями Туниса, Алжира, Египта и США принял участие в прошедшей в Вашингтоне на полях саммита Африка — США встрече по проблемам Ливии, главным следствием для которой военного вмешательства западных стран  во внутренний конфликт стал полный развал государственной власти. Для соседей Ливии эта страна превратилась в главный источник военной опасности в лице окопавшихся там радикальных исламистов. Участники Вашингтонской встречи призвали «все стороны в Ливии немедленно прекратить огонь и начать переговоры с тем, чтобы восстановить безопасность и стабильность». В заявлении «пятерки» прозвучал и достаточно двусмысленный призыв, отразивший традиционную для Вашингтона лояльность к некоторым исламистским группировкам. Призывая ливийцев отвергнуть терроризм и насилие в пользу «политического диалога», страны «пятерки» предложили «депутатам нового ливийского парламента, а также представителям других демократических институтов, проводить инклюзивную политику в интересах всех ливийцев».

В августе продолжился калейдоскоп событий, связанных с попытками незаконных иммигрантов из стран Африки использовать Марокко в качестве транзитного пункта на пути в Европу. 11 августа несколько надувных лодок, в которых находились свыше 200 африканцев, были перехвачены испанскими спасателями в Гибралтарском проливе. Все они были отбуксированы в испанский порт Тарифа и переданы в ведение Международного Комитета Красного Креста. В предыдущие два дня испанцы отловили в Гибралтаре еще до 100 человек. К 12 августа число спасенных достигло 900 человек.

11 августа ВМС Италии объявили что спасли в ходе нескольких операций в зоне между Африкой и Сицилией свыше 2 тысяч африканцев, которые попытались воспользоваться хорошей погодой для совершения достаточно рискованной затеи — форсирования на надувных лодках так называемого Сицилианского канала, взяв старт с побережья Ливии.

12 августа примерно 700 африканцев с территории Марокко пошли на штурм границы испанского анклава Мелилья в двух точках. Примерно 80 из них удалось прорваться в анклав.

Несмотря на предпринимаемые Испанией и Италией защитные меры, только с 9 по 13 августа на территории первой оказались около 1300 незаконных иммигрантов, на территории второй — до 3400. Как отмечают эксперты, такого напора со стороны незаконных иммигрантов Европа не наблюдала никогда ранее. Испанские полицейские в этой связи обвинили их марокканских коллег в том, что те, оказавшись перед лицом подобного наплыва, предпочли отпустить ситуацию. На экстренно созванном 13 августа в Мадриде совещании глава МВД Испании сообщил о направлении в два анклава усиления из примерно 500 полицейских.

28 августа Министерство сельского хозяйства Марокко сообщило, что согласно прогнозу на 2014 год, сбор зерновых в текущем году составит всего 7 млн тонн. Это на 29% ниже показателя 2013 года, на 16% — ниже среднегодового показателя за пятилетие. Нехватку зерна Мароко планирует компенсировать за счет покупки зерна у России в период с 2014 по 2015 год на сумму 300 млн долларов.

Очередной дипломатический инцидент между Марокко и Испанией разразился в конце августа, когда испанские таможенники близ Сеуты перехватили яхту короля Мухаммеда VI, и при ее обыске первоначально не узнали монарха. «Вы меня не узнаете?», — обратился монарх к испанскому сержанту. «Нет», — твердо ответил последний, однако затем быстро сообразил, с кем имеет дело. В итоге Мадрид был вынужден официально извиниться.

В целом, насколько эффективными оказались предпринятые Рабатом меры безопасности — покажут ближайшие дни. В любом случае развертывание ЗРК в районах стратегических объектов дало повод марокканским наблюдателям заговорить о низкой — по их мнению — эффективности марокканской системы ПВО, не располагающей системами средней и большой дальности.

52.31MB | MySQL:103 | 0,586sec