Международная коалиция противостояния «Исламскому государству»: совещание в Джидде

Итак, новый шаг на пути к созданию международной коалиции для противостояния «Исламскому государству» сделан, — 11 сентября 2014 г. (красноречивая дата!) в саудовской Джидде (и по инициативе саудовской стороны) прошло совещание министров иностранных дел стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), Египта, Ирака, Иордании, Ливана, Турции и Соединенных Штатов. Заключительное коммюнике совещания (хотя и не подписанное главой турецкого внешнеполитического ведомства Мевлютом Чавушоглу) стало тому подтверждением.

Участники совещания в Джидде подчеркнули, что они стремятся «совместно противостоять угрозам, исходящим от различных форм террора и направленным против региона и мира, включая, в том числе организацию “Исламское государство в Ираке”». Посвятив значительную часть этого документа нынешнему развитию внутрииракской политической ситуации, они отметили важность «формирования нового иракского правительства, включающего представителей всех иракских политических сил», как и выразили свою полную поддержку «срочным шагам, обещанным этим правительством и касающимся защиты интересов всех иракских граждан вне зависимости от их религиозной, конфессиональной или этнической принадлежности». В отношении этого правительства участники совещания высказали обязательство «усилить поддержку действий, направленных на мобилизацию всех слоев иракского народа на борьбу с “Исламским государством в Ираке”». Вместе с тем, как сказано в тексте Заключительного коммюнике, министры иностранных дел стран, принимавших участие в совещании в Джидде, «обсудили генеральную стратегию борьбы с этой организацией вне зависимости от того, идет ли речь об Ираке или Сирии».

Легитимируя свою позицию, участники совещания отмечали, что они «стремятся к реализации положений резолюции Совета Безопасности № 2170», а также «резолюции Лиги арабских государств № 7804 от 7 сентября 2014 г.», как и «выводов, касающихся “Исламского государства в Ираке”, сделанных на саммите НАТО в Уэльсе». Стоило бы заметить, что к участию в этом саммите были приглашены едва ли не все участники совещания в Джидде, что означает, что их точка зрения была принята во внимание главами государств и правительств стран-членов Североатлантического альянса. Равным образом, участники совещания в Джидде высказали и свое обязательство «продолжить усилия, направленные на ликвидацию международного терроризма».

Каждое из государств-участников, как свидетельствует текст Заключительного коммюнике, «внесет вклад во всеобъемлющую стратегию противостояния организации “Исламское государство в Ираке”». Этот вклад будет включать действия, направленные на «прекращение перемещения иностранных боевиков из стран-соседей [Ирака и Сирии], перекрытие каналов поступления финансовых средств “Исламскому государству в Ираке” и другим экстремистским организациям, борьбу с человеконенавистнической идеологией террористических формирований». Одновременно этот «вклад» предполагает, что государства-участники совещания в Джидде предпримут меры для «привлечения к ответственности за совершенные зверства и распространение на совершивших эти зверства норм международного права». Они же примут участие в «оказании гуманитарной помощи и, в частности, помощи регионам, наиболее пострадавшим от варварства “Исламского государства в Ираке”, осуществляя их реконструкцию и возвращение их жителей к местам их проживания». Среди мер «вклада во всеобъемлющую стратегию» присутствует также «поддержка государств, наиболее страдающих от угроз “Исламского государства в Ираке” (что относится, в первую очередь, к Ливану – Г.К.)», а также, «если возникнет подходящая ситуация, участие в различных формах скоординированных военных действий против» этой организации. Наконец, завершая Заключительное коммюнике, страны-участники совещания в Джидде подчеркивали, что «государства региона будут играть ключевую роль в предпринимаемых усилиях».

Совещание в Джидде готовилось. Еще 10 сентября 2014 г. саудовский монарх, сразу же после того, как президент США Барак Обама объявил о своей «стратегии противостояния “Исламскому государству”», провел с главой американского государства разговор по телефону, когда президент Соединенных Штатов, как подчеркивалось в официальном сообщении об этом разговоре, «выразил Служителю Двух Благородных Святынь глубокую благодарность за готовность принять главу государственного департамента Джона Керри для проведения в Джидде совещания министров иностранных дел стран Совета сотрудничества, Египта, Ирака, Иордании, Ливана и Турции, целью которого станет создание региональной коалиции для противостояния действиям “Исламского государства” в Ираке и Сирии». Как отмечалось во все том же официальном сообщении, «Соединенные Штаты и Саудовская Аравия достигли согласия в отношении поддержки умеренной сирийской оппозиции, что потребует дополнительных действий, направленных на повышение уровня боевой подготовки и поставок вооружения» этой оппозиции. В силу того, что американский Конгресс все еще не принял «позитивного решения в отношении выделения финансовых средств на эти цели», Б.Обама «приветствовал саудовскую поддержку его начинания». Наконец, решая вопрос о поддержке «умеренной сирийской оппозиции», обе стороны заявили, что эта оппозиция «представляет собой основную силу в деле борьбы против “Исламского государства” и режима сирийского президента Башара Асада, полностью потерявшего какую-либо легитимность». Со своей стороны, американский президент подчеркнул, что «Саудовская Аравия играет ведущую роль в регионе [арабского мира и Ближнего Востока]». Достаточно характерно, в этой связи, что, комментируя прошедшую вечером 11 сентября 2014 г., после завершения совещания в Джидде, встречу короля Абдаллы и Дж.Керри, «Аш-Шарк Аль-Аусат» предпослала этому комментарию заголовок на своей первой странице «Джидда: стратегия удушения терроризма и “Исламского государства”, которая приведет к военной акции».

Однако текст Заключительного коммюнике совещания в Джидде не был подписан Турцией. Объясняя позицию своей страны, источники «Аш-Шарк Аль-Аусат» в турецком внешнеполитическом ведомстве подчеркивали, что «Турция не выступает против всего текста Заключительного коммюнике». Приняв участие в этом совещании и согласившись практически полностью с текстом его документа, Турция лишь «воздержалась от участия в военных акциях», что вовсе не означает, что она не «окажет содействия в предоставлении невоенной логистической помощи». Вместе с тем, все те же «источники» не исключали возможности полного присоединения Турции к Заключительному коммюнике после визита Дж.Керри в Анкару, где он должен провести переговоры со своим турецким коллегой, а также президентом и премьер-министром Турции. Важно и другое обстоятельство, — выступая 11 сентября 2014 г. в Джидде на совместной пресс-конференции с Дж.Керри, саудовский министр иностранных дел принц Сауд аль-Фейсал подчеркивал «отсутствие каких-либо существенных противоречий между позицией Турции и других стран-участниц совещания», указав, в частности, что «лагеря военной подготовки сторонников умеренной сирийской оппозиции располагаются и будут располагаться на турецкой территории».

Однако для С.аль-Фейсала, оценившего совещание в Джидде как «значительный успех» действий государств региона, направленных на полное «искоренение гадины террора», вопрос стоял шире, чем только противостояние «Исламскому государству». В ходе этой пресс-конференции он ставил вопрос о значении «борьбы с идеологией ненависти, исходящей от “Исламского государства” и подобных ему экстремистских организаций и формирований». И в этой связи он добавлял: «Действия против терроризма должны сопровождаться и активизацией противостояния террористической мысли, что требует от государств-участников совещания обратить особое внимание на этот аспект проблемы, как и на необходимость создания всеобъемлющего, всемирного фронта борьбы с терроризмом».

Именно так комментировали итоги совещания в Джидде и саудовские издания. Достаточно сослаться только на пример одной из них – «Аш-Шарк Аль-Аусат», ведущий колумнист которой и главный редактор спутникового телевизионного канала «Аль-Арабия» Абдель Рахман ар-Рашид писал 12 сентября 2014 г. в своей статье «Сорок государств ведут войну с “Исламским государством”»: «Если международная коалиция ограничится только противостоянием “Исламскому государству”, то она решит лишь малую задачу. Конечно, эта коалиция победит и избавит мир лишь от одной из группировок зла. Однако, если какая-либо террористическая организация где-нибудь в Мали и Нигерии осмелится отрубать головы гражданам западных стран, то что будут делать с ней и с десятками подобных ей террористическими организациями?».

52.24MB | MySQL:103 | 0,525sec