Пакистан: противостояние оппозиции и гражданской администрации усиливается

Политический кризис в Пакистане набирает обороты. Противоборствующие стороны: правящая Пакистанская мусульманская лига Наваз (ПМЛ Н) и оппозиционные Партия справедливости/ПС (Техрик-и-Инсаф) и Пакистанское народное движение/ПНД отказываются идти на компромисс друг с другом. Требование ПС и ПНД об отставке премьер-министра Мухаммада Наваз Шариф усиливается. Столкновения в «Красной зоне» Исламабада в конце августа 2014 г. инициировали выступления митингующих в других районах страны. Сторонники ПС провели сидячую забастовку в Равалпинди (город-спутник столицы).  В Панджабе были арестованы   десятки   сторонников ПС и ПНД.  Силы правопорядка   разгоняли протестующих.

В сложившейся обстановке ПС предприняла новое наступление на главу кабинета министров. В Верховный суд Пакистана был подан иск по обвинению Наваз Шарифа о введении в  заблуждение депутатов  Национального собрания с требованием его дисквалификации.  Заявление в высшую судебную инстанцию поступило вскоре после «ложного», по их мнению, утверждения премьер-министра в Национальной ассамблее о том, что он не обращался с просьбой к начальнику штаба сухопутных войск генералу Р.Шарифу выступать в качестве посредника в переговорах между правительством и блоком политических партий  ПС и ПНД с целью выхода из политического тупика. В заявлении говорится, что,  делая два разных заявления,  Наваз Шариф ставил целью оклеветать армию.   В ответном ходатайстве в Верховный суд  один из сторонников правящей администрации  потребовал разгона  сидячей забастовки.

Правосудие в наступление пошло и в провинции Хайбер-Пахтунхва (правящая партия – ПС). Высший суд Пешавара  10 сентября 2014 г предъявил  иск главному министру провинции Хайбер-Пахтунхва  П.Хаттаку и спикеру провинциального собрания  А. Кайсару,  в котором содержалось требование  об  их дисквалификации за присоединение к   Движению гражданского неповиновения/ДГН.  По мнению истцов  ДГН является антиконституционным, что дискредитирует  высших должностных лиц провинции, которые поддержали Имран Хана.

Война судебных исков – характерная черта политической жизни современного Пакистана. Решения третьей, судебной власти страны в лице  Верховного суда или Высших судов провинций, зачастую меняли внутриполитическую ситуацию в стране.      Но нынешний состав ВС ограничился направлением уведомления всем парламентским партиям выработать механизм выхода из политического тупика.

Извещение было направлено Пакистанской народной партии, Пакистанской мусульманской лиге Наваз, Партии мухаджиров, Народной национальной партии, Пакистанской мусульманской лиге – Каид-и Азама, Пакистанской мусульманской Лиге — Зия, Белуджской национальной партии, Народной мусульманской лиге, Все-пакистанской мусульманской лиге, Партии Ватан, Пахтунхва Милли Авами партии, Национальной партии  и другим.

Судейское сообщество отказалось «сыграть свою роль» в урегулировании политического кризиса. Поясняя  свою позицию, один из представителей судебной власти заявил, что требования заявителя (симпатизирующий правящей администрации)  носят политический характер, и  ВС не вправе  вмешиваться в них.

Продолжающаяся кампания протеста, одной из основных целей которой — отставка премьер-министра Наваз Шарифа, вызывает большую озабоченность депутатов и сенаторов обеих палат парламента Пакистана. На повестке дня совместной сессии  Национальной ассамблеи  в первых числах сентября 2014 г. стоял вопрос о выработке действий по защите демократии и выходе из политического кризиса. Но кроме заявлений о спасении демократии, парламентские партии не предложили никакого механизма урегулирования.

С целью найти выход из политического тупика,  проправительственные и оппозиционные партии в Национальной ассамблее (нижней палате парламента)  предпринимали усилия с целью провести конструктивные переговоры с  ПС и ПНД.  Таким образом, вопрос о выходе всех членов ПС из депутатского корпуса (о чем было заявлено в конце августа с.г.) отложен на время.  Но в случае  возобновления призыва к выходу сторонников Имран Хана из состава НА, к ним планируют присоединиться  члены  другой партии Муттахида Кауми мувмен во главе с A. Хусейном, что лишь усугубит парламентский кризис.

На сегодняшний день одним из  актуальных вопросов  для правящей Пакистанской мусульманской лиги Наваз  является реформа избирательной системы Пакистана. В июне 2014 г. была создана специальная парламентская комиссия.  При благоприятном течении событий ПМЛ Н, имея относительное большинство в нижней палате парламента по итогам выборов 2013 г., и ее союзники проголосуют за требуемый  им вариант реформы. Таким образом, они «гарантируют» будущую победу клану Шарифов в избирательной кампании 2018 года.  Автоматически продлевается срок правления  действующего сегодня премьер-министра. Но с августа 2014 г.  рассмотрение вопроса о реформе  избирательной системы отложен в НА из-за сидячей забастовки.

Спустя три недели с начала «народного марша», активными участниками политического противостояния в Пакистане остаются два основных игрока: правящая гражданская администрация во  главе с премьер-министром Мухаммадом Наваз Шарифом, блок из двух оппоционнных партий ПС и ПНД. Посредником  в урегулировании и поиске выхода из политического тупика центральное правительство призывало армию в лице  начальника штаба армии генерала Р.Шарифа еще в конце августа 2014 г.

Генералитет со своей стороны подтвердил поддержку демократии. В то же время выразил «… серьезную озабоченность в связи с  текущим политическим кризисом и насилием в столице, что привело к  крупномасштабным травмам и гибели людей. Дальнейшее использование силы лишь усугубит проблему. Это еще раз подтверждает, что ситуация незамедлительно должна быть разрешена политическими средствами, избегая насильственных методов».

Обращение главы кабинета министров к генералитету было обоснованным, ему была необходима поддержка в период смуты. Но СМИ обрушили лавину обвинений на высшее военное руководство страны якобы в организации и проведении «тихого военного переворота». Частные телевизионные каналы  поспешили распространить сообщения «об отставке  или отпуске премьер-министра… сразу  после  встречи начальника штаба сухопутных войск и премьер-министра». «Это является абсолютно беспочвенным», — заявил Департамент связи с общественностью штаб-квартиры вооруженных сил.

Сложно поверить в аполитичность армии в Пакистане, которая большую часть истории страны  держала власть в руках в рамках военных или военно-гражданских администраций. Обращает на себя внимание, что нынешний политический кризис  в Пакистане по времени полностью совпадает с  крупномасштабной  и финансово-затратной военной операцией по ликвидации иностранных террористов в агентстве Северный Вазиристан на границе с Афганистаном. Ее успех (значительный!) вносит кардинальные коррективы в расстановку сил в районе пакистано-афганской границы, и в геополитике  региона Аф-Пак.

Представляется, что существует  противостояние иного порядка — между высшим военным истеблишментом и избранной гражданской  властью в Пакистане  по вопросу мироустройства в регионе после заявленного США вывода основных контингентов Международных сил содействия безопасности из Афганистана. Афганский блок вопросов в последние тринадцать лет (с начала глобальной антитеррористической кампании в сентябре 2001 г. в Афганистане) находился в ведении в первую очередь Равалпинди (местоположение штаб-квартиры штаба сухопутных войск), а не Исламабада.

52.23MB | MySQL:103 | 0,509sec