Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8-14 сентября 2014 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с объявлением Соединенными Штатами комплекса мер по борьбе с экстремистской террористической организацией «Исламское государство» (ИГ), а также с событиями в Ираке. Президент США Б. Обама 11 сентября представил «новую стратегию» борьбы с ИГ, основой которой должны стать усиление воздушных ударов по боевикам на территории Ирака и Сирии и создание широкой международной антитеррористической коалиции. Парламент Ирака 8 сентября утвердил новое правительство страны.

В своем выступлении 11 сентября президент США Б. Обама обещал уничтожить «Исламское государство» путем реализации «всеобъемлющей и устойчивой контртеррористической стратегии». Для этого американцы намерены «проводить систематическую кампанию ударов с воздуха» против террористов» на территории Ирака, а также Сирии. Вашингтон расширит «поддержку сил, воюющих против этих террористов на месте событий» и будет активно применять свои «существенные контртеррористические способности для предотвращения атак «Исламского государства»». Кроме того, продолжится оказание гуманитарной помощи мирным гражданам, которые стали вынужденными переселенцами в результате действий ИГ. Участие сухопутных войск США в боевых действиях с боевиками ИГ не предполагается. Обама подчеркнул, что особый упор будет сделан на подрыв «финансовой составляющей» экстремистов и террористов.

Для реализации намеченных мер, США создают широкую международную антитеррористическую коалицию. При этом Вашингтон исключил участие в ней Ирана и режима Б. Асада в Сирии, но намерен подключить к борьбе с ИГ «умеренную» сирийскую оппозицию. Тем временем в Дамаске заявили, что проведение США любого рода военных действий на территории САР без согласования с властями страны будет расцениваться как акт агрессии. Национальная коалиция сирийской оппозиции сообщила о своей готовности сотрудничать с международным сообществом не только, чтобы победить ИГ, «но и избавить сирийский народ от тирании режима Асада». МИД России заявил, что нанесение США ударов по Сирии для борьбы с ИГ без санкции Совбеза ООН «стало бы актом агрессии и грубым нарушением международного права». В Иране подвергли сомнению международную коалицию, заявив, что «есть серьезные опасения в том, насколько искренне она в своей решимости бороться с коренными причинами терроризма». По мнению президента ИРИ Х Роухани, «наивно считать, что воздушные удары могут решить проблему терроризма».

11 сентября главы МИД 12 стран (шесть аравийских монархий, Египет, Ирак, Иордания, Ливан, США, Турция) провели встречу в Джидде (КСА), чтобы обсудить меры противодействия терроризму, главным образом «Исламскому государству». Речь, в частности, шла о блокировании финансирования террористов и прекращении их «подпитки» живой силой. По словам госсекретаря США Дж. Керри, ни одна страна пока не планирует размещать свои войска на территории Ирака. В итоговой декларации (её не подписала Турция) отмечается готовность участников встречи сообща противодействовать террористической активности.

На прошедшей неделе глава американской дипломатии Дж. Керри посетил Ирак, Иорданию, Турцию и Египет, где провел с руководителями перечисленных стран переговоры о создании антитеррористической коалиции. Ирак (как федеральное правительство, так и власти курдской автономии), Иордания и Египет заявили о поддержке инициативы США. При этом президент АРЕ А. Ф. ас-Сиси отметил, что возглавляемая США антитеррористическая коалиция не должна ограничиваться борьбой с одним лишь ИГ. В Каире считают необходимым начать самые решительные действия против «Братьев-мусульман». Кроме того, Египет не направит свои войска в Ирак и Сирию. Турция не будет предоставлять свои базы для боевых самолетов коалиции и не станет участвовать в наземных операциях. Анкара намерена ограничиться лишь «предоставлением разведданных, продолжением оказания логистической и гуманитарной помощи сирийской оппозиции».

8 сентября Совет представителей (парламент) Ирака утвердил состав нового правительства страны во главе с Х. аль-Абади. Вместе с тем, не были назначены главы двух ключевых ведомств: министерств обороны и внутренних дел. Новым главой иракского МИДа стал бывший премьер-министр И. аль-Джаафари. Кроме того, парламент утвердил трех вице-президентов Ирака. Ими стали бывшие премьер-министры Н. аль-Малики и А. Алауи, а также бывший спикер Совета представителей У. ан-Нуджаифи.

В своей программной речи Х. аль-Абади подчеркнул, что искоренение террористической угрозы и разрешение разногласий между центральным правительством Ирака и руководством курдской автономии станут основными целями нового правительства». Аль-Абади заявил, что «военным операциям против вооруженных и террористических группировок будет оказываться всяческая поддержка во всех регионах до победного конца». Для достижения этой цели руководство страны планирует провести масштабные преобразования проправительственных военных сил, а «любая вооруженная группа, которая не подчиняется государству, будет вне закона».

Тем временем правительственные войска, курдские силы пешмерга и отряды шиитской милиции продолжают боевые действия против боевиков ИГ и их иракских союзников. Правительственная армия при поддержке авиации США очистила от боевиков территорию, прилегающую к крупной плотине в районе Эль-Хадита в западной провинции Анбар. На севере Ирака силы пешмерга наступают на боевиков ИГ в районе Мосула. Х. аль-Абади 13 сентября приказал иракским ВВС прекратить наносить удары по жилым кварталам населенных пунктов, в которых могут укрываться боевики ИГ.

Госсекретарь США Дж. Керри 10 сентября посетил с визитом Ирак, где обсудил с руководителями страны проблемы борьбы с ИГ, восстановления иракской армии и проведения в стране политических реформ. США направят в Ирак еще 475 военных советников для оказания помощи в обучении местных военнослужащих и координации боевых действий против ИГ.

Президент Франции Ф. Олланд на минувшей неделе посетил Багдад и Эрбиль, где провел переговоры с руководством Ирака и курдской автономии. Олланд заявил, что Франция продолжит оказывать Ираку поддержку в борьбе с терроризмом.

В Сирии продолжаются боевые действия правительственных войск с вооруженными формированиями противников режима Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в районе Дамаска, в южной провинции Эль-Кунейтра и в центральной провинции Хама. Сирийские ВВС наносили удары по базам ИГ в провинциях Дейр-эз-Зор и Ракка на северо-востоке страны. На севере САР бои с отрядами ИГ вели формирования оппозиционной режиму Сирийской свободной армии. На северо-востоке Сирии бойцы курдских сил самообороны договорились с вооруженной оппозицией о совместных действиях против боевиков ИГ.

США приняли решение приступить к нанесению ударов с воздуха по позициям боевиков ИГ на территории Сирии. При этом США не намерены запрашивать у Дамаска разрешение на их нанесение, поскольку считает правительство Асада «незаконным». В Пентагоне сообщили, что нанесение ударов начнется «в то время и в том месте, которые мы выберем, когда наметим список целей». Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон заявил, что его страна может присоединиться к воздушным ударам США по позициям ИГ в Сирии. США в течение года обучат на территории Саудовской Аравии до 5000 боевиков сирийской «умеренной» оппозиции в рамках новой кампании Обамы по борьбе с ИГ. Обама призвал Конгресс одобрить планы выделения 500 млн долларов на вооружение и обучение сирийской оппозиции.

Миссия ОЗХО по расследованию фактов возможного применения химоружия в Сирии, обнаружила «убедительные подтверждения» этой информации. Утверждается, что систематическое использование токсичных химических веществ как оружия происходило с начала года на севере страны.

11 сентября спецпосланник ООН по Сирии С. де Мистура провел в Дамаске встречу с президентом САР Б. Асадом. По словам итальянского дипломата, «политический процесс в Сирии должен идти параллельно с мерами по укреплению безопасности и борьбой с терроризмом».

В Ливане правительственная армия провела успешную операцию против боевиков исламистской группировки «Джабхат ан-Нусра» в районе горного перевала Арсаль на границе с Сирией. Ливанская армия также усилила свое присутствие по всему периметру долины Бекаа с тем, чтобы предотвратить столкновения между местными шиитами и суннитами, которые поддерживают сирийских оппозиционеров.

Напряженная обстановка сохраняется в Йемене, где продолжается жесткое противостояние правительства с шиитскими мятежниками – хоуситами, которые фактически захватили всю северную часть страны и окружили столицу Сану. Мятежники стремятся установить контроль над нефтяным и газовым месторождением в провинции Маариб. В Сане 9 сентября в ходе столкновений между шиитскими демонстрантами и сотрудниками силовых структур погибли 7 и получили ранения 50 человек. Манифестанты пытались прорваться к резиденции правительства и установить там палаточный городок. 12 сентября в Сане прошли массовые демонстрации сторонников и противников властей. Тем временем на переговорах правительства с хоуситами была достигнута предварительная договоренность по формированию нового кабинета министров и демонтаже палаточных городков оппозиции в Сане и окрестностях города. Сообщается, что переговоры будут продолжены. Эксперты отмечают, что значительная часть политических сил в Йемена возлагает вину за нынешний кризис на президента страны М. Хади, который, по их мнению, пошел на поводу хоуситов, «потакает им, вместо того, чтобы оказать вооруженное сопротивление их экспансии».

В Афганистане продолжается острая конкурентная борьба между двумя кандидатами на пост президента страны – А. Абдаллой и А. Г. Ахмадзаем. 8 сентября Абдулла отказался признать результаты пересчета голосов второго тура выборов, согласно которым главой государства должен стать его соперник – Ахмадзай. Отметим, что официально результаты пересчета голосов пока не опубликованы. Сам же Абдулла заявляет, что пересчет завершен, но «до сих пор остается неясной судьба более 1 миллиона избирательных бюллетеней». Ахмадзай 10 сентября призвал избирком без задержек огласить результаты второго тура выборов. Одновременно он обратился к Абдулле с предложением объединиться ради блага страны. По оценкам наблюдателей, дальнейшее затягивание решения проблемы передачи власти грозит постепенной деградацией ситуации в Афганистане. В отсутствие нового президента также невозможно заключение соглашения с США в сфере безопасности, без подписания которого иностранные войска в конце 2014г. будут вынуждены покинуть Афганистан. Вместе с тем, оглашение результатов президентских выборов может привести к резкому обострению противостояния между ведущими политическими силами страны.

11 сентября Иран заявил, что мировые державы должны отказаться от своих «нелогичных требований» по его ядерной программе, чтобы попытаться преодолеть значительные различия в позициях и покончить с десятилетним спором до конца ноября. Днем ранее, замминистра иностранных дел ИРИ А. Арагчи сообщил, что Тегеран и «шестерка» международных посредников договорились по большинству спорных вопросов иранской ядерной программы. Причем Арагчи выразил уверенность, что «на предстоящем 18 сентября в Нью-Йорке раунде переговоров по иранской ядерной программе стороны придут к окончательному всеобъемлющему соглашению».

13 сентября Катар потребовал от находящихся на его территории семи членов запрещенной в Египте организации «Братья-мусульмане» покинуть пределы страны в течение недели. Решение катарских властей коснулось генерального секретаря «Братьев-мусульман» М. Хусейина, руководящих деятелей политического крыла «братьев» — Партии свободы и справедливости и активистов исламистской ассоциации.

Приложение

 

 

Бахрейн: проблемы обеспечения национальной безопасности

Главной проблемой Бахрейна, негативно влияющей на его внутреннюю стабильность и безопасность, остается глубокий и затяжной политический кризис, обусловленный противостоянием между оппозицией, представляющей шиитское большинство населения архипелага, и правящим суннитским монархическим режимом. В сфере внешней безопасности негативное воздействие на положение королевства оказывает сохраняющаяся сложная военно-политическая обстановка в регионе Персидского залива.

Нынешний кризис в Бахрейне – крупнейший в истории страны — начался в феврале-марте 2011 г. Он был вызван дискриминацией шиитского большинства населения (до 70 процентов), нежеланием правительства продвигать политические реформы, расширять демократические права и свободы, чтобы не допустить подрыва основополагающих устоев и власти правящего монархического режима. Ситуация осложнялась ухудшением экономического и социального положения в королевстве. Протестные выступления сразу же приняли массовый и организованный характер.

Во главе оппозиционного движения в стране стоит наиболее крупная и влиятельная шиитская политическая организация – Исламское общество национального согласия («Аль-Вифак», лидер А. Сальман). Главными требованиями оппозиции остаются проведение коренных демократических изменений политической системы Бахрейна, ликвидация дискриминации шиитов. Это подразумевает формирование правительства, подотчетного парламенту, создание выборного однопалатного парламента, обладающего всеми полномочиями, и ликвидация назначаемого королем Маджлиса Шуры, введение избирательной системы на основе реального равноправия граждан, отказ от практики «натурализации» — предоставления бахрейнского подданства суннитам, выходцам из других стран (пакистанцам, саудовцам и др.). При этом оппозиционеры заявляют, что все перечисленные требования появились не в начале 2011 г., а «у них длительная предыстория».

Лидеры шиитской оппозиции отвергают, что причиной протестных выступлений стали преимущественно межконфессиональные противоречия и заявляют, что ведут борьбу за демократию и права человека в стране. Ведущие оппозиционные движения и партии также решительно осуждают «методы террора и репрессий», применяемые силами безопасности против «мирных демонстрантов». Со своей стороны, оппозиционеры заявили об отказе от насилия в политической борьбе.

Власти, оказавшись не в состоянии справиться с масштабным протестным движением, прибегли к военной помощи аравийских соседей. В мае 2012 г. король Хамад, пытаясь снизить напряженность в стране, одобрил конституционные поправки, которые расширили полномочия парламента. Оппозиция назвала их «формальными». В октябре 2012 г. в Бахрейне был введен запрет на проведение любых публичных собраний и митингов «до улучшения ситуации в сфере безопасности и до восстановления национального единства», однако антиправительственные выступления продолжились.

В условиях нарастания политического противостояния у правящей династии сужалось пространства для манёвра. Желая снизить накал противоборства, король Хамад в январе 2013 г. предложил провести Диалог национального согласия (ДНС) с участием различных политических сил страны с целью найти мирный выход из политического тупика, в котором оказался Бахрейн. Основные оппозиционные движения и организации, в том числе «Аль-Вифак» согласились в нем участвовать.

Перед началом переговоров власти приняли ряд конкретных мер, направленных на улучшение политической, экономической и социальной ситуации в стране. ДНС начал свою работу 10 февраля 2013 г. Переговоры проходили трудно. Оппозиционеры настаивали на четком определении их рамок, освобождении политзаключенных, создании переходного правительства и прекращении «непрерывных репрессий и кампании в СМИ против оппозиции», а также на непосредственном участии в диалоге короля, так как его отсутствие не позволяло предметно решать многие серьезные вопросы.

Тем временем в Бахрейне состоялись новые массовые антиправительственные выступления шиитской оппозиции, часто проходившие под лозунгом «Долой короля Хамада!» Причем лидеры оппозиции отказались осудить эти протестные выступления и насильственные действия их участников.

Партия «Аль-Вифак» в сентябре 2013 г. приостановила свое участие в ДНС, протестуя против ареста одного из лидеров оппозиции Х. Марзука, которого власти обвиняют в подстрекательстве к насилию. В январе 2014 г. правительство Бахрейна также заявило о приостановке своего участия в переговорах после того, как оппозиция повторно бойкотировала запланированную встречу.

В феврале 2014 года в стране вновь прошли массовые протестные демонстрации, участники которых требовали прекращения дискриминации шиитов. Они стали крупнейшими акциями протеста со времени событий января-февраля 2011 г. и были приурочены к их третьей годовщине. 12 сентября партия «Аль-Вифак» организовала демонстрацию под лозунгом «Демократия победит коррупцию и террор».

Наследный принц С. бин Хамад, отвечающий за диалог с оппозицией, надеется на его возобновление. Однако, учитывая глубокие, принципиальные разногласия между властью и её противниками, достижение национального примирения в Бахрейне вряд ли возможно в ближайшей перспективе.

Радикальный сегмент бахрейнской шиитской оппозиции представлен такими группировками как «Армия Имама», «Батальоны Шираза», «Батальоны Хусейна», «Хизбалла-Бахрейн» и др. По информации местных спецслужб, они курируются Ираном, ливанской «Хизбаллой» и иракскими шиитами. Эти группировки обладают серьезным потенциалом для подрывной деятельности, но пока находятся в «спящем состоянии». При этом Иран ясно дает понять, «что активизация сопротивления в самой радикальной и неприятной для бахрейнских властей форме – это вопрос желания и времени».

Внешняя безопасность Бахрейна определяется перманентно напряженной обстановкой в зоне Персидского залива. Сказывается и то, что королевство находится в непосредственной близости от двух ведущих и соперничающих между собой государств региона – Саудовской Аравии и Ирана.

Учитывая ограниченные возможности страны, руководство Бахрейна в вопросах обороны ориентируется на получение необходимой помощи от США и Саудовской Аравии. При этом главным гарантом королевства в деле защиты от потенциальной агрессии являются США. Этот выбор в Манаме сделали после войны в Персидском заливе в 1991 г, которая продемонстрировала военную несостоятельность государств ССАГПЗ, в том числе КСА, их неспособность противостоять сильному региональному противнику. Правительство Бахрейна считает, что американцы способны оперативно оказать стране полномасштабную военную помощь в случае внешнего нападения. В 1992 г. Бахрейн подписал с США соглашение по вопросам обороны и безопасности. Аналогичное соглашение подписано и с Великобританией. На территории королевства находится целый ряд американских военных баз и объектов. На них размещено до 7 тыс. военнослужащих ВС США, преимущественно из состава ВМС. Здесь находится штаб 5-го оперативного флота ВМС США и основные компоненты обеспечения его функционирования и базирования. Кроме того, имеется целый ряд других важных американских военных объектов: региональные командные пункты спецназа и ВВС, узел связи, пункт сбора информации с ИСЗ, ведущих наблюдение за акваторией Индийского океана и Ираном, станция радиоразведки и склады военного имущества. С 2000 г. США продали Бахрейну оружия и военной техники на сумму свыше 1,4 млрд долларов. Манама поддержала инициативу президента США Б. Обамы о создании широкой международной коалиции для борьбы с боевиками «Исламского государства».

Фактор иранской угрозы продолжает оказывать очень большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику Бахрейна. Иран неоднократно выдвигал притязания на Бахрейн, а местная шиитская община на протяжении веков находилась под духовным и политическим воздействием со стороны Ирана. В Манаме регулярно обвиняют Тегеран во вмешательстве во внутренние дела страны. Так, правительство Бахрейна недвусмысленно намекало на то, что Иран мог поддерживать антиправительственные выступления, начавшиеся в стране в феврале-марте 2011 г. Бахрейнское правительство обеспокоено наращиванием иранского военного потенциала и негативно относятся к возможному появлению у северного соседа ядерного оружия. Королевство поддержало все международные санкции в отношении ИРИ в связи с его ядерной программой и сдержанно отнеслось к наметившейся тенденции на улучшение отношений Тегерана с Западом. В целом же правящие круги Бахрейна стремятся строить свои отношения с ИРИ исходя главным образом из собственных национальных интересов, поддерживая при этом общую позицию аравийских монархий и учитывая политику США в регионе.

52.3MB | MySQL:103 | 0,466sec