О возможном преемнике президента Алжира А.Бутефлики

Переизбрание А.Бутефлики на очередной президентский срок, судя по всему, лишь на время успокоило страсти в алжирской политической и военной элитах. Все прекрасно отдают себе отчет в том, что состояние здоровья патриарха алжирской политики таково, что в любой момент (а он всегда бывает неподходящим и неожиданным) может остро встать вопрос о восполнении вакуума высшей власти страны. В этой ситуации противоборствующие в Алжире кланы лишь на короткий период  после выборов позволили себе «отдохнуть», а затем вновь приступили к выяснению отношений по вопросу о возможном преемнике А.Бутефлики. Пока фаворитом в этих подковерных «боях без правил» выступает нынешний премьер-министр Абдельмалик Селлаль, начавший укреплять свои позиции во властных структурах Алжира.  В данный момент времени он начинает интригу вокруг возможного ухода со своего поста «по состоянию здоровья» министра внутренних дел Таеба Белаиза, который считается креатурой и доверенным человеком А.Бутефлики. Несомненно, что назначение его преемника из когорты своих сторонников станет одной из весомых заявок на лидерство со стороны нынешнего премьера и значительно повысит его шансы на будущее президенство. Пост министра внутренних дел является, в силу многих обстоятельств, суперключевым не только из-за вопросов внутренней безопасности, но и мощного административного ресурса в формате борьбы за власть. Другие изменения в правительстве могут затронуть, прежде всего, министра торговли Амару Бенюнеса и министра транспорта Амара Гуля. Оба являлись членами предвыборного штаба того же А.Бутефлики и играли в кампании ключевые роли. Причем А.Гуль  рассматривал свое участие в этом  как необходимый этап  для укрепления своих собственных планов по дальнейшему избранию  на высший пост в государстве, промежуточным этапом к которому должно было быть его скорое премьерство. Таким образом, для А.Селлаля важно было своего конкурента несколько охладить, выведя его из состава кабинета министров.

Среди его ближайших сторонников в этом отметим заметно набирающего силу и укрепляющего свои позиции в силовых структурах нынешнего руководителя Департамента внутренней безопасности и свекра дочери премьера Марьям Али Бендауда. Амбиции последнего в данном раскладе понятны, он стремится занять пост главного «спецслужбиста» Алжира и сменить на посту главы Департамента документации и безопасности (DRS) некогда могущественного Мухаммеда «Тауфика» Медьена, который вышел из борьбы с президентским кланом в рамках подготовки последней предвыборной кампании хоть  живым и сохранившим свой пост, но сильно «потрепаным» и потерявшим значительную часть своего влияния.

А.Селлалю и А.Бендауду в их борьбе за «президентский приз» противостоит не менее заметный дуэт в лице генерального секретаря основной партии Алжира Фронт национального освобождения» (ФНО) А.Сайдани и «восходящей звезды» вооруженных сил, начальника генерального штаба Ахмеда Гаида Салаха. Последний не исключает для себя в случае удачного стечения обстоятельств и реализации «египетского» варианта, и готов повторить триумфальный путь генерала А.Ас-Сиси. По крайней мере, о таком сценарии активно говорят в алжирской армии. Там реально опасаются того, что кончина А.Бутефлики может спровоцировать уже «алжирскую весну» при общем разладе в правящей верхушке. Но пока  26 августа с.г. А.Сайдани и А. Гаид Салах  сумели одержать важную победу в кадровой войне, добившись отставки президентского советника и своего общего врага в лице А.Бельхадема, который претендовал на пост генерального секретаря ФНО.

Отметим, что существует и еще одна сила, которая может в результате «битвы гигантов» прийти первой к финишу классической «темной лошадкой». В этот пасьянс может вмешаться непосредственно клан самого нынешнего президента А.Бутефлики в лице его основного  советника и фактически «теневого президента» родного брата Саида. Он пока стоит над схваткой, порой искусственно стравливая противоборствующие кланы. И вполне возможен сценарий, что это просто фон для того, чтобы выпустить на площадку «неожиданного кандидата» на пост преемника нынешнего президента.  В качестве такого кандидата все чаще называют бывшего премьера М.Хармуша. Доказательства существующей между последним и Саидом Бутефликой  некой договоренностью на эту тему некоторые эксперты называют отказ М.Хармуша серьезно участвовать в апрельских президентских выборах. Он фактически поддержал А.Бутефлику в обмен на будущие преференции. Он вполне может стать кандидатом клана А.Бутефлики на реальных досрочных выборах президента страны, но только в случае, если будет достигнута договоренность о его поддержке со стороны все того же А.Гаида Салаха. Последний, в частности, поддержал призыв М.Хармуша «к демократическим преобразованиям» в стране, который он сделал в июле с.г. Военные, которые сконцентрированы вокруг нового главы генштаба алжирской армии, вообще полагают, что реальной альтернативой возможной «алжирской весне» должна стать именно постепенная трансформация нынешней модели управления в сторону большей многопартийности и изменению конституции. В этом направлении работают, пока больше в формате секретных консультаций, и еще два тяжеловеса алжирской политики А.Уахья и неудачник последней выборной кампании А.Бенфлис. Но последние серьезно уступают по своему авторитету тому же М.Хармушу.

В любом случае говорить о какой-то трансформации государственной власти в Алжире можно будет только спустя некоторое время после физического ухода нынешнего президента А.Бутефлики. Ни один из перечисленных выше векторов влияния не желает ускорять события и искусственно устраивать досрочные президентские выборы.  В данном сценарии очень важно не «свалиться в демократический штопор», а придерживаться принципа постепенности реформ. Это подразумевает поддержку армии и спецслужб, которые традиционно играют в Алжире одну из ведущих ролей,

52.28MB | MySQL:103 | 0,426sec