Египет: о перспективах строительства нового Суэцкого канала

В начале августа Египет начал реализацию своего амбициозного проекта —  строительство нового Суэцкого канала, который, согласно заявлению главы управления Суэцкого канала М.Мамиша, «превратит страну в один из крупнейших промышленных центров в мире и сделает его центром мировой экономики».

Идея развития канала не является новой. Еще президенту А.Садату, а затем Х.Мубараку предлагали запустить данный проект, но отсутствие политической воли не привело к осуществлению замысла. Проект рассматривался и президентом М.Мурси, но был отвергнут армейцами из-за соображений безопасности.

Однако в программе инфраструктурного развития президента А.Ф.ас-Сиси, с помощью которой он надеется стимулировать экономику страны и увеличить свою политическую поддержку, проект развития Суэцкого канала занял центральное место. Еще в своей инаугурационной речи А.Ф.ас-Сиси заявил, что данная стройка, наряду с построением ядерного реактора в Ад-Дабаа, что возле Александрии, станут наиболее заметными проектами на предстоящий период.

Согласно плану, намечается строительство параллельного канала длиной 72 км, из которых 35 км предстоит выкопать с нуля, а остальной участок  составят работы по расширению и углублению ныне существующего канала. Это позволит осуществлять двустороннее непрерывное движение судов, что, в свою очередь, сократит время прохождения через канал с сегодняшних 20 часов до 11 часов, а также уменьшит время ожидания судами прохода через Суэц с нынешних одиннадцати до трех часов. Планируется также, что пропускная способность канала увеличится почти в два раза: если в настоящее время ежедневно через него проходит в среднем 49 судов, то к 2023 году этот показатель должен увеличиться до девятосто семи. Помимо этого, планируется расширение и углубление уже существующего пути, и строительство под ним четырех автомобильных и двух железнодорожных туннелей.

На смежных с каналом территориях площадью 76 тыс. кв. км будут построены промышленные зоны, в том числе судостроительные и судоремонтные верфи, заводы по производству контейнеров и автосборочных цехов. Это, по словам главы управления Суэцкого канала М.Мамиша, предоставит египтянам миллион новых рабочих мест.

Следует отметить, что строительство нового канала является частью мегапроекта «Развитие Суэцкого канала», который предусматривает строительство морских портов в трех граничащих с каналом провинциях – Суэц, Исмаилия, Порт Саид, а также порта Нувейба, расположенного в провинции Южный Синай, аэропорта в Шарм еш-Шейхе, новой индустриальной зоны и силиконовой долины. 

Нынешняя столь масштабная активизация в данном вопросе вполне понятна. Из-за нестабильных доходов от туризма, Суэцкий канал остается ключевым источником пополнения государственной казны. За прошлый фискальный год прибыль от канала составила 5,3 млрд долл. Это стало наибольшим показателем за 145 летнюю историю этого уникального гидротехнического сооружения. Сообщается также, что новая водная артерия увеличит доходы от эксплуатации канала на 260%, что составит более 13 млрд долл. в год.

Присутствовавший на церемонии начала строительства глава государства А.Ф.ас-Сиси попросил ускорить работы и закончить их в течение года. Ранее предполагалось, что на реализацию проекта уйдет три года. По словам президента АРЕ, в работах под патронажем армии, которая займется инженерно-технической стороной, участвуют десятки гражданских компаний (по данным газеты «Аль-Ахрам», уже начали работу 48 таких компаний). При этом президент особо подчеркнул, что канал «всегда будет принадлежать египтянам».

Египетский президент также заявил, что данный проект призван «восстановить уверенность египтян в своих силах» и призвал граждан участвовать в финансировании проекта путем приобретения облигаций.

Примечательно, что с обращением к населению внести свой вклад в строительство канала обратился также имам университета Аль-Азхар, сообщив, что учебное заведение выделило 35 тыс. долл. В целом же, на реализацию проекта государству потребуется 8 млрд долл., одна половина из которых пойдет на строительство нового канала, а другая – на строительство туннелей.

Для финансирования стройки четыре государственных банка АРЕ выпустили облигации под 12% годовых. Однако, на что особо акцентируется внимание, столь привлекательные инвестиции могут осуществить только египетские инвесторы. При этом руководство страны преподнесло это решение как возможность для каждого египтянина быть причастным к данному проекту. Показательно, что ажиотаж вокруг облигаций начался с первого дня их реализации 4 сентября. За 9 дней было собрано более 8 млрд долл. Только в последний день реализации — 15 сентября, было продано облигаций на сумму 1,5 млрд долл.

По словам главы Центрального банка Хишама Рамеза, популярность облигаций продемонстрировала способность Египта самостоятельно профинансировать данный проект, а также показала, что банковская система страны «имеет ресурсы финансировать мегапроекты».

Проект строительства нового Суэцкого канала поддержал Всемирный Банк, при этом пообещав консультационное содействие. Представитель этой финансовой организации, посетивший АРЕ в начале сентября, отметил, что проект улучшит экономику страны и, что немаловажно, создаст новые рабочие места для молодежи.

Однако, несмотря на такие привлекательные цифры от эксплуатации нового канала, которыми бравирует руководство страны, некоторые эксперты выражают предположения, что проект может постигнуть та же участь, что и нашумевшие в свое время проекты «Тошка» и «Вади Гадид». Данные проекты, запущенные при президентстве Х.Мубарака, призваны были отвести часть вод Нила в западные регионы страны. Но за 15 лет было выполнено всего лишь 10% работ. Впрочем, и здесь А.Ф.ас-Сиси заявил о своем намерении завершить «подвешенные» проекты.

И все же подобное «планов громадье» у целого ряда специалистов вызывает заметный скепсис. Ими обращается внимание на то, что прежде, чем браться за «недострои» периода Х.Мубарака, следует сперва еще раз хорошенько просчитать перспективы «суэцкого» проекта. В частности, отмечается недостаток технической и инженерной изученности данного проекта, а также отсутствие эффективного менеджмента в его финансировании.

Свою обеспокоенность тем, что египетские власти не предоставили детали плана строительства, также выразил генеральный секретарь Международной палаты судоходства в Лондоне Питер Хинчлифф, заявив, что из-за этого невозможно точно предсказать, насколько преобразования повлияют на перевозки через канал.

Некоторые экономисты, в частности глава региональной прогностической консалтинговой компании Ангус Блэр, склонны полагать, что для страны, находящейся в экономическом кризисе нецелесообразно заниматься такими мегапроектами.

Кроме того, несмотря на заявления министра по делам древностей АРЕ о том, что строительство нового канала, никак не затронет археологические памятники в этой части страны, археологи выразили свою обеспокоенность, считая, что этот проект уничтожит многие памятники северо-востока Египта. Прежде всего, речь идет о крепости Телль Хабуа, расположенной на восточном берегу Суэцкого канала, где сохранился римский форт, более древние административные, хозяйственные и храмовые здания.

Следует отметить, что проект строительства «второй ветки» Суэцкого канала вполне вписывается в логику действий новой власти. Ведь в целом первые 100 дней президентства  А.Ф.ас-Сиси продемонстрировали огромные амбиции и желание войти в историю наподобие своего «кумира» Г.А.Насера.

Впрочем, для этого необходимо иметь как материальные основания, так и волевые качества. При отсутствии же коих, можно повторить судьбу другого президента-«армейца» – Х.Мубарака.

52.28MB | MySQL:103 | 0,430sec