Пакистан: экономический, политический и социальный курс премьер-министра Наваз Шарифа

Внутриполитический кризис в августе-сентябре 2014 г. в Пакистане заставил экспертов задуматься над тем, что сделал (или не сделал) пакистанский премьер-министр Наваз Шариф и его правительство за время своего пребывания на этом посту (с мая 2013 г.), и каковы потенциальные перспективы развития страны в предстоящие годы. Были ли достигнуты желаемые результаты в развитии экономики страны и решении внутри- и внешнеполитических проблем?

Отметим, что по итогам завершившегося в июне 2014 г. очередного финансового года можно сделать вывод, что экономика страны медленно, но наращивает свой потенциал и даже продолжающийся уже не один год энергетический кризис не смог негативно повлиять на рост национального хозяйства. Об этом свидетельствуют официальные статистические данные «Обзора экономики Пакистана в 2013/14 г.», где, в частности, говорится о том, что темпы экономического роста составили 4.1% по сравнению с 3.7% в предыдущем финансовом году /1/. Сравнительно стабильными были темпы роста и ведущих отраслей реального сектора – сельского хозяйства и промышленности – соответственно 2.1% (по сравнению с 2.9% в предыдущем году: некоторое падение обусловлено неблагоприятными погодными условиями) и 5.8% в сравнении с 1.4% в 2012/13 г.

Однако здесь следует сделать 2 оговорки. Первая из них заключается в том, что все статистические показатели из года в год исчисляются на основе лишь 9 месяцев того или иного финансового года, включая, естественно, и темпы роста всех отраслей национального хозяйства Пакистана /2/. Это означает, что 3 месяца (апрель, май, июнь) выпадают из процесса статистического расчета, будь это благоприятный или неблагоприятный в экономическом отношении период.

И второй фактор потенциальной статистической погрешности (или лучше сказать некорректности) заключается в приукрашивании пакистанскими официальными органами реальной экономической ситуации в стране. Об этом свидетельствуют исправленные в последующие (после того или иного финансового года) годы данные об основных макроэкономических показателях. Аналогичной точки зрения придерживаются и эксперты ведущих международных финансовых институтов, таких как МВФ, Всемирный банк, АзБР, которые осуществляют регулярный мониторинг состояния национального хозяйства Пакистана с точки зрения предоставления (или непредоставления) ему займов и кредитов. В частности, они полагают, что темпы экономического роста Пакистана в 2013/14 г. едва превысили 3%, но никак не достигли 4%, как это декларируется в официальных документах пакистанского правительства /3/.

Для сравнения отметим, что Китай вновь лидирует по темпам роста экономики – 7.5% в 2014 г. и примерно столько же прогнозируется в 2015 г. В Индии этот показатель достиг 5.5% в истекшем 31 марта 2013/14 финансовом году и предполагается, что превысит 6% в текущем году.

Представляется, что 3 основных фактора негативно влияют на нынешнее состояние и будущее развитие национального хозяйства Пакистана: продолжающийся уже не один год энергетический кризис, слабая собираемость налогов и растущий уровень безработицы.

Энергетический кризис (острая нехватка электроэнергии) затрагивает не только непосредственно сам процесс производства в реальных секторах экономики и сфере услуг, но и повседневную жизнь населения Пакистана, в первую очередь это касается верхних и средних групп доходополучателей, что, в конечном итоге, обостряет социальную напряженность в стране. Проблема заключается в том, что веерное отключение электроэнергии (от 6-ти до 12-часов, а иногда и до 16-ти часов в сутки) в городах и сельской местности не дает возможности реально пользоваться холодильниками, кондиционерами, кулерами, электронасосами, другими бытовыми электроприборами, что, естественно, вызывает острое недовольство более или менее обеспеченных слоев населения, которые могут позволить себе иметь такие сравнительно дорогостоящие предметы быта. При этом постепенно растут тарифы за потребление электричества, хотя и не в такой степени, как на этом настаивают международные финансовые институты (в частности, МВФ).

Пока что импорт электроэнергии, в частности, из Индии лишь на 15% позволил снизить ее нехватку в Пакистане (нехватка электроэнергии составляет 5 тыс. МВт). Разговоры об импорте электроэнергии из Центральноазиатских государств (Таджикистан, Узбекистан) пока что остаются на этом уровне, поскольку проект CASA-1000, предусматривающий сооружение ЛЭП для ее транспортировки из этих государств в Пакистан, также остается на бумаге /4/. И проблема здесь заключается не столько в нехватке финансирования этого проекта, сколько в объективном отсутствии возможности сооружения линии электропередач на территории Афганистана, в связи с продолжающейся активностью там боевиков (аналогично по этой же причине не идет строительство газопровода ТАПИ из Туркменистана).

Еще в 2005 г. движение «Талибан» выступило с угрозами срыва строительства газопровода ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия), если в нем будут участвовать американские и западные компании, а также международные финансовые институты, где главенствуют западные банкиры (подразумевался в первую очередь Азиатский банк развития, финансирующий строительство энергетических объектов в том числе в Южной и Центральной Азии). Об этом тогда сообщил агентству РИА «Новости» официальный представитель движения «Талибан» муфтий Латифулла Хакими /5/. Затем подобные угрозы терактов по поводу строительства ЛЭП CASA-1000 и газопровода ТАПИ на территории Афганистана звучали с завидной регулярностью и нет сомнений в том, что после вывода войск НАТО из Афганистана в 2014 г. (даже при условии присутствия там после этого некоторого контингента американских войск) опасность терактов сохранится в полной мере /6/.

Другая сохраняющаяся социально-экономическая проблема, которая постоянно присутствует в национальном хозяйстве и социальной жизни Пакистана, — безработица и неполная занятость. Как свидетельствуют итоги завершившегося в июне 2014 г. финансового года, экономически активное население Пакистана составляет по официальным данным 61 млн. человек, из которых 3.8 млн. безработные (6.2%). При этом сельская безработица повысилась только за последний год с 4.7% до 5.5%, а в городе число безработных стабильно находится в последние годы на уровне 8% /7/. Неудивительно в этой связи, что эта серьезная социальная проблема вызывает крайнее недовольство самых разных социальных групп населения, в том числе и вышедших на Марш протеста в августе-сентябре 2014 г. против правительства Наваз Шарифа и требовавших его отставки.

Однако выдвигаемые обвинения в адрес правительства по поводу существующей и несколько возросшей безработицы в некоторой степени беспочвенны. Эта проблема существует практически в любой стране, независимо от уровня ее развития; существовала и существует она в Пакистане. И её объективно невозможно решить революционно, т.е. взять и создать за 2-3 месяца, или за год дополнительные рабочие места, например, несколько сот тысяч (как того требуют оппозиционеры, вышедшие на Конституционную авеню в Исламабаде). Следует заметить, что в 2006 г., например, был такой же уровень безработицы, как и сейчас, т.е. в размере 6.2% /8/. Так что ничего нового в этой проблеме нет, и то, что безработица, равно, как и энергетический кризис были выбраны демонстрантами в качестве непосредственных причин (наряду с фальсификацией выборов в парламент в мае 2013г.) своего требования об уходе премьер-министра Наваз Шарифа в отставку едва ли можно признать обоснованным. Для сравнения укажем, что в 2014 г. безработица в России составляет 5.6%, а в 2011 г. она достигла почти 8% /9/. А в Индии этот показатель составлял в 2013 г. почти 9% /10/.

А вот о другой серьезной проблеме в экономике демонстранты предпочли умолчать, поскольку это касается уже практически всех слоев населения Пакистана – это массовое уклонение от налогообложения, несовершенство налоговой системы и слабость налогооблагаемой базы. В результате бюджет страны теряет ежегодно 1 триллион рупий, что соответствует 10 млрд. долл. /11/. Отсюда в том числе и хроническая нехватка денег в казне. Ведущие международные финансовые организации в лице МВФ и Всемирного банка не раз обращали внимание на эту серьезную проблему и требовали ее скорейшего решения. В противном случае они грозились существенно уменьшить предоставление экономической помощи.

Здесь основным показателем выступает отношение суммы собираемых налогов к ВВП; в Пакистане в последние годы оно колеблется на уровне 9%. При этом почти 2/3 в общей сумме налогов составляют косвенные налоги и лишь около 1/3 – это прямые налоги, т.е. в Пакистане функционирует система налогообложения, характерная для слаборазвитых государств /12/. Даже официальные лица в стране (на уровне министра финансов) признают, что этот показатель самый низкий в южноазиатском регионе, и в целом налоги в Пакистане платит лишь 1% населения страны /13/.

Очевидно, что недавний политический кризис вызван далеко не только экономическими причинами, хотя проблем в пакистанской экономике хватает. Здесь в большей степени проявились пиаровские устремления как Имран Хана (лидер «Пакистанского движения за справедливость»), так и религиозного деятеля, последователя суфизма Тахир-уль-Кадри (руководитель «Народного движения Пакистана»). Партия Имран Хана получила на выборах в Национальную Ассамблею лишь 27 мест из 342; а новая, недавно созданная партия Тахир-уль-Кадри объективно вообще не могла иметь представительства в Парламенте.

Однако представляется, что немаловажную роль в создании кризисной ситуации в стране сыграла армейская верхушка, возможно не прямо, а опосредованно, не оказав прямую поддержку Наваз Шарифу, а лишь призывая конфликтующие стороны к соблюдению демократии, к решению всех возникающих спорных вопросов исключительно путем переговоров. Кроме того, военные не могут простить нынешнему премьер-министру постоянное преследование бывшего президента Пакистана, генерала Первез Мушаррафа, видя в этом обычные личные обиды на него, своего рода месть за нанесенные ранее оскорбления (смещение Наваз Шарифа с поста премьер-министра в ходе бескровного военного переворота в октябре 1999 г., а позднее отказ ему во въезде в Пакистан для участия в политической жизни в стране и др.).

Наконец, нельзя исключать и то обстоятельство, что явное стремление и Наваз Шарифа, и особенно его младшего брата Шахбаз Шарифа наладить добрососедские отношения с Индией вовсе не нравятся военной верхушке, поскольку результатом реализации таких действий (например, существенное снижение военного противостояния на Линии контроля) может стать падение роли и авторитета армии в пакистанском обществе, снижение возможностей влияния на многие сферы политической и даже экономической жизни в стране.

Однако нам представляется, что армейское руководство отнюдь не желает ухода Наваз Шарифа с политической арены и совсем не жаждет повтора сюжета октября 1999 г. В первую очередь потому, что в этом случае придется нести полную ответственность за состояние экономики и решать труднорешаемые экономические проблемы, в первую очередь энергетическую. Кроме того, едва ли западные государства поймут свержение демократически избранного режима и приход к власти военных. А это четко означает как минимум снижение экономической помощи со стороны ведущих финансовых институтов, а главное – Азиатского банка развития, который в первую очередь финансирует энергетические проекты Пакистана. Да и уровень Рахил Шарифа как Главы армии вовсе не соответствует уровню Первез Мушаррафа.

Следует учитывать то обстоятельство, что в ходе политического противостояния главная опора Пакистана – Соединённые Штаты, четко высказали свою позицию, оказав полную поддержку правительству Наваз Шарифа и конкретно ему как законно избранному премьер-министру страны /14/.

В связи с политическим кризисом деловые круги все больше высказывают серьезную озабоченность ростом убытков и снижением инвестиционной активности, что является естественным следствием политической нестабильности. Министр финансов Ишак Дар заявил, что их размер составляет порядка 6 млрд долл., однако министр торговли его поправил в сторону роста и сообщил, что эта сумма составляет как минимум 8 млрд долл. Наконец, Президент Федерации торгово-промышленных палат Пакистана заявил, что убытки от политического противостояния превысили 10 млрд долл. /15/. Скорее всего эти цифры завышены, однако нет сомнений в том, что частный сектор национального хозяйства Пакистана все в большей степени испытывает на себе негативное воздействие политического кризиса.

Параллельно с политическими проблемами все более угрожающие размеры принимает едва ли не национальная трагедия – сильнейшее наводнение, схожее по своим масштабам с аналогичным в 2010 г., когда ущерб от наводнения превысил 10 млрд долл. (оценки МВФ). По состоянию на конец сентября по предварительным данным погибли свыше 500 человек, ранены 300 тыс. и пострадали (лишившись жилища и имущества) почти 2.5 млн. человек, однако эти официальные данные крайне приблизительны, и едва ли можно сомневаться в том, что эти цифры изменятся в сторону роста. Значительный ущерб нанесен экономике страны, в первую очередь в Панджабе. В этой связи скорее всего запланированные на 2014/15 финансовый год темпы экономического роста в размере 4.1% (а МВФ в августе даже повысил их до 4.3%) будут пересмотрены в сторону снижения. Именно так было в 2010 г., когда темпы экономического роста, запланированные на 2010/11 г. в размере 4.5%, реально составили лишь 2.6% /16/.

Если оценивать потенциальное влияние этой трагедии на политическую жизнь в стране, то этот дикий разгул стихии в какой-то степени играет на руку нынешним властям, поскольку с морально-этической точки зрения безнравственно заниматься политическим противостоянием, вместо того, чтобы бросить все силы и финансовые ресурсы на помощь миллионам пострадавших, а не заниматься политиканством.

И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о позитивных моментах в развитии российско-пакистанских отношений после прихода к власти в Пакистане Наваз Шарифа. Здесь следует выделить 2 существенных обстоятельства.

Первое – готовность России начать военно-техническое сотрудничество с Пакистаном, чего настойчиво добивался Исламабад в течение многих лет, и от чего ранее всегда уходила Москва. Речь идет о поставках российских ударных вертолетов Ми-35, что было озвучено в апреле текущего года; /17/ позднее, в июне это было подтверждено руководителем «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым. Причины принятия такого решения вполне понятны, учитывая ситуацию в Украине, а также изменение геополитической ситуации в регионе после ухода из Афганистана войск НАТО и реальную возможность усиления террористической деятельности там. Как и следовало ожидать, оно вызвало неприкрытую негативную реакцию с индийской стороны. Однако, как весьма справедливо отметил в редакционной статье японский журнал «Дипломат», прошли времена, когда яйца клали только в одну корзину и неудивительно, что исходя из своих собственных интересов США, Израиль, Франция поставляют оружие Индии, а Россия готова поставлять оружие Пакистану /18/.

Здесь же уместно сказать о том, что впервые в истории российско-пакистанских отношений в апреле этого года были проведены совместные учения по отработке борьбы с терроризмом на море, когда российский большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников» и пакистанский фрегат «Асват» провели совместные действия в этом направлении.

И второе. После введения санкций против России пакистанские торгово-промышленные круги восприняли эти события как своего рода руководство к действию с точки зрения возможности расширения наших двусторонних торгово-экономических отношений. Председатель пакистано-российского Делового совета, функционирующего под эгидой Федерации торгово-промышленных палат Пакистана, Фарук Афзал заявил в этой связи, что «санкции Евросоюза, Австралии, Канады и других стран против Москвы являются прекрасной возможностью для пакистанских экспортеров укрепиться на российском продовольственном рынке /19/. Уже во второй половине сентября в Пакистане побывала делегация «Россельхознадзора» для изучения качества выращиваемых там овощей и фруктов /20/.

Неудивительно в этой связи, что Президент РФ В. Путин, выступая в конце июня на церемонии вручения верительной грамоты от пакистанского посла Захир Джинджуа, заметил, что «мы придаем большое значение развитию сотрудничества с Исламской Республикой Пакистан. Российские компании готовы к реализации перспективных проектов, в том числе в энергетике и металлургической промышленности — отраслях, которые создавались с помощью специалистов из нашей страны». Среди других важнейших направлений сотрудничества с Пакистаном В.Путин назвал борьбу с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков /21/.

Есть основания полагать, что результатом такого нарастающего взаимодействия может наступить новая эпоха в российско-пакистанских двусторонних отношениях.

 

  1. Pakistan Economic Survey 2013-14. Government of Pakistan, Islamabad, 2014, p. i
  2. Финансовый год в Пакистане начинается 1 июля данного календарного года и заканчивается 30 июня следующего года.
  3. ADB forecasts decrease in inflation // The Nation. 20.07.2014.
  4. Pakistan, Tajikistan agree to strengthen economic cooperation // PakTribune. 18.06.2014. Информационное агентство «REGNUM». http://www.regnum.ru/news/polit/1708783.html#ixzz2fd1m0DCV. 17.09.2013.
  5. Информационный сайт www.gundogar.org/ 20.05.2005.
  6. Альтернативный проект сооружения ЛЭП из Таджикистана в Пакистан через Ваханский коридор (высокогорная провинция Бадахшан в Афганистане) начал обсуждаться лишь в июне 2014 г. Однако проект не является новым, он был разработан еще в 90-х годах прошлого столетия. Маршрут этой ЛЭП в случае реализации будет пролегать от Рогунской ГЭС через Хорог на востоке Таджикистана и далее через Ваханский коридор в пакистанский Читрал.
  7. Исчислено по: Labour Force Survey 2012-13. Government of Pakistan. Islamabad, 2013. Pakistan Economic Survey 2013-14. Government of Pakistan. Islamabad, 2014, р. хii – xiii.
  8. Parveen Zaiby. Employment strategy, problems and policies // Business & Finance Review (Karachi). 6.10.2008.
  9. Информационный портал «Кадровые агентства России». http://person-agency.ru/statistic.html. 9.09.2014.
  10. Информационный сайт «EREPORT.ru. Мировая экономика». http://www.ereport.ru/stat.php?count=india&razdel=country&table=ueecia. 12.09.2014.
  11. M. Iqbal Patel. Addressing tax evasion. // Economic & Business Review (Karachi). 2.12.2013.
  12. Pakistan Economic Survey 2013-14. Government of Pakistan, Islamabad, 2014, p. 60-61.
  13. Farhan Bokhari. Analysis: Taming the Economy. // Dawn. 2.06.2014.
  14. The Indian Express. 6.09.2014.
  15. Business Recorder. 9.09.2014.
  16. Nasir Jamal. Floods to hit growth rate // Economic & Business Review. 15.09.2014.
  17. Общероссийская еженедельная газета «Военно-промышленный курьер» (ВПК). http://vpk-news.ru/articles/20658. 10.06.2014.
  18. Saurav Jha. Russia’s Strategic Pakistan Play // «The Diplomat» (Япония). 31.07.2014.
  19. Daily Times. 24.08.2014.
  20. Dawn. 22.09.2014.

21. Информационное агентство Neftegaz.ru. http://neftegaz.ru/news/view/126215/. 27 июня 2014 г.

52.31MB | MySQL:103 | 0,571sec