Что можно противопоставить угрозам «Исламского государства» в адрес России и Европы

Последние события в Чечне и Дагестане заставляют более пристально отнестись к угрозам «Исламского государства» (ИГ) совершить резонансные теракты на территории России и стран Европы. После подрыва смертника в Грозном, что, как мы уже говорили ранее, вряд ли является инициативой одиночки, органы безопасности «накрыли» фабрику производства СВУ и ликвидировали главного взрывника в Дагестане на сегодняшний момент. Количество уничтоженной в процессе операции взрывчатки «зашкаливает» и наводит на мысль о подготовке не просто резонансного теракта, а об их серии, причем не только на территории Дагестана. В этой ситуации примечательно, что ликвидированный «инженер»  недавно прибыл из Сирии, где воевал в рядах исламистов. Вновь рискнем высказать тезис, что оба эти случая имеют между собой определенную, пусть и не прямую, связь. У организаторов двух этих акций (одной, к счастью, не произошедшей) явно один и тот же заказчик. Пока наиболее вероятной версией является «след» руководства ИГ в Ираке. При этом одно, несомненно, определенно — заказчик обладает приличными финансовыми ресурсами. Для того чтобы организовать волну террора на Северном Кавказе и в городах РФ, данное условие является обязательным. В принципе группировка ИГ, которая экспортирует в день контрабандной нефти на 2-3 млн долларов США, сама в состоянии профинансировать такие операции. Особенно с учетом того, что чеченцы-кистинцы, воюющие в рядах ИГ, имеют устойчивые и давно наработанные связи с исламистским подпольем на Северном Кавказе.

Одновременно с указанными событиями появилось и официальное предупреждение спецслужб США о том, что «боевики ИГ готовят серию терактов в странах Евросоюза». Позднее эту информацию официально подтвердила немецкая БНД. Американцы оговорились, что данные получены в результате радиоперехватов. Такая оговорка означает только одно — конкретной информации о сценарии совершения операции, ее участниках и примерных сроках реализации нет. Очень сомнительно, что организаторы такой акции будут обсуждать детали в подробностях по телефону. Этим обстоятельством, собственно, и обусловлено официальное предупреждение, поскольку в случае агентурной информации алгоритм действий абсолютно другой: полная тишина и доведение операции до реализации путем захвата или ликвидации конкретных персоналий в конкретном месте. И уже после — широкое освещение в прессе.

Все это означает, что следует ожидать инфильтрацию боевиков в европейские страны с целью подготовки совершения терактов. Каким образом это будет происходить и что можно в этой ситуации предпринять? Ряд европейских стран предложили резко усилить контроль на границах стран ЕС, что должно, по их предположению, серьезно воспрепятствовать проникновению боевиков. С учетом отсутствия технически обустроенных границ в Европе контроль на отдельных КПП вряд ли даст реальный результат. БНД в этой связи утверждает, что исламисты планируют проникать поодиночке или мелкими группами до 4 человек под видом «беженцев». Но, во-первых, беженцы из Сирии и Ирака в основном оседают в Турции, Иордании, и в том же Ираке и Иракском Курдистане. Во-вторых, беженцами в основном становятся шииты или курды, среди которых сторонников ИГ просто нет. Суннитов там единицы, что позволяет их четко выделить при оформлении статуса беженцев и ставить под особый контроль.

По нашей оценке, боевики ИГ (если они действительно готовят какие-либо операции) скорее всего пойдут несколько другим путем. Организаторов следует искать, в первую очередь, среди возвращающихся из зоны боев мусульман, уже имеющих паспорта европейских стран. Их количество неизвестно или оценивается приблизительно; реальное их пребывание в рядах джихадистов в Сирии или Ираке установить сейчас фактически нереально. Даже при наличии в отрядах ИГ агентуры, сделать это предельно сложно. Тем более, что с подобными вопросами, как мы знаем, у европейцев и американцев дела обстоят не самым блестящим образом. Характер конфликта в Сирии и Ираке носит остро конфессиональный характер, что резко сужает резерв для приобретения агентурных позиций. Рассчитывать на объективность саудовских спецслужб в данном случае было бы слишком наивно, они будут предоставлять заранее ангажированную информацию. Таким образом, основные усилия по выявлению «спящих ячеек» исламистов целесообразно сосредоточить на контрразведывательной работе внутри самих  cтран ЕС. Прежде всего, стоит сконцентрировать острие деятельности на приобретении устойчивых оперативных позиций внутри мусульманской общины, и особенно в среде лиц, имеющих радикальные настроения. Группы террористов в любом случае прибудут в Европу «голыми». Им предстоит найти возможности добычи компонентов для изготовления СВУ и конспиративные квартиры. Это требует вхождения в местную исламистскую среду и приобретения там доверительных связей. Одновременно следует учитывать, что до настоящего момента теракты в Европе осуществляли местные исламисты, которые в своей подавляющей массе нигде не воевали. Достаточно вспомнить теракты в Лондоне и Мадриде. Таким образом, усиленная разработка местных радикалов должна дать свои результаты. При этом из Ирака или Сирии, скорее всего, прибудет собственно сам «инженер», который должен смонтировать СВУ, и организатор  самой операции. Причем таких «двоек» или «троек» может быть несколько, в разных странах и действующих автономно друг от друга. Таким образом, в данном случае много будет зависеть от степени боевого сглаживания и взаимодействия европейских спецслужб, а также эффективности обмена информацией по каналам партнерских связей со спецслужбами Турции, Ирака и Иордании. При этом отказ от сотрудничества в этой сфере со спецслужбами Сирии в силу политических причин необходимо изменить, дабы очень существенный поток оперативной информации, включая конкретных персоналий исламистских группировок, поступал своевременно. То же самое относится и к вопросу сотрудничества и с иранцами.

52.21MB | MySQL:103 | 0,494sec