Учения «Си Бриз– 2014» и турецкие «маневры » на Черном море

С 8 по 10  сентября 2014 г. в северо-западной части Черного моря прошли плановые учения военно-морских сил Украины и НАТО «Си Бриз – 2014», которые проводятся ежегодно в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании и сотрудничестве по вопросам обороны и военных отношений, заключенным  министерствами обороны США и Украины от 1993 г. Данные учения проходили в обстановке максимального обострения отношений между Россий и странами НАТО, а, следовательно, как и в период холодной войны имели, прежде всего,военно-демонстративный характер. Последнее было в особенности заметно в период предыдущих натовских учений «Бриз-2014», которые проводились с 4 по 13 июля у болгарских берегов. Особенностью этих учений являлось то, что эксперты не могли дать точных данных о численности группировки НАТО, участвовавших в маневрах (оценки варьировались от девяти до двадцати с лишним судов). При  этом все сходились во мнении, что численность военно-морского отряда Альянса сопоставима лишь с периодом холодной войны.Официальная цель учений «Си Бриз-2014» — отработка сценария международной операции по обеспечению безопасности судоходства в кризисном районе.  Одновременно с учениями «Бриз-2014» и «Си Бриз-2014» Россия проводила масштабные учения Черноморского флота (ЧФ), которые имели целью патрулирование заданных районов, поиск и уничтожение подводных лодок условного противника, а также ракетные и артиллерийские стрельбы. При этом предусматривалось покрытие всей акватории Черного моря, что в условиях постоянного ротации натовских кораблей, а также уже третьих по счету учений Альянса в Черноморском регионе (ЧМР) в 2014 г. дало основание экспертам не исключить возможность военного столкновения ВМС России с военно-морской группой неприбрежных держав. Последнее было явно преувеличено, поскольку,  несмотря на тот факт, что «Си Бриз-2014» проходили вблизи российских берегов, командование ЧФ рассматривало его, прежде всего, как плановые учения, держа при этом весь цикл маневров Альянса под постоянным контролем.

Таким образом, военно-морские учения НАТО, завершенные вблизи черноморских берегов России в рамках «Си Бриз – 2014» имеют все атрибуты холодной войны. В этой ситуации эксперты обращают внимание на позицию Турции – постоянного участника черноморских военно-морских программ НАТО и единственной державы Альянса, обладающей современными видами военно-морских вооружений в ЧМР. Многие склонны рассматривать Турцию как страну потенциально враждебную России, обращая внимание при этом главным образом на историческое соперничество двух стран в ЧМР.  В связи с этим ответим на вопрос, какова вероятность того, что все увеличивающееся присутствие НАТО на Черном море может постепенно втянуть Турцию в противостояние с Россией.

На первый взгляд, шансы для этого уже достаточно велики. Активность военно-морских сил Турции в рамках учений «Бриз-2014» и «Си Бриз-2014» несомненна. По подсчетам экспертов в июльских учениях НАТО принимало участие не менее семи судов турецкого военно-морского флота (из них две подводные лодки). В сентябрьских учениях участвовал турецкий фрегат «Aruj (Аруж)». Напомним, что несмотря на плановый характер, июльские и сентябрьские учения имели целью демонстрацию поддержки Киева в его конфронтации  с Россией. При этом, хотя программы «Бриз» и «Си — Бриз» не предусматривали участие кораблей стратегического назначения, фактическую корректировку «Си Бриз-2014» осуществляли ракетный крейсер США «Велла Галф», что вызывало обеспокоенность российской стороны. Военные корабли Турции входят в состав Второй постоянной минно-тральной группы НАТО (SNMCMG2), то есть Турция и впредь будет участвовать во всех плановых мероприятиях Альянса, какой бы характер те не носили. Наконец, фактический отказ Турции от какой-либо фильтрации натовских кораблей при допуске их в Черном море чрезвычайно сужает Анкаре поле для маневра и может постепенно втянуть ее в более тесную кооперацию с НАТО на Черном море. Последнее уже напрямую может угрожать сотрудничеству России и Турции в деле отстаивания приоритета черноморских государств во всех вопросах, касающихся обороны и безопасности ЧМР. Иными словами в условиях постоянной ротации НАТО в Черном море может быть поставлен вопрос о целесообразности сохранения таких черноморских организаций, как «Блэксифор» и «Черноморская гармония», а также кооперации России и Турции в деле нераспространения программы НАТО «Активные усилия» на акваторию Черного моря. В известной степени такой сценарий развития события подтверждается некоторыми зарубежными экспертами, которые еще в начале 2014 г. опасались, что чрезмерная зависимость Турции от НАТО может поставить крест на перспективах Турции как самостоятельного регионального игрока.

Оценивая возможность обострения российско-турецких отношений, отечественные аналитики отчасти успокаивают себя тем, что в отличие от турецкого флота ЧФ имеет неоспоримое преимущество в кораблях — ракетоносцах. Признавая правомерность данного заявления, не следует забывать, однако, что в численном составе (по крайней мере, до недавнего времени) турецкие ВМС втрое превосходили ВМС России на Черном море, а суммарная огневая мощь турецкого флота на черноморском направлении соотносится как 1 к 1,5 и эта разница не в пользу России. Турция активно наращивает и обновляет свое военно-морской потенциал, причем обновление это носит качественный характер, поскольку все больше военных кораблей закладывается на турецких верфях с применением новейших технологий. Показательны в связи с этим планы турецкого правительства по строительству крупнейшего турецкого многоцелевого военно-десантногокорабля, способного бороздить воды Эгейского, Черного и Средиземного моря и при необходимости заходить в акватории Индийского и Атлантического океанов. Тендер на строительство этого суперкорабля выиграла в начале 2014 г. стамбульская верфь Sedef (Седеф). Программа обновления и развития турецкого флота рассчитана до 2015 г. Напомним в связи с этим, что программа модернизации ЧФ должна закончиться лишь в 2020 г. Наконец, не следует забывать, что Россия никогда не выпадала из списка «исторических» врагов Турции. Об этом лишний раз свидетельствует решение, принятое Советом национальной безопасности Турции в октябре 2010 г. в связи с  изменениями, внесенными в Стратегию национальной безопасности. Согласно новой редакции впервые после развала СССР  Россия стала рассматриваться Турцией как потенциальный противник, при том, что на тот момент из списка стран, которые представляли внешнюю угрозу для Турции, были исключены такие ее «исторические» враги как Сирия и Иран.

Итак, «Си Бриз-2014» завершили цикл черноморских учений НАТО. При этом если учитывать тот факт, что в перерыве между мартовскими, июльскими и сентябрьскими маневрами Альянса его корабли  все время находились в Черном море, можно сделать вывод, что черноморская акватория стала зоной постоянного патрулирования натовских кораблей. Особенно это было заметно между учениями НАТО в марте 2014 г. и  маневрами в рамках программы «Бриз-2014», когда корабли  Северо-Атлантического блока лишь на короткое время уходили из Черного моря, чтобы потом вновь вернуться туда  на гарантированные три недели. Примером этому может служить уже упомянутый «Велла Галф», трижды в этом году посещавший Черное море, а также французский разведывательный корабль «Дюпюи де Лом», фактический вставивший на боевое дежурство в черноморской акватории. В создавшейся ситуации активное участие Турции в учениях НАТО, разумеется, не означает какого-либо качественного ухудшения ее отношений с Россией. Однако сознательный отказ Анкары от ограничения присутствия нечерноморских держав в ЧМР может подорвать ее позиции как самостоятельного регионального игрока, основывающего свою  политику на принципах балансирования, а также отразиться на ее взаимоотношениях с РФ. Этого опасаются и в самой Турции, в частности, в турецком политологическом сообществе из числа бывших военных, которые позиционируют свою страну как представителя НАТО на Черном море, имеющего собственные интересы в регионе. Не удивительно, что несмотря на обострение обстановки в ЧМР, Россия и Турция воздерживаются пока  от каких-либо резких заявлений в адрес друг друга. Дело не только в желании избежать ненужных объяснений. В создавшейся ситуации обеим сторонам просто нечего сказать друг другу. Однако политические и военные маневры Турции на Черном море явно затянулись. Анкаре видимо придется  отказаться от политики невмешательства и более четко определить свою позицию в условиях противостояния России и НАТО, причем сделать это предстоит, судя по всему, уже в ближайшем будущем.

52.22MB | MySQL:103 | 0,485sec