Слушание Конгресса США на тему финансирования ХАМАСа

9 сентября состоялось слушание Подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки Палаты предствавителей Конгресса США на тему финансирования Хамас. Слушание возглавила Илеана Рос-Лейтинен, а приглашенными выступающими были Джонатан Шанзер из Фонда защиты демократии, Стивен Кук из Совета по международным делам и Ави Йориш из Американского совета по внешней политике.

Председатель Рос-Лейтинен начала с того, что правительство США борется с ХАМАСом уже на протяжении 20 лет и за это время добилось определенных успехов. В 1995 году администрация Клинтона провозгласила ХАМАС террористической группировкой, а после терактов 11 сентября он получил статус международной террористической группы. В 2003 году Министерство финансов США удалось выявить пять благотворительных организаций, перечислявших деньги ХАМАСу. Данные организации находились на территории Франции, Швейцарии, Великобритании, Австрия и Ливана. После победы ХАМАСа на палестинских выборах 2006 года финансовые институты США полностью заморозили все транзакции более 100 членов данной группировки. Следующим шагом по перекрыванию денежных потоков ХАМАСа стало введение мер против Исламского национального банка в Газе и против телевизионного канала «Аль-Акса». И наконец, в 2012 году США удалось отследить финансирование ХАМАСа со стороны нескольких благотворительных организаций Ливана. В целом же отслеживать финансовые потоки ХАМАСа довольно сложно, поскольку он обладает разветвленной сетью посредников и подставных компаний на Ближнем Востоке, в Европе и США. На настоящий момент предполагается, что ежегодный бюджет ХАМАСа колеблется от 500 миллионов  до 1 миллиарда долларов.

Перед началом выступлений приглашенных докладчиков председатель Рос-Лейтинен также отметила, что само существование ХАМАСа является причиной многих существующих проблем на Ближнем Востоке, в частности, мешает израиле-палестинскому мирному процессу. ХАМАС не только наносит удары по Израилю, но и представляет политическую и военную угрозу для правительства Палестины. А недавнее примирение ФАТХа и ХАМАСа приведет лишь к еще большему усугублению остановки в Палестине и регионе в целом. Более того, рано или поздно многие демократические страны могут столкнуться с такой же проблемой, как и Израиль, а именно «как защитить себя от жестокого врага, который ставит под угрозу жизнь мирных жителей ради достижения своих корыстных целей».

Особую обеспокоенность у Конгресса США вызывает тот факт, что многие ближневосточные страны тем или иным образом оказывают поддержку ХАМАСу, в частности речь идет о союзниках США, таких как Катар и Турция. Именно Катар и Турция в последние годы стали основными спонсорами и союзниками для ХАМАСа, хотя и не имеют значительного влияния на данную группировку. Необходимо отметить, что Доха и Анкара чрезвычайно важны для Вашингтона, в связи с чем необходимо всеми возможными средствами заставить их прекратить финансирование и поддержку ХАМАСа. Конгресс отметил, что в настоящее время администрация США оказывает недостаточно влияния на своих союзников.

Джонатан Шанзер из Фонда защиты демократии по отдельности рассмотрел связи ХАМАСа со странами региона, в частности, проанализировав их степень значимости для существования группировки. Шанзер отметил, что с началом «арабской весны ХАМАС оказался в трудном положении, потеряв многих союзников и источников дохода. Во-первых, свержение «Братьев-мусульман» в Египте  нанесло удар не только по финансам ХАМАСа, но и по возможности его перемещения в секторе Газа.  Если во время правления президента М.Мурси Египет был одной из главных баз ХАМАСа для подготовки операций, то смена власти привела к большим потерям. В первую очередь были заморожены счета многих «Братьев-мусульман», спонсировавших ХАМАС, что продолжается и по сей день. Также новый президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси уничтожил более 1500 туннелей, соединяющих Египет и Газу, торговля и контрабанда через которые приносит ХАМАСу значительный доход. Во-вторых, ХАМАС во многом полагался на поддержку Сирии, оказавшейся в ситуации гражданской войны, и Ирана, чьей первостепенной заботой в настоящее время является Сирия.

Наибольшую роль Иран сыграл в 2006 году, когда ХАМАС одержал победу на выборах, и в результате Запад ввел санкции. В то время Иран выразил готовность покрыть дефицит бюджета Палестины. В то же время во многом улучшилась военная подготовка бойцов ХАМАСа, что также считается заслугой Ирана. В целом, Иран сыграл и продолжает играть существенную роль для ХАМАСа, хотя в настоящее время поддержка Тегерана и снизилась.

На смену Сирии, Ирану и Египту пришел Катар, оказавший ХАМАСу политическую и финансовую поддержку. Согласно заявлением властей Палестины, в 2008 году Катар выделял ХАМАСу по несколько миллионов долларов в месяц, что якобы предназначалось жителям сектора Газа. В 2012 году ХАМАС заявил, что заключает с Катаром сделку стоимостью 250 миллионов долларов для восстановления Газы, в том числе на строительство домов. В октябре 2012 года Катар пообещал выделить ХАМАСу дополнительные 400 миллионов долларов, а после примирения ХАМАСа и ФАТХа в мае этого года Катар пообещал выделить еще 60 миллионов долларов для выплаты зарплат в секторе Газа. Также стоит отметить, что в Катаре укрываются многие значимые фигуры ХАМАСа.

Что касается Турции, по сообщениям, в декабре 2011 года Р.Т.Эрдоган, являвшийся в то время премьер-министром, распорядился, что бы  Министерство финансов выделило 300 миллионов долларов для Хамас. Хотя и ХАМАС, и турецкая сторона опровергли это сообщение, спустя некоторое время еще несколько информационных источников опубликовали материалы на данную тему, приведя доказательства. Однако на данный момент все еще нет четкой информации насчет того были ли переведены данные средства, и если были, то в каком размере. В то же время особую обеспокоенность вызывают частные переводы турецких граждан данной группировке.

Еще одной страной, с которой ХАМАС связывают продолжительные отношения, является Судан. Члены группировки часто посещают Судан, в том числе встречаются с суданскими властями. Согласно данным разведки, ХАМАС использует Судан в качестве ключевого транзитного пути для поставки оружие из Ирана в сектор Газа. Также считается, что на территории Судана расположено множество  предприятий и благотворительных организаций, перечисляющих деньги ХАМАСу.

В качестве рекомендаций Джонатан Шанзер предлагает Вашингтону открыто поддерживать операции Египта по уничтожению туннелей и замораживанию счетов ХАМАСа, а также в случае необходимости поставить Египту военную технику для этой цели; настоять на том, чтобы Катар прекратил финансовую поддержку ХАМАСа и заморозил счета членов данной группировки в катарских банках; в то же время необходимо временно приостановить сделку по продаже США вооружений Катару, чья стоимость достигает 11 миллиардов долларов. Еще одним способом воздействия на Катар может стать перемещение американской военной базы с территории данной страны. Что касается Турции, то США необходимо надавить на Анкару с целью прекращения финансирования ею ХАМАСа и укрывания членов данной группировки. Одним из способов воздействия на Турцию в арсенале США является замораживание поставок вооружений Анкаре, а также ряда других сделок.

Хотя Катар и Турция являются союзниками США, необходимо провести расследование на тему их связей с ХАМАСом. Что касается Ирана, администрации США стоит укрепить отношения с данной страной, но в то же время потребовать от Тегерана немедленного прекращения всех контактов с ХАМАСом. В качестве рычага давления могут быть использованы переговоры по ядерной программе Ирана и облегчение режима санкций. К сожалению, наиболее сложно воздействовать на Судан, поскольку многолетний режим санкций привел к тому, что авторитет США в данной стране сильно подорван. Поэтому единственной возможностью остается действовать через Египет.

Стивен Кук из Совета по международным делам также сделал акцент на укреплении связей ХАМАСа с Турцией и Катаром, что приводит к дестабилизации региона и росту насилия. Основная проблема заключается в том, что Турция и Катар получают выгоду от сотрудничества ХАМАСом. По мнению Кука, Катар ведет двойную игру: с одной стороны, он разместил на своей территорию американскую авиабазу, с другой стороны, он активно поддерживает одного из врагов США. Поддержка Катаром ХАМАСа частично объясняется желанием Катара ослабить зависимость от более сильных стран региона, в частности от Саудовской Аравии. Поэтому в 2012 году, когда ХАМАС дистанцировался от Дамаска и Тегерана, Катар воспользовался моментом и увеличил свое финансирование данной группировки. В то же время стоит отметить, что ХАМАС не находится в зависимости от Катара и ведет себя как независимый актор, заинтересованный в первую очередь в достижении своих собственных целей.

Что касается Турции, Кук объясняет ее поддержку ХАМАСа рядом факторов: во-первых, большинство граждан Турции выражают симпатию палестинскому народу, а недавнее примирение ХАМАСа и ФАТХа представляется им как стремление создать единое государство, что вызывает лишь положительные эмоции. Во-вторых, правительство Турции связало свою поддержку ХАМАСа с напряженными отношениями государства с Израилем и личному отношению части политического истеблишмента Турции к еврейскому государству. В-третьих, политика правящей партии Турции во многом строится на идее солидарности мусульман, и в случае конфликта Израиля и Палестины Анкара относит его как раз к категории «мусульманских дел», а значит, Палестина заслуживает поддержки Турции. В–четвертых, в понимании Анкары для того, чтобы Турция могла стать лидирующей страной в регионе, ей необходимо активно сотрудничать с не только с умеренными мусульманами, но и исламистскими группами.

В качестве дальнейших шагов для администрации США Стивен Кук предлагает Вашингтону открыто заявить о своем неодобрении связей Турции и Катара с ХАМАСом и выступить с критикой в их адрес. Также Кук рекомендует отменить запланированные визиты и встречи с представителями данных стран. Несмотря на то, что рекомендацию Кука носят довольно мягкий характер, он призывает оставаться реалистами и отдавать себе отчет в том, что Доха и Анкара вряд ли так просто откажутся от сотрудничества с ХАМАСом, поскольку это служит их интересам. Но других способов воздействия у США нет, т.к. Вашингтон нуждается в Катаре и Турции. Поэтому, по мнению Кука, США необходимо принять существующее положение дел как данность и постараться использовать возможности Катара и Турции в общении с ХАМАСом для установления более прочных отношений между Израилем и сектором Газа.

Ави Йориш из Американского совета по внешней политике отметил, что традиционно финансирование ХАМАСа строилось на трех источниках: налогообложение жителей сектора Газа, взимание налогов с товаров, поступающих в Газу через Израиль и Египет, а также финансирование от «дружественных» режимов. До 2007 года бюджет ХАМАСа ориентировочно достигал 4-5 миллионов долларов в месяц, в 2009 году он составил 428 миллионов долларов и затем постепенно рос из года в год, достигнув 897 миллионов долларов в 2013 году. Безусловно большая часть финансов складывается из высокого налогообложения сектора Газа, в частности, товаров, поступающих через туннели. Особо высоко оцениваются бензин и строительные материалы. Вторым источником доходов являются страны-спонсоры, в частности, долгое время таковыми являлись Иран, Сирия и Судан, а в настоящее время Катар и Турция.

Если говорить о контртеррористической политике США, то Йориш считает ее непоследовательной и недостаточно продуманной. С одной стороны, президент Б.Обама провозгласил начало войны против «Исламского государства». С другой стороны, он продолжает вести переговоры с Ираном и неоднократно заявлял о своей готовности работать с ХАМАСом, в то время как ХАМАС и Иран представляют огромную угрозу союзнику США — Израилю и Западу в целом. По мнению Йориша, стратегия и идеология ХАМАСа практически идентична стратегии и идеологии ИГ и «Аль-Каиды», а также Тегерана.

В качестве рекомендаций Ави Йориш советует администрации США прекратить какое-либо оказание помощи Палестине, учитывая тот факт, что ФАТХ и ХАМАС договорились о формировании единого правительства. Также необходимо потребовать от Катара и Турции прекращения каких-либо контактов с ХАМАСом, а в противном случае – внести эти страны в список спонсоров терроризма. Ну и наконец, необходимо приравнять ХАМАС к «Аль-Каиде» и ИГ и применять к ним единую тактику.

Важно отметить, что среди конгрессменов, как и среди докладчиков, единства по поводу дальнейших шагов США также не оказалось. Единственное на чем сошлось большинство Конгресса, то что необходимо предпринять более конструктивные действия по перекрытию финансовых потоков ХАМАСа и оказать давление на союзников США, а именно Катар и Турцию, с целью прекращения их поддержки и контактов с ХАМАСом. В то же время конгрессмены заявили о невозможности вести диалог с палестинским правительством после примирения ФАТХа и ХАМАСа, поскольку любое взаимодействие с ХАМАСом, который признан в США террористической группировкой, противоречит американским законам.

52.27MB | MySQL:103 | 0,564sec