Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6 -12 октября 2014 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран нестабильная и напряженная обстановка. В Сирии идут боевые действия правительственных сил против боевиков вооруженной оппозиции и экстремистских исламистских группировок. Боевики экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГ) пытаются овладеть сирийским городом Кобани (Айн-аль-Араб) с преимущественно курдским населением на границе с Турцией. В самой Турции прошли массовые выступления местных курдов, протестовавших против нежелания правительства страны оказать помощь осажденному городу Кобани. В Ираке армия и курдские силы пешмерга ведут бои с формированиями боевиков ИГ, также в стране на прошедшей неделе произошел очередной всплеск террористической активности. Авиация США и их союзников продолжает наносить удары по боевикам ИГ на территории Сирии и Ирака. В Йемене не прекращается противостояние властей и шиитских мятежников – хоуситов. В Ливии бои идут в районе столицы страны Триполи и на западе — в районе Бенгази. Нестабильной остается ситуация в Ливане, на северо-западе Пакистана, в Египте и Афганистане.

На минувшей неделе отряды боевиков «Исламского государства» штурмовали город Кобани на севере Сирии, который защищают курдские Отряды народной самообороны (ОНС) и повстанцы из оппозиционной режиму Асада Сирийской свободной армии. Авиация США и их союзников ежедневно наносит удары по боевикам ИГ в районе Кобани, в то же время Турция, сосредоточив крупные военные силы на границе с САР напротив Кобани, воздерживается от участия в военных действиях против «Исламского государства». К концу недели боевикам ИГ удалось захватить многие районы города. Командование ОНС призывает США усилить воздушные удары по противнику. Сообщается о многочисленных жертвах среди мирных жителей, не прекращается исход горожан из Кобани в Турцию.

Тем временем в других районах Сирии правительственные войска ведут боевые действия против вооруженных формирований противников режима Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в провинции Дамаск и в южной провинции Дераа. В Вашингтоне сообщили, что Турция согласилась поддержать американскую программу тренировки и экипировки так называемой «умеренной оппозиции» в Сирии для борьбы с ИГ.

7 октября спецпредставитель генерального секретаря ООН по химическому разоружению Сирии С. Кааг сообщила, что Дамаск заявил еще о четырех объектах, связанных с химическим оружием (ХО), которые не были упомянуты ранее. Три из них специализируются на исследованиях и разработках, а еще на одном прорабатывают формулу для производства ХО.

США и НАТО стремятся как можно скорее подключить Турцию к конкретному участию в международной коалиции против ИГ в Ираке и Сирии. Анкрау 9 октября посетили американский генерал Дж. Аллен, координирующий действия коалиции, и Б. Маккормак – ответственный представитель США в Ираке, которые провели переговоры с турецкими руководителями по вопросу участия Турции в борьбе с ИГ. Глава Пентагона Ч. Хейгл отметил, что наилучшей помощью американским вооруженным силам со стороны Турции стало бы предоставление доступа к авиабазе Инджирлик на юго-востоке страны для проведения операций против ИГ. Анкару также посетил новый генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг. Он заявил, что альянс будет всегда поддерживать Турцию и высоко оценивает решение турецкого парламента, в соответствии с которым ВС страны могут участвовать в военных операциях в Сирии и Ираке. Турецкое руководство, подтверждая участие своей страны в международной коалиции против ИГ, пока не идет на прямое участие в боевых действиях против экстремистов за пределами национальной территории. В Анкаре сообщили, что Турция не намерена проводить наземную операцию против ИГ в Сирии в одиночку. Анкара также настаивает на создании беспилотной и буферной зон в САР в районе границы с Турцией. Но главное, турки хотят получить от США гарантии в борьбе с режимом президента Сирии Б. Асада. Президент Франции Ф. Олланд 10 октября поддержал идею создания буферной зоны на сирийско-турецкой границе, но США пока не рассматривают вариант создания такой зоны, однако ведут о ней переговоры с Анкарой. В российском МИДе заявили, что решение о буферной зоне в Сирии может принять только Совет Безопасности ООН.

11 октября президенты России и Турции В. Путин и Р. Т. Эрдоган в ходе телефонного разговора обсудили угрозы, исходящие от группировки ИГ.

На минувшей неделе беспорядки охватили города в более 20 провинциях Турции. В шести провинциях — Диярбакыр, Мардин, Сиирт, Муш, Ван, Батман – был введен комендантский час. В этих регионах протесты и беспорядки приобрели наиболее экстремистскую форму. Для наведения порядка в Диярбакир и Стамбул введены военные и жандармы. В протестах участвовали в основном турецкие курды, сторонники местных курдских партий и Рабочей партии Курдистана. Причиной выступлений стали события в сирийском городе Кобани. Манифестанты протестовали против позиции правительства Турции, которое не оказывает помощь курдским ополченцам, обороняющим город. Столкновения происходили не только между протестующими и полицией, но и между сторонниками различных курдских группировок. Сообщается о гибели 36 и ранении свыше 360 человек, около 400 участников протестных акций задержано полицией. Президент Турции Р. Т. Эрдоган обвинил оппозиционную Народно-республиканскую и курдскую Народно-демократическую партию в подстрекательстве к уличным беспорядкам.

Сложная обстановка сохраняется в Йемене. Шиитские мятежники — хоуситы, контролирующие столицу страны Сану и северные районы республики, отвергли предложенную президентом республики А. М. Хади на пост главы правительства кандидатуру А. А. бен Мубарака, который подал в отставку 8 октября – через сутки после своего назначения. Хоуситы заявили, что кандидатура Мубарака была навязана внешними силами, а именно США. В Сане 10 октября был совершен крупный теракт, приведший к гибели 47 человек – сторонников хоуситов. На востоке страны в провинции Хадрамаут активизировались боевики экстремистской группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове», совершающие нападения на госучреждения, военных и полицию. На минувшей неделе в очередной раз был взорван главный экспортный нефтепровод Йемена, расположенный в провинции Мариб к востоку от Саны. Сообщается, что отряды хоуситов продвигаются в направлении пролива Баб-эль-Мандеб, соединяющего Красное море и Аденский залив. Мятежники также заявляют, что у них нет планов вывода своих вооруженных отрядов из столицы. Президент республики А. М. Хади обрисовал ситуацию в Йемене как «критическую» и заявил о необходимости «помешать развертыванию йеменского кризиса в вооруженное противостояние и гражданскую войну». Тем временем сообщается, что с участием представителей хоуситов продолжаются переговоры о формировании нового йеменского правительства.

Нестабильной и сложной остается ситуация в Ливии. Вблизи столицы Триполи и на востоке страны в районе Бенгази не прекращаются бои между проправительственными силами и вооруженными формированиями исламистов. В конце минувшей недели проправительственные войска отбили у противника несколько населенных пунктов западнее Триполи. Из-за продолжающихся боев за последние три недели около 100 тыс. человек вынуждены были покинуть свои дома в окрестностях Триполи. Всего же, по информации ООН, по стране насчитывается более 280 тыс. беженцев.

На прошедшей неделе премьер-министр Ливии А. А. ат-Тани посетил Египет, где провел переговоры с президентом АРЕ А. Ф. ас-Сиси и другими руководителями соседней страны. Египет выразил полную поддержку законным властям Ливии – Палате представителей (парламенту) и правительству А. А. ат-Тани. В Каире А. А. ат-Тани была обещана «комплексная поддержка» – политическая, экономическая и военная с целью вывода Ливии из «глубокого кризиса и восстановления престижа государства». При этом особый упор будет сделан на содействие в деле создания единой ливийской национальной армии и спецслужб. Стороны также обсудили вопросы обмена информацией по вопросам борьбы с терроризмом, обеспечения безопасности и усиления контроля на ливийско-египетской границе (1150 км), через которую в настоящее время «боевики легко перемещаются в обоих направлениях».

11 октября Триполи посетил генеральный секретарь ООН Пан Га Мун. Глава международной организации выступил на встрече с парламентариями, которые бойкотируют мирные переговоры под эгидой ООН, призвав все ливийские вооруженные формирования сложить оружие и покинуть занятые ими города, аэропорты и здания в ряде городов. Пан Ги Мун заявил, что «только политический диалог поможет стране выйти из сложившейся ситуации и прекратить насилие. Необходим единый парламент, представляющий законные права всех слоев ливийского общества».

В последнее время армия и силы безопасности Египта провели ряд крупных антитеррористических операций на Синайском полуострове, уничтожив большое число боевиков «Ансар Бейт аль-Макдис» — наиболее опасной террористической группировки, действующей в этом регионе. Рейды с участием бронетехники и боевой авиации проводились главным образом на севере полуострова, в том числе в районе границы с сектором Газа.

10 октября коалиционное палестинское правительство под председательством премьер-министра Р. Хамдаллы провело первое заседание в секторе Газа. Тем самым палестинские политики хотели продемонстрировать позитивные сдвиги в отношениях между соперничающими движениями ФАТХ и ХАМАС (последнее контролирует анклав в Газе). На заседании обсуждались вопросы, связанные с восстановлением сектора Газа после недавней военной операции Израиля, проблемы занятости населения в анклаве и работы контрольно-пропускных пунктов, расположенных на границе Газы с Израилем и Египтом. В МИД России заявили, что наша страна «будет активно взаимодействовать с правительством национального единства Палестины в интересах развития и укрепления традиционно дружественных двусторонних отношений в различных областях».

В Каире 12 октября прошла конференция по оказанию финансовой помощи в восстановлении сектора Газа. В ней приняли участие делегации свыше 50 государств и международных организаций. Наиболее крупные взносы обещают сделать Катар (1 млрд долларов), Евросоюз (450 млн евро), США (414 млн долларов), Кувейт, ОАЭ и Турция (по 200 млн долларов). Палестинское правительство считает, что для восстановления Газы необходима сумма в 4 млрд долларов. Израиль выразил протест в связи с тем, что его делегация не была приглашена на каирскую конференцию.

Вновь обострилась обстановка в зоне месторождений природного газа в восточной части бассейна Средиземного моря. Президент Кипра Н. Анастасиадис 8 октября обратился к генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну с просьбой вмешаться в ситуацию в этом регионе и попытаться убедить Турцию воздержаться от нарушения суверенных прав его страны. По мнению Анастасиадиса, провокационные действия Анкары «могут нанести тяжёлый удар по переговорному процессу по урегулированию кипрской проблемы», нацеленному на воссоединение страны в рамках единой федерации. Президент Кипра также сообщил о своём решении приостановить участие в переговорах с лидером турок-киприотов Д. Эроглу, намеченных на 9 и 10 октября, с тем чтобы дать время Пан Га Муну и правительствам стран — постоянных членов Совета Безопасности ООН убедить Турцию пересмотреть своё решение. Ранее, 3 октября Турция объявила о намерении начать сейсмическую разведку месторождений природного газа к югу от острова в зоне, где итальянская корпорация «Эни» и южнокорейская компания «Когаз» ведут бурение скважины в соответствии с соглашением с правительством Кипра. 7 октября Турция направила к острову свои военные корабли. Анкара выступает против проведения Кипром работ по освоению запасов природного газа на шельфе острова до урегулирования кипрской проблемы. В Анкаре считают, что эти действия Никосии ущемляют права турок-киприотов на законную долю от возможных доходов, связанных с реализацией в будущем углеводородных ресурсов.

Приложение

Об отношениях Марокко с США 

Марокканское руководство, сознавая важность для страны американской политической поддержки, особенно в деле урегулировании принципиально важной для Рабата проблемы Западной Сахары, получения от Вашингтона финансовой, научно-технической и военно-технической помощи, заинтересовано дальнейшем развитии и упрочении партнерских отношений с США. По словам короля Мохаммеда VI, Марокко поддерживает с США «отличные отношения», представляющие собой «особое стратегическое партнерство».

Что касается США, то важное геостратегическое положение Марокко на стыке Европы и Северной Африки во многом объясняет интерес Вашингтона к этой стране. Америка неоднократно заявляла о своей непосредственной заинтересованности в стабильном развитии королевства, в укреплении его безопасности как прозападно ориентированного государства. Вашингтон рассматривает Рабат в качестве надежного партнера в Западном Средиземноморье, Магрибе, арабском мире и Африке, на поддержку которого он может рассчитывать. В 2004г. американская администрация предоставила Марокко статус важного (привилегированного) союзника США вне НАТО, что позволило Рабату участвовать в совместных военных программах, снять существовавшие ранее ограничения на поставки некоторых видов вооружения и военной техники и, что немаловажно, получать дополнительную американскую финансовую помощь.

В ноябре 2013 г. состоялся визит короля Марокко Мохаммеда VI в США (в предыдущий раз марокканский монарх был в Вашингтоне в 2004 г.). На переговорах с президентом Б. Обамой обсуждались, в частности, вопросы «борьбы против экстремизма, поддержки демократических преобразований, содействия экономическому развитию на Ближнем Востоке и в Африке».

Марокко и США обсуждают важные проблемы в сферах внешней политики и безопасности в рамках стратегического диалога с участием глав внешнеполитических ведомств двух стран. Первый раунд этого диалога прошел в сентябре 2012 г. в Вашингтоне, а второй — в апреле 2014 г. в Рабате. По итогам встречи в Рабате стороны подчеркнули, что и в дальнейшем «будут усиливать консультации по вопросам стратегии, открывать новые пути сотрудничества и осуществлять поиск возможностей диверсификации механизмов сотрудничества». Марокко и США подтвердили также свое намерение интенсифицировать двустороннее сотрудничество в вопросах региональной безопасности. При этом госсекретарь США Дж. Керри приветствовал усилия Марокко в этой сфере.

Как известно, Вашингтон изначально (с 1975 г.) в целом поддерживал марокканскую позицию по решению проблемы Западной Сахары. США положительно оценили инициативу Рабата (2008 г.) о предоставлении сахарским провинциям широкой автономии в составе марокканского королевства, назвав этот план «серьезным и реалистичным».

Вместе с тем, позиции Рабата и Вашингтона по западносахарской проблеме не всегда совпадают, что приводит к трениям в двусторонних отношениях. Так, в апреле 2013 г. Соединенные Штаты в проекте резолюции Совета Безопасности ООН записали положение о включении в мандат Миссии ООН в Западной Сахаре функции контроля за соблюдением прав человека в этом регионе, что вызвало резкое недовольство со стороны Марокко. В знак протеста Рабат даже отменил проведение ежегодных совместных учений армий двух стран. После того, как США отказались от этой затеи, инцидент был исчерпан.

Вашингтон, проводя курс на развитие многопланового сотрудничества с Алжиром, выступают за скорейшую политическую нормализацию мароккано-алжирских отношений, «преодоление препятствий и обоюдное содействие стабильности, безопасности и интеграции Магриба». В Вашингтоне позитивно относятся к идее проведения прямых переговоров между Рабатом и Алжиром, в том числе по урегулированию Западной Сахары. Однако при этом американцы «не являются сторонниками навязывания решения какой-либо из сторон». Такое поведение США, как полагают эксперты, «обусловлено и нежеланием впутываться в региональные споры между двумя странами». Тем самым Вашингтон в своей политике в Магрибе стремится к тому, чтобы, «с одной стороны, не ухудшить свои связи с уже традиционным союзником в лице Марокко, а с другой стороны, не сорвать наметившееся сближение с Алжиром».

Рабат в сирийском конфликте изначально принял сторону противников режима президента Б. Асада и всячески поддерживает американскую политику на сирийском направлении.

Отмечая прогресс Марокко в вопросах соблюдения прав человека, по сравнению с рядом других арабских стран, США, тем не менее, критикуют сохраняющиеся в королевстве многочисленные недостатки в этой сфере. В частности, это касается пыток и других злоупотреблений, совершаемых полицией и органами безопасности, нарушений в сфере судопроизводства, коррупцию, которая остается «серьезной проблемой во всех ветвях власти». В этой связи Вашингтон призывает Рабат активнее проводить политические реформу демократической направленности, прилагать больше усилий для решения обостряющихся социальных проблем страны, главная из которых – безработица среди молодежи.

Динамично развиваются двусторонние торгово-экономические отношения. В частности, среднегодовой рост товарооборота между Марокко и Соединенными Штатами в период с 2006 г. по 2013 г. составил 25%. Особое значение для королевства имеют регулярные поставки американской пшеницы. В целом же доля США во внешней торговле Марокко не столь велика. Американцев здесь опережают такие страны как Франция, Испания, Италия, Китай, Германия, Индия и Саудовская Аравия.

Большое значение для Марокко имеет периодически предоставляемая США финансовая помощь. США также оказывают Марокко содействие в осуществлении различных экономических и социальных проектов, в том числе по линии частного сектора.

Активно развивается сотрудничество между Марокко и США в борьбе с терроризмом. Марокканские спецслужбы поддерживают тесные контакты с американскими ФБР и ЦРУ. Королевство является постоянным участником региональных антитеррористических учений для стран Магриба и Сахеля «Финтлок», которые регулярно проводятся под руководством США в рамках американской программы «Транссахарской антитеррористической инициативы». Госдепартамент США 7 августа 2014 г. объявил о намерении Вашингтона и Рабата укрепить двустороннее сотрудничество в вопросах «борьбы против терроризма и подготовки кадров для этой борьбы». Согласно подписанному сторонами рамочному соглашению, Соединенные Штаты и Марокко намерены сотрудничать в «урегулировании кризисов, укреплении безопасности границ, проведении расследований дел обвиняемых в терроризме». Стороны также договорились вместе содействовать подготовке антитеррористических кадров в странах-партнерах в Магрибе и Сахеле. Рабат поддержал последнюю инициативу президента Б. Обамы по созданию широкой международной коалиции для борьбы с экстремистской группировкой «Исламское государство».

США являются основным партнером Марокко в сфере военного и военно-технического сотрудничества. В настоящее время американцы реализуют несколько программ сотрудничества: подготовка кадров для королевских ВС, поставки вооружения, военной техники и снаряжения, проведение совместных учений на марокканской территории, участие в строительстве военных объектов. Действует совместный комитет по военному и военно-техническому сотрудничеству. Корабли ВМС США совершают регулярные заходы в порты Марокко. По соглашению от 1982г. США могут использовать марокканские военно-воздушные базы в Кенитре, Сиди-Слимане и Бен-Герире «в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на Ближнем Востоке и в Африке». Близок к завершению подписанный в 2009 г. контракт на поставку марокканским ВВС 24 американских тактических истребителей F-16C/D Блок-50/52. Конкурентом этого истребителя был французский «Рафаль», однако Рабат выбрал именно F-16. В 2012 г. завершилась поставка 24 учебно-тренировочных самолетов Т-6С «Тексан-2». Королевство стало вторым по значимости партнером Пентагона (после Израиля) по американской программе реализации излишков вооружений. Только в 2014 г. по этой программе Марокко получит вооружения и техники на сумму в 90 млн долларов. Это — колесный и гусеничный автотранспорт, средства связи, артиллерийские системы, индивидуальная амуниция.

Таким образом, мароккано-американские отношения в целом развиваются стабильно и, несмотря на порой возникающие трудности и «шероховатости», имеют хорошие перспективы для дальнейшего укрепления и развития.

52.26MB | MySQL:103 | 0,557sec