О политической и экономической ситуации в Судане

Центральный банк Судана опубликовал ежемесячную сводку, из которой следует, что инфляция в стране снизилась с 46,4% в августе до 39,2% в октябре с.г. Падение инфляции совпало с укреплением суданского фунта по отношению к американскому доллару. Центробанк также отметил, что средние цены на основные продукты питания (мясо, хлеб, зерновые и бобовые культуры, овощи) снизились в среднем на 2,5% , а они составляют 36% общего объема всех трат населения. Это также сказалось на инфляционном уровне. Свой вклад в снижение инфляционных ожиданий внесло и понижение спроса на группу напитков. Но основным, в данном случае, является цена на мясо, которое традиционно дешевеет осенью с учетом перегона стадов кочевников с их южных пастбищ. Группа мясных продуктов отметилась в этой связи снижением цен на 4,5%, бобовые на 2,2%, зерновые – на 5,4%, овощи и фрукты – 4,3%. Соответственно укрепилась и национальная валюта. На «черном» рынке в последние две недели курс фунта укрепился с 9,50 до 8,66 за 1 доллар США. Согласно ожиданиям на этом рынке, который является самым лучшим индикатором, доллар будет продолжать падать, и в ближайшее время за него будут давать 8 фунтов. Официальный курс доллара в Центробанке – 5,8 фунтов. Оживление «черного» валютного рынка вызвало адекватную активность Национальной службы безопасности и разведки, дабы предотвратить массированные спекуляции на валютном рынке через систему Форекс.

Сразу отметим, что такая позитивная экономическая статистика связана исключительно с наступлением «сезона дождей» и соответствующей экономической конъюктурой. Общее положение в этой области продолжает оставаться крайне плачевным. Страна не может окончательно избавиться от сырьевой зависимости своей экономики и отсутствия альтернативы пополнения валютных запасов страны. Золотодобыча, на которую Хартум делал основную ставку, в условиях экономических санкций со стороны США и фактического изолирования суданской финансовой системы от мировой, не оправдала ожиданий Попытки же договориться с Ваштнгтоном об их смягчении успехом не увенчались. США явно взяли курс на смену пока персонально президента О.аль-Башира, который еще и находится под прессом вердикта Международного уголовного суда (МУС). При этом явно делается расчет на борьбу внутри правящей суданской верхушки. Как отголосок этой борьбы следует рассматривать и последнее заявление советника президента Нафи Али Нафи о том, что все попытки такую борьбу стимулировать, обречены на провал. Правда, он признал наличие в правящей партии групп, планирующих выдвинуть собственных кандидатов в президенты. Но при этом оговорился, что подавляющее большинство партийных ячеек выступают за переизбрание О.аль-Башира на новый срок. В любом случае сам суданский президент согласен на такой вариант при условии, что за это проголосует съезд партии (по уставу он выбирает пять претендентов), а затем совет партии утвердит единственного кандидата. Что это случится сейчас, мало кто сомневается. Все действительно реально опасные оппозиционные партийные группы были «зачищены» еще два года назад по обвинению «в попытке свержения существующего строя». Само выступление Нафи Али Нафи фактически означает начало предвыборной кампании О.аль-Башира. Американцы же делают ставку на возникновение в результате социальных катаклизмов массового протестного движения и приход к власти в результате коалиционного правительства с серьезным перевесом в нем представителей «светского блока» внутренней суданской легальной оппозиции, в лице партии «Аль-Умма» или Юнианистско-демократической партии. Возвращение к власти сторонников Х.ат-Тураби считается самым плохим сценарием развития событий.

Следует признать, что в данном случае вероятен риск возникновения нового очага нестабильности в Африке, поскольку уход нынешнего суданского президента вряд ли состоится в добровольном режиме. А это означает уход и целой плеяды приближенных к нему лиц, типа О.Тахи, нынешнего министра обороны Мохаммеда, Нафи Али Нафи, и т.п. В этой ситуации страну ждет риск сепаратистских настроений в Дарфуре, Южном Кордофане, Голубом Ниле, что естественно в условиях ослабления центральной власти. При этом Дарфур, по всей видимости, превратится в «зону хаоса», в которой различные племена с новым ожесточением начнут делить пастбища и природные ресурсы. И это борьба совершенно не означает, что она будет проходить, как и прежде, по линии «африканцы-арабы». Это будет уже война всех против всех. В самом же Хартуме следует ожидать приход к власти жесткого исламистского крыла, четко ориентированного на страны Персидского залива, прежде всего КСА. Основной фигурой этого крыла является нынешний министр иностранных дел А.Карти, который всегда категорически высказывался против любого сближения с Ираном. Но удержать «окраины» это правительство с учетом крайне слабого технического оснащения суданских вооруженных сил, не сможет. Это будет означать фактическую потерю основных нефтедобывающих районов Судана и, как следствие, резкое ослабление не просто экономического положения, но и реальное возникновение всех предпосылок для гуманитарной катастрофы. Такая ситуация будет усугубляться периодической инфильтрацией исламистских боевиков на суданскую территорию из соседней Ливии. В результате Судан станет последним звеном, логически замкнувшим «вольтову дугу» экспансии исламизма от зоны Сахеля до региона Африканского Рога. При этом Южный Судан уже фактически представляет собой абсолютно раздробленное государство, в котором снова было нарушено перемирие и возобновились бои между динка и нуэр.

В этой ситуации было бы более целесообразным поддержать  «предсказуемый» режим в Хартуме путем частичного ослабления экономических санкций, что и было, кстати, в свое время обещано Вашингтоном Хартуму «за беспроблемное отсоединение Южного Судана.  Это удержало бы эту страну от реального сценария скатывания в жесткий радикализм.

52.33MB | MySQL:103 | 0,579sec