О развитии политического процесса в Йемене

На юге Йемена традиционно отмечали еще «социалистический» праздник — годовщину «революции 14 октября». Это происходит каждый год, но если раньше в праздновании принимали участие в основном ветераны-«социалисты», то сейчас среди митингующих на центральной площади в Адене было много членов партии «Ислах» и представителей других партий. Это, в общем-то, объяснимо, поскольку очередная годовщина независимой НДРЙ в данном случае преподносилась «как поворотный момент в истории страны». Если расшифровать — то собравшиеся полагают, что ситуация в стране в настоящее время имеет все предпосылки к тому, чтобы Южный Йемен встал на прочный путь государственной самостоятельности, а первым шагом к этому должно стать возвращение страны к административному делению страны на две больших провинции, которые условно пройдут по старым государственным границам между НДРЙ и ЙАР. Это, напомним, будет прямой отменой принятого недавно Конференцией национального диалога решения о новом делении страны на шесть округов. И сейчас такое решение выглядит не таким уж невозможным, как еще три месяца назад.

Естественно, что такие настроения дополнительно активизировались после событий в Йемене, захвата столицы страны и практически шести северных провинций повстанцами-хоуситами. За последние три дня они дополнительно к этому захватили и фактически блокировали все подступы к крупнейшему морскому порту страны на Красном море Ходейде, который является крупнейшим перевалочным пунктом по торговле оружием, и повстанцы сумели захватить в нем несколько крупных арсеналов вооружения. Часть из них, кстати, принадлежала сводному брату бывшего президента Али Абдаллы Салеха — Али Мохсену аль-Ахмару. Во времена правления своего брата он и был основным «хозяином» контрабандных каналов на севере страны. Так что после разгрома верной ему бригады на севере страны и захвата местных арсеналов он сразу же серьезно потерял в боеспособности верных ему отрядов в столичном регионе. Захват Ходейды это положение только усугубило, причем не только с военной точки зрения, но и, прежде всего, экономической. Собственно, два этих понятия в Йемене очень тесно взаимосвязаны. Хоуситы с молчаливого разрешения Саудовской Аравии монополизировали контрабандную торговлю и нелегальные миграционные потоки. И теперь с захватом Ходейды они получили контроль еще и над морским каналом получения оружия и боеприпасов. Вторым, как мы уже сообщали, основным является сухопутный путь через Хадрамаут.

Все это в условиях резкого ослабления власти в лице президента А.М.Хади вполне предсказуемо может привести к усилению центробежных тенденций в Йемене. Правда, пока тактика хоуситов напоминает больше «ползучий» переворот, нежели чем быстрый вооруженный захват власти. Они уже вынудили президента А.М.Хади назначить в качестве своих советников двух представителей своего движения. Теперь, видимо, хоуситы готовы самым кардинальным образом повлиять на назначение нового «удобного» премьер-министра и ряда ключевых членов кабинета. В том числе и путем получения министерских портфелей. Собственно, по такой схеме они и будут инфильтровываться во властные структуры и постепенно усилят свое присутствие в них.

Вот этот сценарий и вызывает самую большую озабоченность у Эр-Рияда. Возникновение шиитского очага у себя на границах является для саудовцев, пожалуй, серьезнейшим вызовом после активности боевиков «Исламского государства» (ИГ) на северных границах королевства. В этой связи саудовцы вновь, после почти двухгодичного перерыва, возобновили финансовые дотации шейхам северных племен группы Хашед. Формальным поводом стало наступление главного мусульманского праздника жертвоприношения, но ряд экспертов утверждают, что такое финансирование возобновлено на регулярной основе. Оно было прекращено Эр-Риядом в рамках противодействия деятельности лидеров партии «Ислах» в лице братьев Ахмар за их переход в орбиту влияния Катара. Племена Хашед как раз являлись их основной вооруженной силой. Теперь настало время нового усиления в качестве создания некого противовеса набирающим силу хоуситам. Другой вопрос, что племена Хашед в настоящее время серьезно ослаблены последними военными поражениями от тех же хоуситов и расколоты. При этом часть из них продолжает оставаться на содержании катарцев или братьев Ахмаров. Вообще с уходом последних на политическую периферию образовался некий вакуум центра силы именно на исламистском фланге политического йеменского спектра. До недавнего времени это была самая мощная в военном отношении сила.

«Подкормка» шейхов может быть связана и с началом разыгрывания саудовцами карты по возвращению клана бывшего президента А.А.Салеха во власть. По крайней мере, они усиленно лоббируют эту идею на встречах с президентом страны Йемена А.М.Хади. Пока речь идет только о сохранении «людей Салеха» в ряде силовых структур, в частности – МВД и армии. Но, как представляется, это только первый шаг, поскольку конечная цель Салеха, безусловно, — возвращение во власть своего сына Ахмеда, который на данный момент находится в ОАЭ в качестве посла. Эр-Рияд, несмотря на то, что он, собственно, еще три года назад являлся одним из спонсоров «йеменской революции» и инициатором т.н. «инициативы заливников», теперь пытается отыграть, если не полностью, то частично назад. Напомним, что эта инициатива предусматривала безусловный уход А.А.Салеха и ставила «крест» на его попытках передать «престол» своему сыну. В принципе недовольство этими планами со стороны руководства «Ислах» и было основной причиной «революции». Теперь саудовцы могут, под предлогом «шиитской угрозы», пойти на реанимацию клана Салеха в связке с лояльными ему племенами. В том числе и имея в виду уступки со стороны Ахмеда Салеха (в случае его прихода к власти, разумеется) по подписанию протоколов к приграничному соглашению, которые вводят мораторий на добычу нефти в тридцатикилометровой приграничной зоне. А.М.Хади, несмотря на все попытки Эр-Рияда настоять на этом, категорически отказался ои их подписи.

52.25MB | MySQL:103 | 0,496sec